12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Статья на тему «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»
Подготовила работу: учитель первой квалификационной категории МБОУ «Слободская школа им. Г.Н.Пономарёва» Грязнова Екатерина Валентиновна

У человека формируются нравственные формы, нормы поведения, а также понимание себя как личности. Данные сведения ребенок получает от семьи, образовательных учреждений, а также в процессе живого общения со своими сверстниками. Ребенок копирует поведение своих родителей (законных представителей), педагогов, так как больше всего времени ребенок проводит с данными людьми.

Человек – это саморазвивающая система, ибо все, что человек приобретает извне, он пропускает через своё сознание и свою душу.

На земле много профессий, но самой значимой и трудной является профессия – педагог, которая решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Во-первых, мы взрослые чему учимся от детей и не старимся по своему физиологическому возрасту, нам в душе всего двадцать. Во – вторых это любовь к детям. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. И это самое важное, если мы любим, значит мы счастливы и счастливы наши ученики и их родители. Если мы любим, счастливы, мы здоровы.

Мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Это большая ответственность прежде всего перед учениками, родителями и страной в целом.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Современная модель воспитания предполагает умение педагога работать над развитием личности ребенка, помогать ему, «выводить на поверхность бесконечные источники внутренней мудрости».

Учитель в процессе своей профессиональной деятельности всесторонне влияет на личность ученика. Влияние происходит не только в рамках учебного процесса и освоения новых знаний. Сам учитель и его личность становятся для ученика образцом поведения. Поэтому можно сказать, что целью учителя в процессе работы, с одной стороны, является выполнение ФГОС основного общего образования, а с другой - формирование и развитие гармоничной личности ребенка. Педагог, передавая свои знания или обучая детей самостоятельно усваивать их, в то же время его личность влияет на учеников, сидящих в классе.

Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности ученика могут быть:

организация активной деятельности учащегося в учебном процессе;

формирование мотива предстоящей деятельности;

использование различных, в том числе технических, источников знаний;

обучение учащихся различным способам обработки информации;

личностно-ориентированный подход;

опора на сильные стороны ученика;

опора на самостоятельность и инициативу ученика.

Личность учителя играет важную роль в развитии личностных качеств учеников. Действительно, стиль педагогической деятельности учителя включает в себя совокупность задач, средств, методов педагогического воздействия на формирование личности ученика, на умение общаться с ним, что характерно только для него. Залог успешности влияния личности учителя на развитие ученика - взаимопонимание, налаженный контакт, стремление и готовность преодолевать трудности в учебном процессе.

Общение с учителем помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, и оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Учитель является для ребенка, в качестве образца для подражания, эталона, а в общении он повторяет, то что ранее, принял от взрослого-учителя.  

Родители (законные представители) формируют личность ребенка на интуитивном уровне: своим настроением, своими словами и действиями по отношению к окружающим людям. Они направляют ребенка, разъясняют все его вопросы, анализируют действия и поступки, корректирую те или иные моменты поведения своего ребенка. Полученную информацию ребенок пытается сопоставить с действиями своих сверстников и дает оценку их поведению, при этом анализирует и делает выводы, что такое хорошо и что такое плохо. В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие, к которым прививают родители (законные представители) и воспитатели на занятиях.

Поэтому, главная задача учителя – помочь ученику получить и освоить опыт старшего поколения, обогащать и развивать его.

Цель моей педагогической деятельности:

формировать активное самостоятельное мышление у учащихся и развивать их индивидуальные способности.

В процессе педагогической деятельности решаю следующие задачи:

создание условий для интеллектуальной активности учащихся;

развитие внутренних мотиваций познания;

выработка потребности к самообразованию;

развитие воображения;

формирование практических умений и навыков.

Слишком много учащихся страдают от различного рода умственных заболеваний, это вызывает у них ряд неудач. Неудача только одного типа – заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, отсутствие чувства собственной значимости на каком – либо этапе обучения несёт вероятность того, что успеваемость ребёнка резко падает. Поэтому, работая в школе с такими детьми, мне необходимо было создать такие условия, при которых все дети учились бы успешно на столько, насколько они это могут.

