Статья «Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках географии»

2
0
Материал опубликован 21 October 2016

«Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках географии»

Заместитель директора по У ВР, учитель географии Ерина Л.И..

Если хочешь научить меня чему-то,позволь мне идти медленно
Дай мне приглядеться,потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Саморазвитие – это самоизменение, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя. Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности социальные и духовные – потребности улучшать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат любопытство, любознательность, интерес, склонность, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия. Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация.Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.

Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности.

Исследования показывают, что интерес школьников к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее, учебная мотивация ослабевает. Необходимо поддержать у детей уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения, т.к. мотивация является источником активности и успешности в обучении. Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотивы формируются в процессе самой учебы.

Задача каждого учителя в том, чтобы на каждом уроке стремиться к тому, чтобы мышление школьников приобретало рефлексивный характер – характер размышления, самонаблюдения, самопознания.

Методы изучения материала на уроке:

1.Метод линейного воздействия. Один источник информации.100%нагрузки на учителя

Девизы каждого из этих методов звучит так:

1) Расскажи мне, и я забуду;

2) Покажи мне, и я запомню;

3) Позволь мне это сделать самому, и я запомню это навсегда.

В реальной действительности в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности детей учитель нередко сталкивается с несформированностью у них навыка самостоятельно учиться.

Как научить школьника самостоятельно работать на учебном занятии? Как обучить осознанному восприятию сути содержания учебного текста?

Прежде чем реализовать в практике работы технологический подход в обучении, учителю необходимо выяснить уровень готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности.

Цель диагностики - определить уровень владения умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текст учебной статьи).

Учитель при изучении нового материала дает учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:

1) прочитать текст учебника на стр... (объем учебного материала для учащихся 5-7-х классов - 2стр., 8-10-х – З стр.);

2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;

3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;

4) дать краткий ответ на свои вопросы;

5) записать вопросы на карточку,

6) обменяться карточками с партнером;

7) ответить на вопросы партнера (письменно);

8) оценить работу партнера.

В процессе анализа результатов деятельности учащихся учитель выявляет уровень владения следующими умениями.

1 часть

1. Отбирать основное содержание учебного материала.

2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.

3. Отбирать материал для конструирования вопросов.

4. Конструировать репродуктивные вопросы.

5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнера).

2 часть

6. Конструировать проблемные вопросы.

7. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнера).

8. Оценивать работу партнера.

9. Корректировать работу партнера.

10. Рационально распределять время в процессе самостоятельной работы.

При проверке результатов самостоятельной работы учащихся учитель заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося.

По результатам диагностики учитель планирует коррекционную работу с учащимися. В процессе этой работы учитель особое внимание обращает на формирование у школьников умения работать с вопросами репродуктивного и творческого уровней по содержанию учебного материала, поэтому важно подготовить учащихся к конструированию вопросов разного уровня сложности и моделированию ответов на эти вопросы. Именно в процессе конструирования вопросов и поиска ответов на них наиболее эффективно тренируются мыслительные способности ученика.

Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется на занятиях-тренингах. Тренинг по подготовке школьников к конструированию вопросов и заданий состоит из двух частей и представляет собой систему игр и упражнений.

Важное условие - не нарушать последовательность, упражнений. Если уровень подготовки детей не позволяет в течение одного занятия выполнить все задания, то объем работы можно разделить на несколько занятий.

Н-р: Учебное занятие-тренинг №1. Обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного характера.

Игра 1. Кто больше назовет вопросительных слов?

Цель - научить отбирать вопросительные слова для репродуктивных вопросов.

Ученики называют вопросительные слова. Учитель отбирает вопросы репродуктивного характера и выписывает их на доске (Что? Где? Сколько? Когда? Какой? Куда? и т.д.).

Игра 2. Составь вопрос.

Цель - научить конструировать вопросы репродуктивного характера.

Ученики выбирают любое вопросительное слово из записанных на доске и составляют вопрос по содержанию урока.

Игра 3. Выбери слово.

Цель - научить отбирать непонятные слова и выражения в тексте учебной статьи.

Учитель предлагает прочитать текст учебной статьи (0,5 стр.) и выбрать сложные для понимания или непонятные термины. Слова записываются на доске.

Игра 4. Кто быстрее?

Цель - научить конструировать репродуктивные вопросы по содержанию нового учебного материала.

Учитель предлагает учащимся прочитать текст учебной статьи, выбрать сложные для понимания или непонятные термины, выписать их в тетрадь и, используя вопросительные слова на доске, сконструировать вопрос по содержанию урока.

Игра 5 Конкурс на лучшую систему вопросов.

Цель - научить конструировать систему вопросов.

Учитель предлагает прочитать блок новой учебной информации и разработать систему вопросов по содержанию учебной статьи.

Условия конкурса: 1) участники игры работают в творческих парах;

2) на конкурс предлагается 5-6 вопросов;

3) вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала;

4) вопросы должны быть взаимосвязаны между собой;

5) вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов.

Игра 7. Вопрос - ответ.

Цель - научить моделировать эталон ответа на вопрос репродуктивного характера.

. Учитель предлагает учащимся, работающим в творческих парах, сконструировать 5 вопросов репродуктивного характера по содержанию нового учебного материала, затем разработать эталон ответа на каждый вопрос. Вопросы и ответы записать в рабочую тетрадь. Далее выбрать один вопрос и ответ на него и предложить учащимся класса для обсуждения.

Игра 2. Найди опорное предложение.

Цель - научить отбирать материал для конструирования творческих заданий.

Учитель предлагает в тексте учебной статьи (объем 1стр.) выбрать предложения, которые выполняют две функции: 1) несут основную смысловую нагрузку; 2) могут быть использованы для конструирования познавательных задач. Учащиеся выбирают в тексте учебника предложения и зачитывают их.

Игра 8 Кто больше?

Цель - научить отбирать учебный материал для конструирования творческих заданий в определенное время.

Учитель предлагает прочитать фрагмент учебной статьи и выписать опорные предложения (работа продолжается в течение 5 минут).

Учитель может воспользоваться рядом приемов для развития у них привычки иметь свое личное мнение. Для этого надо-то всего лишь на уроке спрашивать: «А что ты думаешь по этому поводу?». Школьники должны научиться выражать свое собственное мнение, а не мнение автора учебника или учителя.

Учитель еще до начала урока предлагает заполнять таблицу готовности по пятибалльной шкале.

5 баллов – хочу знать, могу знать, делать, решать;

4 балла – я готов к работе;

3 балла – я не очень хорошо себя чувствую, мне не все удается, )я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь (Баллов «2» и «3» нет).

Анализ учебной готовности позволит учителю представить достаточно полно отношение учеников к предмету, уровень их готовности, необходимые меры для улучшения ситуации.

«Хочу узнать!»

Те, кто знакомился с какими-либо рекомендациями по технологии критического мышления, знают о положительном результате, достигаемом при использовании следующей таблицы. Этот прием позволяет актуализировать имеющиеся по предлагаемой к изучению теме или проблеме знания, полученные из любых источников. Затем школьнику дается задание подумать над тем, что ему хотелось бы узнать нового, и в заключение он должен провести анализ и синтез полученных знаний и определить, что ему осталось по этой теме узнать.

Знаю

(что мы знаем)

Хочу узнать

(что мы хотим узнать)

Узнал

(что мы узнали и что нам осталось узнать)

     

Первая и вторая колонки таблицы заполняются в начале урока, третья часть – в конце , или при нехватке времени, дома. Если рефлексия проводится в домашних условиях, то с нее следует начать работу на следующем уроке. При этом ученик самостоятельно решает, что он хочет узнать, и это уже первый шаг личностного отношения к предмету.

Надо заметить, что таблицы на уроках географии очень полезны, поскольку помогают разложить «по полочкам» огромный учебный материал.

Задания, способствующие формированию мотивации к самостоятельному поиску знаний

1. «Узнай себя»):

- содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьником содержания проверенной работы ( Например: по заданному учителем плану, схеме, проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);

- анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа действия и т.д.);

- оценка школьником себя как объекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»):

- анализ и оценка характера своего участия в учебной процессе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности);

- «3еркальные задания» обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, заданном учебным содержанием или внесенными в урок диагностическими

2. Задание на включение самореализации («Проверяй себя!»):

- требующие творчества в содержании ра6оты (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: нестандартные задачи, упражнения и т.п)

- требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты);

- выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст и т.д.)

3. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно»):

- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», интеллектуальные командные игры, групповые проекты;

- обычные творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное составление таблицы);

- творческие совместные задания с распределением учебно –организационных ролей(деловые игры);

- совместный анализ результата и процесса работы;

4. Задание и группа приемов организации совместной работы, направленных на развитие стремления изменить себя. («Меняй себя ради себя!»):

- задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например: рекомендация сделать какую – то учебную работу дома):

- проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание).

- В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети с урока с запасом знаний и помнили, что «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации