Статья «Формирование общих и профессиональных компетенций при изучении профессионального модуля "Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства" по теме "Разработка ситуационного плана с функциональным зонированием"»
Сосяк Олеся Викторовна
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»
Формирование общих и профессиональных компетенций при изучении профессионального модуля Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства по теме «Разработка ситуационного плана с функциональным зонированием»
В современном обществе, по мнению многих работодателей, компьютерная грамотность сотрудников столь же необходима, как и умение выразить и представить свою идею.
Компьютерная грамотность - владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества [1]. На текущий момент компьютерная грамотность обучающихся является одним из критериев оценки результатов.
Однако эффективность использования ИКТ на занятиях в настоящее время не всегда является высокой. Одним из основных факторов, влияющих на эффективность использования ИКТ в учебном процессе, является, зачастую низкий мотивационный уровень обучающихся, поступивших в профессиональные учебные заведения. Поэтому работа с обучающимися по использованию ИКТ ведется по следующим направлениям:
· выявление и активизация заинтересованности по предмету;
· внедрение ИКТ в учебный процесс, обращение к личному опыту студентов (например, разрешение выполнить презентацию по теме «Стили цветников» в «планшете», «смартфоне» и т.д.);
· разработка методических рекомендаций для выполнения практических и самостоятельных работ;
· разработка индивидуальных проектов по дисциплине, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Изменение методов преподавания под влиянием "электронного инструментария" позволяет сочетать профессиональную подготовку студентов с информационной. Для этого может быть полезным применение ИКТ для поиска и анализа информации при выполнении практических и самостоятельных работ по дисциплине (например, при разработке каталога растений по теме «Декоративные свойства древесных растений»).
Использование вычислительной техники непосредственно связано с профессией - от работы в текстовом редакторе до разработки 3D моделей объекта при проектировании благоустройства и озеленения территории. Поэтому формирование навыков профессиональной компьютерной грамотности является важным этапом при оценке уровня подготовки специалиста (например, формирование умения проектировать цветник с использованием компьютерных технологий по теме: «Проектирование цветника весеннего цветения из луковичных культур»).
Разработанное в методических рекомендациях практическое задание предназначено для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений предусмотренных рабочей программой профессионального модуля Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства для освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ [2].
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения проектных чертежей объектов озеленения с использованием компьютерных программ;
- разработки проектно-сметной документации;
уметь:
- пользоваться приборами и инструментами;
- применять стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС), пользоваться строительными нормами и правилами (СНиП);
- согласовывать юридические вопросы по землеустройству с заинтересованными сторонами;
- составлять предпроектный план, эскиз и генплан объекта озеленения;
- применять компьютерные программы при проектировании объектов озеленения;
- согласовывать проектную документацию со смежными организациями, контролирующими органами и заказчиками;
знать:
- стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС), пользоваться строительными нормами и правилами (СНиП);
- законы землеустройства и землепользования, кадастровый план объекта;
- основы геодезии и геопластики;
- гидрологические условия, геологические и почвенные характеристики объекта;
- специализированные приборы и инструменты;
- методы проектирования объектов;
- законы, методы и приемы проекционного черчения и архитектурной графики;
- компьютерные программы для ландшафтного проектирования;
- нормативные требования к оформлению проектно-сметной документации;
- основы психологии общения [2].
Тип урока: практическое занятие. На занятие отводится 90 минут.
Методы проведения: выполнение творческого задания.
Нормирование учебного времени соответствует эргономическим показателям урока:
- Организационный момент – 5 минуты. Приветствие и проверка присутствующих.
- Подготовительный этап – 5 минуты. Установление рабочей атмосферы. Представляется тема и цели занятия, проясняются условия работы. Определение и формулировка проблемы. Определение цели проекта. Обсуждение критериев оценки проекта.
- Рабочий этап – 40 минут. Самостоятельная работа студентов по разработке ситуационного плана с функциональным зонированием. Оформление работы в соответствии с требованиями.
- Защита проекта – 30 минут. Обобщение и конкретизация результатов работы (согласование ситуационного плана).
- Подведение итогов занятия и обмен впечатлениями – 10 минут.
В рамках реализации этого метода обучения может быть проведена оценка уровня сформированности общих и ключевых компетентностей студентов на основании понимания социальной значимости полученных знаний в личной или профессиональной деятельности, осуществлять поиск и использование информации, организовывать самостоятельную деятельность, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Планируемые результаты обучения - оценка сформированности:
ПК 1.2 Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности [2].
Объект оценки – ситуационный план с функциональным зонированием:
- письменное представление информации, созданной в процессе занятия с применением ИКТ, в соответствии с логикой вопроса и нормой оформления технической документации;
- владение терминологией;
- грамотность размещения функциональных зон.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Объект оценки – коммуникация обучающегося:
- устное предъявление информации, созданной в процессе исследования, в соответствии с логикой вопроса и нормами научного стиля;
- умение вести дискуссию.