Необходимо исключить жесткие внешние требования. Это достигается путём обеспечения свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны учителя, так и со стороны детей, а также посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи за счёт изменения оценочной деятельности учителя и учащихся.   Для этого надо включать активно самого ученика в поисковую учебно–познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации.

Надо организовывать совместную деятельность, включать детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности. Учить диалогическому общению не только между учителем и учеником, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

На уроках я стараюсь создать проблемную ситуацию для учащихся, чтобы они охотно включались в деятельность, так как чем выше мотивация, тем интенсивнее деятельность школьников. С целью повышения значимости отдельных видов учебной деятельности, практикую оформление лучших творческих работ, дополнительных заданий. Всё это позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, специфическим особенностям каждого учащегося.

На отдельных этапах урока я даю возможность обучающимся общаться друг с другом: обмениваться мнениями, вступать в дискуссию, дополнять, исправлять, оценивать друг друга, самооценку проводить над собой, выявляя ошибки. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование межличностных отношений. Работа в парах формирует у учеников умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности.

Коллективная познавательная деятельность предполагает соотношение: «Учитель – коллектив – ученик». В процессе коллективной работы на уроке можно лучше узнать, как тех учеников, которые увлекаются предметом, так и тех, у кого этот предмет вызывает затруднения. Из коллективных форм работы я использую групповую работу на уроке, которая является наиболее эффективной формой организации учебного процесса. Во - первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «…мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвёртых, только сотрудничая в группе, ребёнок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.    

Наиболее сильные учатся формулировать вопросы, овладевая новыми умственными операциями, а слабые чаще дают осмысленные ответы на вопросы и лучшее освоение и запоминания материала.

В своей работе для формирования личностных качеств ребёнка выделяю:

фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;

работа в парах;

групповая работа (на принципах дифференциации);

межгрупповая работа;

фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех обучающихся.

Обязательно в своей деятельности использую приёмы поощрения учащихся. Поощрения стимулируют учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимся как одобрение.

Считаю, что коллективная деятельность учащихся на уроке в различных её проявлениях способствует индивидуальному развитию личностных качеств каждого ребёнка любого возраста.

В учебной работе стараюсь разнообразить формы работы с учащимися:

конкурсы,

беседы,

игры,

предметные недели,

часы общения.

Что позволяет мне с ребятами лучше узнать друг друга, сдружиться, раскрыть свои способности.  Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением        человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам.

Но, несмотря на всю значимость педагога в становлении и развитии личности ребёнка, его роль с развитием общества постепенно отходит на второй план, а всё большее внедрение ИКТ в образовательный процесс всё больше этому способствует.

С развитием общества у педагога появляется всё больше задач, так как современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью и способные к сотрудничеству. Поэтому задачами педагога являются : создание условий для формирования и развития в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, создание условия для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, способность объединять элементы знаний в нужные комбинации, а затем новое знание, умение общаться, формировать чувство ответственности и личной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию.

Внедрение информационных технологий позволяет решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышении активной роли учащегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышения качества образовательного процесса.

Все эти новые образовательные элементы являются основой для успешной работы учителя.

Использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.

Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков, но, как бы положительно внедрение ИКТ ни влияло на учебный процесс, преподавателя, живого общения ничто не может заменить. Ибо он и никто иной является нравственным ориентиром в развитии личности, развитии творческих способностей обучающихся.

Развитие личностных качеств в педагогике имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой – они являются общими для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, развитие школьника – это важнейший принцип воспитания и обучения. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития личности каждого ученика.

Таким образом, индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, и всё это работает на развитие личности учащегося. Для успешной деятельности педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать, и развить познавательную активность учащегося и огромную роль в этом играют личностные качества педагога, который , в первую очередь, сам должен быть всесторонне развитой личностью, а внедрение и использование ИКТ только помогут преподавателю открыть мир возможностей для учащихся.



Литература:

https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2021/01/25/rol-pedagoga-v-protsesse-formirovaniya-lichnostnyh-kachestv

https://infourok.ru/rol-pedagoga-v-processe-formirovaniya-lichnostnyh-kachestv-rebyonka-5029699.html


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.