Статья «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность.
Андрюхина Светлана Александровна
воспитатель МБДОУ детский сад № 301
«Нажить много денег – смелость;
Сохранить – мудрость,
А умело расходовать- искусство»
(Бертольд Ауэрбах)
Современные условия жизни диктуют новые условия развития и воспитания ребенка. Одним из таких условий является формирование основ финансовой грамотности дошкольников. Главная цель экономического воспитания детей- формирование навыков и умений, ознакомление с современными рыночными отношениями. Финансовая грамотность- это способность человека своим трудом зарабатывать деньги и разумно ими распоряжаться. Данное умение начинает формироваться ещё в детстве, и задача взрослого- помочь маленькому человеку освоить азы финансовой грамотности, т.к. только финансово грамотный человек будет жить в будущем комфортной, обеспеченной жизнью. А для этого родители и мы, воспитатели, должны объяснить детям, что такое деньги, что делать, чтобы их заработать и как в итоге распоряжаться заработком. Ведь если ребёнку не донести верную информацию о деньгах, то он самостоятельно сформирует представление о финансах, но часто подобные знания оказываются далеки от правильных.
Уже начиная с возраста 4-5 лет дети должны понимать, что деньги никогда не появляются просто так, что каждый их зарабатывает своим трудом, что не всё, что хочется, можно купить сразу, на многое нужно копить необходимую сумму.
Работая со старшими дошкольниками, могу с уверенностью сказать, что начальное экономическое образование необходимо давать ребёнку еще до его поступления в школу. Однако, не стоит думать, что экономическое образование дошкольников предполагает организацию специального обучения экономике. Нет. Оно лишь заключается в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Закладывая основы финансовой грамотности, мы помогаем детям вырасти людьми, с лёгкостью ориентирующимися в разных ситуациях, которые преподносит жизнь, не боясь преодолевать трудности, а, следовательно, выстраивать свою жизнь и жизнь своей будущей семьи так, чтобы не испытывать значительных финансовых затруднений. Ведь отсутствие финансовых знаний сказывается не лучшим образом на благосостоянии гражданина. Не умея правильно распоряжаться своими доходами, человек рискует попасть в неприятные ситуации: набрать микрозаймов, погрязть в долгах, нерационально потратить свой заработок, не оставив денег на необходимый жизненный минимум. Иными словами, финансовая грамотность позволяет вырасти ребёнку финансово успешным.
Чтобы научить дошкольников ориентироваться в мире финансов, необходимо объединить усилия семьи и детского сада. Ведь первое представление о деньгах, а, значит, и об экономике, дети получают в своей семье.
Семья закладывает фундамент полезных привычек, которые в дальнейшем закрепляются в дошкольном учреждении. Во-первых, это бережное отношение к своим и чужим вещам. Во-вторых, экономное использование энергоресурсов и материалов. В-третьих, стремление к порядку во всём, начиная от складывания игрушек на свои места и заканчивая порядком в действиях и мыслях.
Самостоятельно дошкольник не может овладеть такой сложной наукой, как финансовая грамотность. Но вместе с родителями и затем с воспитателями он приобретает нужные знания. Поэтому свою работу я выстраиваю в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников. Родители, видя заинтересованность воспитателя, с большой охотой отзываются на мои просьбы в оказании помощи по организации работы по формированию основ финансовой грамотности у их детей. Включаясь в работу, родители и сами повышают свою финансовую компетентность. Для более эффективной работы, я предлагаю родителям консультации, такие, как «Дети и деньги», «Учим детей разумно тратить деньги», «Воспитание у детей культуры денежных отношений», «Финансовая грамотность начинается в семье», «Как бороться с детским «Купи!»» и др.
Живя в семье, наблюдая за родителями, ребёнок учится основам финансовой грамотности незаметно для себя. Он видит, как папа ходит в магазин, как мама совершает платежи, слышит, как родители обговаривают нужные покупки и их стоимость. Все эти наблюдения помогают ребёнку накапливать знания о финансах и их использовании. Для достижения тех же целей в детском саду воспитатель должен создать определенные условия, одним из которых является правильно подобранная развивающая предметно-пространственная среда, в которую входят дидактические настольно-печатные игры по формированию основ экономического развития, центры соответствующих сюжетно-ролевых игр, а также подходящий демонстрационный материал и художественная литература, в которой в обобщённой форме содержатся идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. «Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Дж.Родари).
Чтобы детям было интереснее постигать азы финансовой грамотности, в группе сделана подборка художественной литературы с экономической составляющей текста. Так, например, в сказках «Петушок и бобовое зёрнышко» в обработке А. Толстого, «Сказке о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, русской народной сказке «Морозко» отражен труд людей и результат их деятельности. Слушая эти сказки, дети учатся понимать, что все блага достаются своим трудом, учатся ценить труд и его результат. В сказках «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина рассматриваются потребности человека и его возможности. Обращаю внимание детей на рациональность желаний и их исполнение. Познакомить ребёнка с необходимостью рекламы можно на примере произведений Г. Х. Андерсена «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот с сапогах», С. Михалкова «Как старик корову продавал», с возможностями обмена- на примере сказок «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева, «Удачная торговля» Братьев Гримм.
Кроме чтения детям литературы с экономическим подтекстом, я ввожу в игровую деятельность дошкольников сюжетно-ролевые игры экономического содержания.
Благодаря игровому взаимодействию, у детей формируется опыт восприятия общественной жизни. В процессе игры ребёнок учится мыслить, реагировать н нестандартные ситуации, находить решения различных задач, проявлять себя, как независимая личность. Для сюжетно – ролевых игр совместно с родителями были изготовлены атрибуты : монеты и купюры, кошельки, дисконтные и банковские карты, банкомат. В создании некоторых атрибутов активное участие принимали и дети, что сделало изготовленное более дорогим для ребёнка и значимым.
Использование сюжетно-ролевых игр способствует не только развитию финансовой грамотности, но и формирует у ребёнка коммуникативные навыки. В процессе игры ребёнок учится планировать свою деятельность, действовать по намеченному плану, уметь договариваться с товарищами, высказывая свою точку зрения и принимая чужую. Проживая реальные жизненные ситуации в игре, дети незаметно для себя осваивают сложный мир товарно-денежных отношений. Так, играя в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Кафе», «Салон красоты» и др., ребята продолжают знакомиться с многообразием профессий, с понятиями «деньги», «монеты», «купюры», узнают, что деньги бывают разного достоинства. Также в игре дети знакомятся с понятиями «дешево», «дорого», «цена», «кассовый аппарат» и др., приходят к выводу. Что стоимость товара зависит от его качества.
В сюжетно-ролевой игре «Семья» ребёнок знакомится с понятием «бюджет семьи», приходит к пониманию того, что у каждой семьи есть доход, и совершать покупки необходимо ориентируясь на имеющиеся деньги. Дети начинают понимать, что, желая что-либо, необходимо оценивать свои финансовые возможности.
Также большую роль в формировании основ экономической грамотности играют дидактические игры. Так, в играх «Хочу и надо», «Положи монеты в банк, кошелёк и копилку», «Какие бывают доходы», «Школа банкиров», «Кто как работает?» дети углубляют знания о деньгах, их назначении, источниках дохода, осознают, что деньги не берутся из ниоткуда, что всё зарабатывается своим трудом.
Таким образом, за счёт применения в детской игровой деятельности игр финансовой направленности и чтения детям художественной литературы с финансовым подтекстом, можно незаметно для ребёнка расширить и уточнить его знания об окружающем мире и материальной составляющей этого мира, тем самым воспитывая финансово успешного человека.