Доклад «Развитие познавательной активности на уроках математики» (5–11 класс)

7
3
Материал опубликован 23 June 2023 в группе

Развитие познавательной активности на уроках математики.

Четверикова Лариса Александровна

МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровск

Однажды французский математик Симеон Дени Пуассон, видимо, очень влюбленный в свою работу, сказал: «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». После 27 лет работы начинаю понимать этого математика. Из года в год все больше стала осознавать, что начинать свою работу в любом классе нужно с положительной мотивации обучения у каждого ученика, если желаешь, чтобы все дети любили математику, понимали её и учились все хорошо. Я постоянно задаю себе вопрос: что сделать, чтобы ученики учились с удовольствием, чтобы им было интересно. Ведь интерес к предмету очень здорово повышает производительность уроков. Интерес к уроку стараюсь поддерживать необычными приемами, новизной объяснения темы. Пытаюсь готовить уроки так, чтобы они отличались формами проведения или элементами урока. Математика возникла из практических нужд человека и имеет много интересных приложений к различным сторонам человеческой деятельности. И учитель математики должен показать красоту математики и её связь с окружающим миром. Рассмотрим некоторые приёмы, которые позволяют развивать познавательный интерес на уроках математики.

Изучение нового материала.

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.  При изучении темы «Движения», знакомлю учащихся с творчеством голландского художника Мориса Эшера. Его картины интригуют и завораживают, интерпретация математических законов придаёт загадочность его произведениям. Например, на картине «Ящерицы» можно увидеть поворот, параллельный перенос. На картине «Бабочки» - поворот, центральная симметрия, параллельный перенос. Провожу необычные уроки: конкурсы, сказки, практикумы, лабораторные работы, диктанты, сочинения, марафоны, лекции, семинары, зачеты.

Решение жизненных задач.

Часто делаю упор на решение жизненных задач, чтобы ученики могли применить свой опыт. Такие задачи понятны школьнику, развивают положительную мотивацию к изучению предмета и интерес, показывают практическое применение знаний в жизни.

На день рождения принято дарить букет из нечётного числа цветов. Розы стоят 120 рублей за штуку. У Димы есть 1000 рублей. Из какого наибольшего числа роз он может купить букет сестре на день рождения?

В кафе «Парус» рядом с домом твой любимый торт стоит 1260 рублей, а в кафе «Лето», до которого нужно ехать на автобусе – 1190 рублей. В каком кафе тебе выгоднее купить торт, если билет на автобус стоит 45рублей? В ответе назовите выгоду.

В 2020 году семья Сережи платила за квартиру, в которой они живут, 4000 рублей в месяц. В 2021 году квартплата поднялась на 12%, в 2022 году – на 10% и в 2023 году – на 7%. Какой будет квартплата в 2024 году?

Наша семья состоит из пяти человек. Мама и папа работают, бабушка на пенсии, старший брат учится в университете. Я пока ученик 5-го класса. Наш общий семейный доход состоит из заработной платы родителей, пенсии бабушки и стипендии брата. Зарплата папы равна 36 000 рублей, мамина зарплата составляет t1687500735aa.gifпапиной. Пенсия бабушки – 14 500 рублей, а стипендия брата равна половине пенсии бабушки. Чему равен доход нашей семьи?

Решение занимательных, творческих задач.

Такая работа развивает творческие способности, мышление, сообразительность, помогает воспитывать интерес к предмету, повышает уровень математической грамотности.

При изучении темы «Координатная плоскость» провожу конкурс «Соревнование художников».   На доске записаны координаты точек: (0;0), (-1;1), (-3;1), (-2;3), (-3;3), (-4;6), (0;8), (2;5), (2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1;-7), (3;-8), (0;-8), (0;0). t1687500735ab.jpg

 Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком.   Результат – определенный рисунок. Сначала дети строят рисунок по указанным координатам. Затем предлагаю составить своё задание и построить фигуру.

С большим удовольствием дети самостоятельно придумывают и оформляют кроссворды по различным темам программы. Такая форма работы даёт хорошую возможность отрабатывать теоретический материал, формулировки, определения, понятия, стимулирует работу с учебником и дополнительной литературой.

Практикую в работе составление синквейнов. Синквейн на уроках математики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие или тему, выразить личное отношение к ней, то есть формирует навыки рефлексии. Например,

Число «пи»

Иррациональное, загадочное,

Увлекает, забавляет, измеряет.

Отношение длины к диаметру.

Загадочно!

Создание проблемных ситуаций.

Создание проблемных ситуаций на уроках математики является необходимым условием для активной умственной деятельности обучающихся. Создаётся противоречие между практическими, познавательными задачами и степенью знаний обучающихся, вызывающее активную мыслительную деятельность.

При изучении темы «Неравенство треугольника» предлагаю ученикам самостоятельную работу по рядам: построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами

1 ряд: 4см; 8 см; 10см.

2 ряд: 5 см; 7 см; 9 см.

3 ряд: 3 см; 4 см; 8см.

4 ряд: 3 см; 6см; 2 см.

Класс работает самостоятельно и возникает затруднение, что построить треугольник в двух последних случаях не удаётся. Проблема: «При каких же условиях существует треугольник?» Чертежи, полученные учащимися при решении этой задачи, дают возможность сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон».

При изучении темы «Сумма углов треугольника» выдаю детям различного вида треугольники. Одной группе ребят предлагаю измерить углы с помощью транспортира и найти их сумму. Другой группе предлагаю отрезать углы и приложить их к прямой. Выполняя это задание, дети убеждаются в том, что сумма углов любого треугольника равна градусной мере развёрнутого угла, то есть 1800 .

IV. Использование исторического материала.

Обычно в сознании учащихся формируется устойчивое мнение к математике, как о «сухой», скучной науке. Использование элементов историзма начинает завлекать в процесс обучения математике, делает её более увлекательной и интересной. Исторический материал можно применять на любом этапе урока. Например, в качестве эпиграфа к уроку использую высказывания учёных. Для сообщения биографических данных и творческой деятельности учёных-математиков привлекаю учащихся. Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. Например: «Ромб» - происходит от латинского «ромбус», что означает бубен. Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше бубны имели форму квадрата или ромба, о чем свидетельствуют изображения «бубен» на игральных картах.

«Трапеция» происходит от латинского слова «трапезиум» - столик. От этого же слова происходит наше слово «трапеза», означающее стол. «Диагональ» происходит от греческого «диа», что означает «через» и « гония» - угол, т.е. рассекающая углы, проходящая через углы.

Вызывает интерес у учащихся и решение старинных задач. Рассмотрим задачу из учебника Л. Ф. Магницкого на смешивание двух веществ и решим её старинным способом.

Задача: У некоторого человека были на продажу масла двух сортов: одно ценою 10 гривен за ведро, другое же 6 гривен за ведро. Захотелось ему сделать из этих двух масел, смешав их, масло ценою 7 гривен за ведро. Какие части этих двух масел нужно взять, чтобы получить ведро масла ценою 7 гривен?

Составим схему:



t1687500735ac.gift1687500735ad.gift1687500735ad.gif6 3

7t1687500735ac.gif 10 1

Из схемы делаем заключение, что дешевого масла нужно взять втрое больше, чем дорогого, т.е. для получения одного ведра ценою 7 гривен нужно взять дорогого масла t1687500735ae.gif ведра, а дешевого маслаt1687500735af.gif.

V. Притчи.

Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок.

Например, при изучении темы «Шар» в 6 классе вводно-мотивационный этап урока начинаю с притчи: Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. “Скажи мне, – спросил юноша, – почему тебя одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?”

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. “Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов”.

И у меня возник вопрос. Почему маленький круг меньше соприкасается с неизвестностью, чем большой? 

VI. Использование мультимедиа - технологии.

К. Ф. Гаусс говорил: «Математика- наука для глаз, а не для ушей», поэтому стараюсь в полную меру использовать все возможности мультимедиа – технологии. Мультимедиа – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение и анимацию. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

VII. Доброжелательный настрой на урок.

Учитель обязан входить в класс с хорошим бодрым настроем. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ученику, тактичное исправление допущенных учеником ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор, небольшое историческое отступление – вот небольшой перечень для педагога, который стремится создать благоприятный психологический климат на уроке. Создание на уроке ситуаций успеха формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности. Ученик уже не тот сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь. И я стремлюсь к этому ежедневно.


​​​​​​​Развитие познавательной активности на уроках математикиDOCX / 128.38 Кб





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

23 June 2023

Мне очень понравилась ваша статья!Моя дочь закончила 9 класс!По математике за экзамен-4. 1 балла не хватило на 5.Если бы так преподавали, как пишите в статье.Было бы намного легче учиться в атомклассе!

25 June 2023

Благодарю за ваш комментарий. Очень приятно

27 June 2023

Похожие публикации