Статья «Формирование математических представлений у воспитанников с особыми образовательными потребностями (ОВЗ)»
Формирование математических представлений
у воспитанников с особыми образовательными потребностями (ОВЗ)
Автор: Абрамова Ирина Владимировна
воспитатель группы коррекционной направленности для детей с ТНР
первая категория
Организация: муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» (ДОУ № 4 Сказка)
Населённый пункт: Мурманская область г. Заозерск
Тезиз
Формирование математических представлений у детей с ОВЗ - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями, выстраиваемый с учётом определённых принципов. Математическое развитие осуществляется в разных видах деятельности при взаимодействии всех участников педагогического процесса.
Пусть ребенок осваивает мир –
и даже такую сложную дисциплину,
как математика - с легкостью и интересом!
А. В. Белошистая
Мир, в который приходит человек, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, ребёнку необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но он насыщен познанием! [1]
Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции, осуществление целенаправленных интеллектуальных действий. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушений в их развитии. [2]
К основным задачам формирования математических представлений детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями относятся:
1. Развитие логико-математических представлений (представлений о конкретных величинах, о математических свойствах и отношениях
предметов, геометрических фигурах, числах, закономерностях и зависимостях).
2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания
математических свойств и отношений: сопоставление, обследование,
упорядочение, группировка, разбиение.
3. Развитие логических способов изучения математических свойств и
отношений (абстрагирование, анализ, отрицание, обобщение, сравнение,
сериация, классификация).
4. Овладение экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (моделирование, экспериментирование, воссоздание, трансформация).
5. Освоение математических способов познания действительности: измерение, счет, простейшие вычисления.
6. Развитие точной, доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря.
7.Развитие интеллектуально-творческих проявлений у детей: сообразительности, смекалки, находчивости, догадки, стремление найти
нестандартное решение задач.
8. Развитие инициативности и активности детей.
9. Воспитание готовности обучаться в школе: развитие ответственности, самостоятельности, настойчивости при преодолении трудностей, мелкой моторики и координации движений глаз, умений самооценки и самоконтроля.)
Организация образовательной деятельности с воспитанниками с ОВЗ по формированию математических представлений
Воспитательно-образовательный процесс по формированию элементарных математических представлений у воспитанников с особыми образовательными потребностями выстраивается с учётом следующих принципов:
доступность - соотнесение содержания, характера и объёма с уровнем развития, подготовленности детей;
принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
использование разнообразного и разнопланового дидактического материала;
стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение действий; возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
системность–формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру; [3]
преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
К занятиям необходимо тщательно готовиться: продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний (ФГОС ДО указывает на «…недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей….»[4] Подобрать разнообразный материал, его размещение, продумать формы организации деятельности детей ( индивидуальная работа, фронтальная, в парах, в подгруппах и т. д.)
продумать формулировку вопросов и инструкций. Вопросы и инструкции должны быть краткими, конкретными, понятными детям. Результат обучения детей элементарным математическим представлениям направлен не столько на приобретение и усвоение ЗУН (знаний, умений, навыков), сколько на формирование отношений к окружающей действительности и развитию умственных способностей. Необходимо так организовывать опыт ребенка по формированию элементарных математических представлений, чтобы он учился пользоваться не только сенсорными эталонами (величина, форма и т.д.), но и умел осуществлять рациональные действия (счет, измерение, величина). [5]
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников используются следующие инновационные методы, приемы и технологии:
элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
сравнение;
метод моделирования и конструирования
решение логических задач;
экспериментирование и опыт
воссоздание и преобразование
информационно коммуникативные технологии
мнемотехнику
здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики)
В настоящее время все большее распространение и популярность приобретают интегрированные занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей. Интеграция образовательных областей на таких занятиях оказывается очень эффективной. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности. Точное усвоение знаний обеспечивается повторением изучаемого материала. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьировании приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более точными и обобщенными. Одним из условий математического развития дошкольников в образовательной организации является создание предметно-пространственной и информационной среды.
Математическое развитие дошкольников в разных видах деятельности
Формирование математических представлений у детей с ОВЗ осуществляется в разных видах деятельности: в повседневной жизни; привлечение внимания детей друг другу, оказание помощи (в известных пределах), участие в коллективной деятельности с математическим содержанием, совместное выражение чувств, возникающих в зависимости от ее результата; в специальных играх и упражнениях; в обучении сюжетно–дидактическим и театрализованным играм, где вычленение, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений было целью и средством деятельности.
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. И здесь мы используем дидактические, подвижные игры (здесь ведется работа по ориентировке в пространстве и относительно своего тела, закрепляется количественный счёт), сюжетно-ролевые игры (одна только игра "Магазин" как закрепляет математические знания детей!) Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма. Эффективным средством в усвоении основ математики являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, конструирование, оригами, аппликация. Мы обращаем внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. Во время рисования отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где нужно изобразить объект.
Формирование элементарных математических представлений непосредственно связано с речевым развитием, где основной задачей является развитие математического словаря у детей. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также способствует формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. Сочетание речевого развития и продуктивной деятельности детей, развития познания и воображения приводят к наилучшим результатам при освоении детьми элементарных математических представлений.
Для математического развития детей часто используют проектную деятельность. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Главная цель организации проектной деятельности — развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. Познавательная деятельность и математическое развитие взаимосвязаны даже на прогулке: посчитать, сравнить дома по высоте, дорожки по ширине, определить правую и левую стороны. Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д. Отдельно стоит сказать об индивидуальной работе с детьми, где всё внимание направлено на конкретного ребёнка, подбираются приёмы, материалы, игры для достижения поставленных задач взаимодействия.
Вся окружающая действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразных видов деятельности, в общении со взрослыми является источником развития элементарных математических представлений.
Организация взаимодействия педагогов с семьями по формированию математических представлений у воспитанников
Взаимодействие участников педагогического процесса понимается как согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов. Эффективное взаимодействие предполагает четкое описание действий и компетентности участников образовательного процесса. Главное в работе с родителями – формирование их активной позиции в воспитании и обучении детей.
Основные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования математических представлений являются анкетирование, которое выявляет уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников; доклады и сообщения на родительских собраниях с демонстрацией заданий, математических викторин, во время которых родителям дается возможность овладеть отдельными методическими приемами, которые можно использовать в индивидуальной работе с ребёнком дома; индивидуальные и групповые консультации, беседы, мастер-классы для родителей, выставки наглядных пособий и дидактических игр, знакомство с их задачами и содержанием; представление информации и рекомендаций на информационных стендах, на официальном сайте ДОУ и групповой группы ВК; участие родителей совместно с детьми в викторинах и олимпиадах математического содержания; проектная деятельность. В результате взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и психолога родители детей с ОВЗ понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду по формированию математических представлений, а также свою ответственность; полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей; включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Заключение
Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную
практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с ограниченными возможностями здоровья не развивается полноценно без специального обучения. Такие дети могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.[2]
Формирование математических представлений у детей с особыми потребностями не является изолированной задачей, а входит в общей комплекс воспитания и развития неотъемлемой составной частью. Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ строится с учетом закономерностей развития математических представлений у нормально развивающихся детей. Все направления по формированию элементарных математических представлений являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи решаются комплексно во всех формах его организации. Педагогическая система формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста базируется на комплексном подходе. Этот подход является ведущим при обучении всем видам деятельности детей дошкольного возраста.[6]
Литература:
1. Развитие познавательной деятельности дошкольников в повседневной жизни детей Гулевская Э. Н., Пшеничная И. В. / https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/02/22/opyt-raboty-po-teme-razvitie-poznavatelnoy-deyatelnosti
2. Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ через организацию сюжетно - игровых занятий в рамках инклюзивного образования Фрезе Н. В., Литвинова Ю. А./ https://ds225.edu42.ru/wp-content/uploads/sites/16/2018/03/Formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavlenij-u-detej-s-OVZ-cherez-organizatsiyu-syuzhetno-igrovyh-zanyatij-v-ramkah-inklyuzivnogo-obrazovaniya.pdf
3. «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Садекова Г. И./ https://infourok.ru/razvitie-matematicheskih-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-realizacii-fgos-do-5025521.html
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
5. Калинина И. Г., Толкова Н. М., Тимохина Т. В. Специфика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивных групп // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 351-360. doi: 10.32744/pse.2019.4.27
6. Шацкая Ю.В. Комплексный подход к формированию элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 342-343. – ISBN 978-5-9907548-5-0.