Статья на тему «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»

5
0
Материал опубликован 9 October 2020

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА

БойкивН.Ю., заместитель директора по воспитательной работе

ГПОУ «Донецкий техникум химических технологий и фармации»,

г. Донецк


Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег сказал: «Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании...». Тем самым он подчеркнул огромную роль педагога в учебно-воспитательном процессе. Я думаю, каждый из нас помнит своего любимого учителя. Зачастую, именно от того, кто преподавал тот или иной предмет, зависит выбор будущей профессии ребенка. Большинство родителей, отдавая ребенка в первый класс, выбирают, к какому учителю пойти, узнают мнение о нем у его выпускников, их родителей, коллег. И, конечно, бывают случаи, когда ребенку приходится менять класс, или даже школу, если он не нашел контакт с кем-либо из учителей. Так какими же качествами должен обладать хороший учитель, чтобы дети к нему тянулись, с удовольствием шли на уроки, брали с него пример и хотели учиться?

Как утверждает всезнающий интернет, более века назад был сформирован перечень ключевых персонализированных качеств педагога, которые способствуют успешному ведению профессиональной деятельности. Учитель должен обладать такими качествами как наблюдательность, целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, скромность, ораторские способности, артистичность [1].

Безусловно, всему этому учат в педагогических ВУЗах. Педагог среднего профессионального образования сегодня обязан пройти переподготовку и получить педагогическое образование. И это правильно. Ведь любая практика всегда начинается с теории. Но все-таки научить человека быть хорошим учителем нельзя, если у него нет нравственных устоев и высоких моральных качеств.

Учитель во все времена был уважаемой в обществе профессией. «Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя...»(Конфуций). Нельзя считать, что сегодня профессия учителя недооценена в государстве. Учителя имеют гарантированные законом права, но и требования к учителю довольно высоки. Не так много имеется профессий, представителям которых законодательно вменяется проходить повышение квалификации, среди них – учитель. И это естественно, ведь педагогика не стоит на месте, а на курсах можно ознакомиться с новыми методиками и методами преподавания. Все это действительно необходимо, потому что учитель выполняет социальный заказ общества – воспитывает молодежь, будущее государства. И от того, как он это делает, зависит и его будущее тоже.

Не вызывает сомнения тот факт, что, выйдя за порог учебного заведения, учитель не перестает быть учителем. Если педагог будет рассказывать о вреде алкоголя, а на лавочке во дворе пить пиво с друзьями, его ученики перестанут ему верить. Упадет его авторитет у воспитанников, и процесс обучения уже не будет качественным.

Я думаю, что каждый, говоря о роли учителя в формировании личности ребенка, вспоминает Антона Семеновича Макаренко, который своим авторитетом, силой убеждения, сумел создать систему, с помощью которой получали образование иногда не просто беспризорники, но и малолетние преступники. Его личностные качества создавали ему авторитет у воспитанников, помогали формировать личности подростков.

Виктор Федорович Шаталов, мой земляк, создал свою систему интенсивного обучения, благодаря которой даже те дети, на которых «махнули рукой» другие учителя, становились хорошистами и отличниками по математике и физике. И немалую лепту в это процесс вносил педагог, который был Личностью.

Так каким же должен быть педагог, чтобы он оказывал влияние на формирование личности ребенка? Прежде всего, он сам должен быть Личностью. Педагог должен быть интересен ученику и как учитель, и как человек. Он должен обладать не только знаниями преподаваемой дисциплины, но и высокими моральными качествами.

Кроме того, не следует забывать, что работа педагога – понятие круглосуточное. Нельзя, например, до 16.00 быть образцом для подражания, а после – «пускаться во все тяжкие». Иначе может быть обратный эффект – педагог окажет влияние на личность ребенка, но скорее отрицательное.

И, безусловно, нужно работать не только с учениками, но и с их родителями.

Подводя итог, следует отметить, что педагог, его личностные качества, его знания являются важнейшим фактором, влияющим на личностные качества ребенка. Поэтому следует помнить цитату из фильма «Ирония судьбы»: « - Ошибки врачей дорого обходятся людям.
- Да. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого».


Использованные источники

Профессиональные и личностные качества педагогаhttps://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuju-professiju/kachestva-sovremennogo-pedagoga/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации