12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарова Наталия Геннадьевна289
Россия, Саратовская обл.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

(из опыта работы)

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, ученые, методисты, психологи. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересую его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».

Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. И часто ученики спрашивают: "А зачем учить предмет?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок.  Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда школьники приступают к занятиям русским языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимым, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие учителя.

Используя свой опыт, попробую показать на практике, как формировать мотивацию на разных этапах урока.

Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит на уроках, напрашивается вопрос: что нам нужно делать и как, чтобы это время было для него полезное, приятное и чтобы он хотел вновь прийти к нам. Как же создать эмоциональный настрой на уроках?

Первый этап мотивации урока. Начинаю урок необычно, предложив ученикам поздороваться глазами. Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития. Так, предъявляя новую тему или новый текст,  предлагаю ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте или личности. Например, приступая к изучению «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, пишу на доске «Емельян Пугачёв» и прошу детей вспомнить произведения о Пугачёве, исторические сведения о нём. Затем спрашиваю: «Случайно ли на уроке по изучению произведения А. С. Пушкина мы вспоминаем сведения о Пугачёве?» Дети предполагают, что действующим лицом романа может быть Пугачёв, что в произведении отражаются события, связанные с ним. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы. Приём «Фантазёр»: на доске записываю тему урока «Простое предложение» (8 класс) и прошу назвать 3 способа применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. Приём «Оратор»: за 1 минуту нужно убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

На этапе закрепления нового материала часто использую приём «Лайфак». Лайфхак – это упрощенное действие, позволяющее в краткой форме воспроизвести порядок действий для правильного написания какой-либо орфограммы или пунктограммы, записывается в сокращенном варианте, ниже представлен подробный лайфак.

Тема «Безударное личное окончание глагола».

1. Ставлю ударение.
2. Если окончание ударное, пишу, как слышу.
3. Если окончание безударное, ставлю глагол в неопределенную форму.
4. Проверяю, не является ли он исключением.
5. Определяю спряжение.
6. Вспоминаю нужную букву и пишу окончание.

«Орфографическая солянка» – это прием, который позволяет проанализировать небольшой по объёму текст с точки зрения присутствующих в нем орфограмм. Затем составляется рецепт данного текста: перечисляются все орфограммы. Этот прием позволяет развивать орфографическую зоркость и очень нравится учащимся. Повторяя тему «Причастие» в 7 классе, предлагаю для орфографической солянки текст:

О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.

Очень часто применяю приём «Рубрика «Любознательным». В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык. Данный приём очень эффективен во время словарной работы. Например, знакомя детей со словом гирлянда, сообщаю, что, углубляясь в историю, можно наткнуться на очень старое библейское предание. Три дерева - пальма, маслина и ель - хотели поздравить с Днем Рождения Христа. У пальмы и маслины было, что подарить Христу, а вот у ели, кроме колючей хвои и смолы, ничего не оказалось. Пальма и маслина поглумились над елью, а Ангел, наблюдавший за всем этим действом, решил пожалеть ель и уже через несколько секунд…  елочка засверкала звездами. И младенец Христос потянул к ней свои ручки...

А откуда взялось само слово-гирлянда? Здесь тоже все интересно. Немцы пишут, что заимствовали слово гирлянда у французов, а те – у итальянцев.

В итоге оказывается, слово – латинское. Происходит от греческого gyrus (круг, извиваться) и ligo (вязать, завязывать, связывать, перевязывать). То есть означало оно, по сути, наш венок. Хорошо, что наши предки, уже имея своё исконное, простое и ясное слово венок, позаимствовали ещё и гирлянду. Эти два синонима со временем поделили оттенки значения и благополучно разошлись по своим нишам. А когда на свете «появились» лампочки, то их цепочки достались именно слову «гирлянда».

Одним из эффективных средств, спо­собствующих познавательной мотивацииактивизации мышления учащихся,  является  проблемность обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Урок русского языка в 8 классе «Правописание н и нн в суффиксах различных  частей речи». После повторения уже знакомых правил н и нн в суффиксах на доске появляется такая запись:

            Заученно – заучено

            Совершенно – совершено

            Озабоченно – озабочено.

Перед учащимися ставлю проблемный вопрос «Почему данные слова написаны по-разному»? Начинается поиск, в основе которого лежит ранее изученный материал.

При изучении темы «Словообразование» в 6 классе на доске пишу слово «снегопад». Прошу выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа обучающиеся приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

В 5 классе, изучая тему «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных», диктую пословицу:

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Ученики записывают пословицу, один ученик работает у доски.

Если затрудняетесь, какую букву писать, оставьте место для её написания.

Какое возникло затруднение?

(Выбор буквы в окончаниях существительных.)

Почему возникла трудность в выборе буквы? (Это гласная буква, она обозначает другой звук в безударном положении.)

Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного? (Предположения детей: нужно проверять, знать правило).

Для организации рефлексии применяю приём «Чек-лист». Вместе с учащимися разрабатываем критерии оценивания урока и его стоимость в баллах, затем подводим общий итог.

Чек-лист по теме «Причастный оборот»:

знаю, что такое причастный оборот – 2 балла;

умею находить причастный оборот в предложении – 2 балла;

умею выделять причастный оборот запятыми – 2 балла.

Приём «Незаконченные предложения»

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится……

5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания использую «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна): обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон.

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески.

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.





Источники

Формирование положительной мотивации на уроках русского языка и литературы (multiurok.ru)

Развитие мотивации на уроках русского языка и литературы : методический инструментарий - Методическая копилка (edu-eao.ru)

Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для её развития на уроках русского языка и литературы (1sept.ru)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.