Для выполнения практической работы обучающимся необходимо:
- ознакомиться с темой, целью, задачами работы и необходимым оборудованием для ее выполнения;
- прочитать и осмыслить задание;
- ознакомиться с теоретическим материалом и приступить к выполнению работы;
- оформить работу в соответствии с требованиями;
- сдать работу необходимо не позднее конца занятия.
Работа оценивается по следующим критериям:
- «Отлично» - работа выполнена 91 - 100% и оформлена в соответствии с требованиями.
- «Хорошо» - работа выполнена на 81-90 % без грубых ошибок.
- «Удовлетворительно» - работа выполнена на 71-80 % без грубых ошибок.
- «Неудовлетворительно» - работа выполнена на 70% или менее, или допущены серьезные ошибки.
Практическое занятие по теме:
«Разработка ситуационного плана с функциональным зонированием»
Цель работы: способствовать формированию умения разрабатывать и согласовывать ситуационной план с функциональным зонированием для ландшафтного объекта с применением ИКТ.
Задачи:
- формирование умения применять стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС), пользоваться строительными нормами и правилами (СНиП) при разработке ландшафтного проекта;
- формирование умения применять ИКТ при проектировании объектов озеленения;
- формирование умения устного представления информации, ведения дискуссии.
Оборудование: бумага формата А4, черная гелиевая ручка, линейка, транспортир, методические рекомендации, принтер, Интернет-ресурсы, лицензионные компьютерные программы «Microsoft Office», «Paint» и «Наш Сад».
Задание:
1. Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями.
2. На основании ситуационного плана участка, выполненного с помощью программы «Наш сад», разработайте эскиз ситуационного плана с функциональным зонированием территории в программе «Paint».
3. Оформите эскиз с использованием программы «Microsoft Word» распечатайте документ и представьте на согласование.
Сценарий урока.
Преподаватель: Здравствуйте! Кто сегодня отсутствует? Сегодня ...., тема занятия «Разработка ситуационного плана с функциональным зонированием». Доведите до сведения отсутствующих домашнее задание: повторить пройденный материал по теме занятия. Для чего нам нужен ситуационный план с функциональным зонированием?
Студенты: Планировка и функциональное зонирование участка – один из важнейших моментов на этапе подготовительных работ перед формированием сада. Помните, что результат должен не только радовать глаз, но и отвечать всем потребностям и запросам членов семьи.
Преподаватель: Цель занятия способствовать формированию умения разрабатывать ситуационной план с функциональным зонированием для ландшафтного объекта.
Ознакомьтесь с методическими рекомендациями к занятию. Откройте ситуационный план объекта в программе «Наш Сад». Сделайте скрин изображения (например, рис. 1).
Рис. 1. Скрин ситуационного плана.
Вставьте его в программу «Paint» и разработайте эскиз ситуационного плана с функциональным зонированием территории. Разрешается пользоваться любой справочной информацией. Результаты работы сохраните в Microsoft Word в соответствии с требованиями оформления к проектной документации и распечатайте. На выполнение работы отводится 40 минут. По истечении времени вы должны представить ситуационный план с функциональным зонированием на согласование сокурсникам.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
задание оценивается по бальной системе – максимальное количество 15 баллов:
оценка «5» – 14-15 баллов; оценка «4» - 12-13 баллов; оценка «3» – 10-11 балла.
№ п/п |
Критерии оценки
|
Самооценка |
Взаимооценка |
1. |
письменное представление информации, созданной в процессе занятия, в соответствии с логикой вопроса и нормой оформления технической документации; |
|
|
2. |
использование профессиональных терминов |
|
|
3. |
грамотность размещения функциональных зон. |
|
|
4. |
устное представление документа на согласование в соответствии с логикой вопроса и нормами научного стиля; |
|
|
5. |
умение вести дискуссию. |
|
|
Результат обучения: умение разрабатывать и согласовывать ситуационный план с функциональным зонированием для ландшафтного объекта с применением ИКТ.
Список используемых источников
1. Компьютерная грамотность - https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/161138
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство № 461 от 07.05.2014г
3. Фурсова Л.М. и др. Ландшафтное проектирование. Учебное пособие: 2-е издание. / Фурсова Л.М., Разумовский Ю.В., Теодоронский В.С. // Жанр: Ландшафтный дизайн - Издательство: Форум, 2016 г. – 144с. ISBN: 9785000911686
4. Голованов А.И. и др. Ландшафтоведение. Учебник: 2-е издание, исправленное и дополненное/ Голованов А.И., Кожанов Е.С., Сухарев Ю.И.// Серия: Учебники для вузов. Специальная литература - Издательство: Лань, 2015 г. – 224с. ISBN: 9785811418091