Роль педагога в формировании личности

учащегося

 

 

Роль педагога в формировании личностных качеств учащегося велика. Наверное, мало кто из учителей или воспитателей не согласится с этим. Но как часто мы помним об этом в процессе повседневной работы с детьми? Иногда мы об этом вообще забываем и не уделяем большого внимания. Часто мы видим такую ситуацию: прочитав длинную нотацию с правильными и красивыми словами, педагог тут же начинает разговаривать с коллегой «по-свойски», высказывает свое мироощущение, показывает свои ценности. Ребенок видя это несоответствие-“лицемерие” начинает воспринимать слова учителя как «пустой звук».

«Двойная мораль» неуместна в воспитании: «тебе нельзя, а мне - можно». Также воспитание в школе и дома должно “происходить на одной волне”, то есть одинаково объясняться по тем или иным ситуациям в поведении, а не так, что в школе поругали, а дома вообще ничего не сказали или наоборот унизили авторитет ребенка.

Взрослый человек, в частности педагог или родитель, способен оказать положительное влияние на ребенка посредством своей личности только в том случае, если желаемые качества «выращены» в нем самом, являются сутью его природы.

Дети видят педагога насквозь. Они очень чутки и внимательны. Очень интересный случай описал В. А. Сухомлинский: «... Удивительная, непонятная вещь: мой требовательный, непокорный, резкий и прямолинейный в суждениях подросток замечал во мне недостатков в сто раз больше, чем я мог обнаружить в себе сам. Вот отрывок из дневника ученика: «... Учитель мой страдает «толстокожестью» при восприятии явлений окружающего мира. На его глазах мальчик обидел девочку. Он смотрит на обидчика спокойно, равнодушно. Он говорит девочке: «Придется поговорить с обидчиком. Поговорю завтра. Пусть он повторит слова, которыми тебя обидел». Проходит день, второй, учитель где-то в глубине сознания хранит мысль о том, что с обидчиком нужно поговорить. Но это только ленивая как сонный кот мысль. А обидчик в это время говорит девочке: «Ничего мне не будет. Учителя забывают о поступках своих воспитанников. Надоедает им, учителям, водиться с нами».

Мой учитель неделю назад положил на стол книжку, которую ему нужно прочесть. Каждый раз, садясь за стол, он поглядывает на книжку и принимается за что-то другое. А вчера поставил ее на полку»

Мы видим, что ребенок, видит больше, чем мы думаем. Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании как грубость, черствость и повышенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обычно держатся, как говорят «на расстоянии»: он внушает им внутренний страх, отчужденность от него. Совсем по-другому относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебой и внеклассной работой.

На огромное воспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие педагоги. А. С. Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без непрестанной работы педагога над совершенствованием своего характера невозможно осуществлять действенное воспитание.

Учителю необходимо постоянно расти. Выделяют следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Прежде чем воспитывать, педагогу необходимо определить для себя: что такое воспитание?

Если мы формируем личность, то, что такое личность? Какие личностные качества необходимо формировать в наше время?

 

Личность это:

 

1. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности;

2. Индивидуальный носитель этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.

В своей книге «Эффективный учитель» Крупенин А. Л. говорит: «Хороший учитель - это счастливый учитель»; «... Счастливый учитель - принц. Основная задача любого учителя - стать самому принцем и создать условия, позволяющие двигаться по пути к принцам его ученикам. Только в таких условиях учитель может персонализироваться в школьниках, и только в таких условиях они могут действительно чему-то научиться: потому что им не нужно будет тратить время и силы для построения стратегий защиты от этого кошмарного человека, дающего невыполнимые задания и требующего железной дисциплины».

Такой педагог как Е.Е. Кравцова рассматривает воспитание как процесс взаимодействия педагога и ребенка. Ребенок - активный субъект деятельности. Он движущая сила собственного развития. Ребенок и педагог взаимно обогащают друг друга своими субкультурами. Взрослый лишь старший товарищ, готовый прийти на помощь, когда ребенку становится трудно. Он не подавляет ребенка, не навязывает ему свою точку зрения. Педагог создает условия для адаптации в окружающем мире. Создание условий - главная задача педагога.

Педагог - это активная самостоятельная, постоянно совершенствующаяся личность.

Главная сила педагога в постоянном, непрерывном самосовершенствовании.

Но самое главное в педагоге должна быть ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ, если она будет, то будет правильное воспитание и понимание между учителем и детьми!

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации