Формирование просодической стороны речи у детей со стёртой дизартрией. Старший дошкольный возраст.

0
0
Материал опубликован 26 May

Формирование просодической стороны речи у детей со стёртой  дизартрией. Старший дошкольный возраст.

                                                   

              В последние годы внимание многих лингвистов привлекается к просодическим средствам высказывания в аспекте изучения семантики и синтаксиса.

Известно, какое значение имеет в процессе общения эмоционально звучащая фраза. Речь почти всегда предназначена другому человеку, значит говорить надо так, чтобы слушателю было понятно и интересно. Чтобы быть понятыми другими людьми необходимо умение чётко формулировать свою мысль, интонационно выразительно оформляя её.

     При  речевых дефектах просодические нарушения могут вызвать своеобразные семантические нарушения и затруднять коммуникацию.

     Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность.

     Чем богаче и правильнее  речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности,  тем активнее происходит его психическое развитие, тем содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми,

      Любое нарушение речи в той  или иной степени может отразиться на

деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

       Нарушения просодической стороны речи входят в структуру дефекта при дизартрии, являются распространёнными, имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Смазанная, невнятная речь не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.

     Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по- разному: быстро или медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Достигается это благодаря  просодической стороне речи.

      ПРОСОДИКА – это интонационно-выразительная окраска речи. Она выполняет важную роль в общении – позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, чувства, отношения.

       Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., в работе «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» отмечают, что фонетическая  сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных её компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. По утверждению психологов, 17-20% информации слушателю даёт интонационно- выразительная окраска речи говорящего.

       Нарушения  просодической стороны речи влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску. Смазанная, невнятная речь не даёт возможности для формирования слухового восприятия и контроля.

Структура просодики.

Важнейшее условие правильной речи – это  плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

РЕЧЕВОЕ  ДЫХАНИЕ отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и  сила выдоха зависит от цели и условия общения. И.А.Поварова в работе « Коррекция заикания в играх и тренингах» отмечает, что наиболее  правильным, удобным  для речи является диафрагмально – рёберное  дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц.  Активна  нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи, практически остаются  неподвижными. Вдох при речи короткий, лёгкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

Правильное речевое дыхание, чёткая ненапряжённая артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к  форсированности и неустойчивости голоса.

     Хорошая  ДИКЦИЯ – основа чёткости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата, особенно от его подвижных  частей: языка, губ, нёба, нижней челюсти и глотки. Ф.А.Ивановская в работе «Профилактика голосовых расстройств» отмечает, что хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, проглатывания отдельных звуков и слогов, дефектов речи, и необходима для лучшего восприятия речи говорящего.

  Важнейшим компонентом звучащей речи является  голос. М.Е.Хватцев отмечал, что звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильную речь.[1]ГОЛОС-это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание.

    Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. Основными  свойствами голоса является   тембр, высота, сила (громкость), полётность. 

    Тембр- это особая окраска голоса человека, присущая только ему и  позволяющая узнавать его тогда, когда мы его не можем видеть, но можем слышать. Тембр- это  величина постоянная, как отпечатки пальцев человека. Он даётся нам от рождения, и изменить его очень трудно. Но в целях выразительности речи многие  пытаются изменить тембр своего голоса и сделать его похожим на тембр другого человека. Это блестяще делают эстрадные артисты.  Голоса по своей природе бывают высокие, средние, и  низкие. Расстояние  между самой высокой и самой низкой нотой, которая доступна человеку, называется  высотным диапазоном голоса.[2]

    Сила голоса, его энергия, мощность определяется интенсивностью амплитуды колебания голосовых складок, и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем  сильнее звучит голос. Сила голоса у разных  людей различна. У одних людей – хороший запас громкости. Их голос без особого напряжения может звучать громко в течение  долгого времени. У других людей голос слабый, тихий. Громкость- это управляемое качество голоса. Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, её разнообразия.

     Полётность голоса - это способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.

     Когда мы говорим, то ставим перед собой  определённые задачи: убедить собеседника в чём- то, сообщить что- либо, спросить о чём- то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о выразительности речи – интонации.

   ИНТОНАЦИЯ - сложное явление, которое включает в себя следующие элементы: мелодику, логическое ударение, паузы, темп речи, основной тон высказывания, ритм. [3]

   Мелодика- повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.

    Логическое ударение-это выделение голосом  наиболее важного по смыслу слова.

    Пауза-это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части. Пауза- это важный элемент устной речи. Они облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания, облегчают восприятие речи.

     Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает медленный, быстрый и средний. На протяжении одного и того же дня у  человека он непрерывно меняется.[4]

   Одним из качеств хорошей речи является её ритмичность, то есть определённое, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых

фраз. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной, музыкальной.


 Особенности нарушений  просодики при дизартрии.

Проблемами дизартрии занимались такие авторы, как О.В.Правдина, Е.Н.Винарская, Е.М.Мастюкова, Н.В.Серебрякова, Л.В.Лопатина, М.В.Ипполитова, Е.Ф. Архипова и другие.

    Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Основные симптомы дизартрии определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается  расстановка пауз, характерны пропуски  звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный  - то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. При бульбарной дизартрии  голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные оглушены. Тембр речи изменён по типу открытой гнусавости. Речь замедленна, резко утомляет больного.

    При псевдобульбарной дизартрии голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наряду с оглушением звонких согласных, наблюдается озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласные заднего ряда и твёрдые согласные со сложным артикуляционным укладом. Наиболее частым первым проявлением дизартрии является наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорождённого. Это- слабость крика или его отсутствие (афония). Крик у таких детей длительное время остаётся тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха. По мере роста  всё больше выявляется недостаточная   интонационная выразительность  крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются  однообразием и проявлением в более поздние сроки.По мере роста ребёнка голос остаётся слабым и хриплым, нарушается речевое дыхание.

    При подкорковой дизартрии  расстройства произношения чрезвычайно разнообразны, часто непостоянны. Голос бывает напряжённым, резким, хриплым, колеблющемся в тембре и громкости. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шёпот. Как правило, расстраивается темп, ритм, и мелодика речи. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.

    При   мозжечковой форме дизартрии речь замедленная, толчкообразная,

скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. [5]

    При  корковой форме дизартрии голос и тембр речи не нарушен. Ритмические структуры слов  имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко удлинены и толчкообразны. Речь напряженная, замедленная.

     Стёртая дизартрия - одна из степеней выраженности дизартрии-характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики. В основе нарушения артикуляции при этом расстройстве могут лежать лёгкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного аппарата, которые выявляются только при углублённом неврологическом исследовании. В речевой симптоматике помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный  или ускоренный.[6]


Комплекс упражнений для формирования мелодико - интонационной стороны речи у детей со стёртой дизартрией.


1 Этап: Подготовительный.

 Цель: знакомство с новым материалом, его восприятие, усвоение детьми, знакомство со способами выполнения задания.

Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения. Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных структур. В рамках подготовительного этапа проводятся упражнения по развитию высоты и силы голоса. Занятия включают в себя элементы логоритмики и проходят как музыкальные. Дополнительно ведётся работа по развитию физиологического и речевого дыхания, слухового внимания. Это способствует развитию воспроизведения различных интонационных структур и правильному усвоению, воспроизведению логического ударения во фразовой речи.


2.Этап: Основной.

Цель: научить детей самостоятельно выполнять задания; развивать умения и навыки.

На     основном      этапе           планируются упражнения по развитию: восприятия интонации, воспроизведения интонации, восприятие логического ударения, воспроизведение логического ударения.


3.Этап: Заключительный.

Цель: закрепить усвоенный материал, автоматизировать его во фразовой речи.


1.Упражнения для развития восприятия ритма.

Цель: научить ребёнка определять количество а) изолированных ударов, б) простых ударов, в) акцентированных ударов путём показа карточки  с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

Материал: карточки с графическим изображением ритмических структур.://, ///, ////, // //, // // //, /// ///, //// //// , U/, U/U/и т. д., где / - громкий  удар,U- тихий удар.

   Упражнение 1:

      Инструкция: «Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов».

- изолированные удары: //, ///, ////, /////

  Упражнение 2:

      Инструкция: «Послушай, сколько было ударов, покажи нужную карточку».

-серия простых ударов: // // // //,  /// ///,  //// ////, /// /// ///.

  Упражнение 3:

    Инструкция: «Послушай, сколько и какие были удары, покажи нужную карточку».

- серия акцентированных ударов: /UU/, /  / , //UU//, /U//.

  Упражнение 4: Цель - приобщать детей к выразительному исполнению ритмических речитативных интонаций голоса.

     Инструкция: « Угадайте, кого я позову, Таню или Андрюшу?»

Дети должны узнать это по ритмическому рисунку, исполненному в хлопках.                               ♪                                                                                                                          

Та-ня               Анд-рю-ша


«Угадайте, как зовут девочку, Таня или Танечка?»


                ♪   ♪   

Та-ня               Та-неч-ка


2. Упражнения для развития воспроизведения ритма.


Цель: развивать умение самостоятельно воспроизводить по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) а) изолированные удары, б) серии простых ударов, в) акцентированные удары.

Материал: карточки с графическим изображением ритмических структур.

Упражнение 1:

  Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

-изолированные удары: ///, //////, ////, //.

Упражнение 2:

  Инструкция: «Послушай и повтори за мной удары».

-серии простых ударов: // // // //, /// ///, //// ////, /// /// ///.

Упражнение 3:

  Инструкция: « Послушай и повтори за мной удары»

-серии акцентированных ударов: /UU/, //U, U//U, //UU//.

Упражнение 4: Проводится с музыкальным сопровождением.

Инструкция: «Послушай песенку и отхлопай её».

а) «Петушок», б) «Сорока-сорока», в) «Ёлочка»

 Упражнение 5: Воспроизвести ритм стихотворения, сначала хлопками, затем с помощью мяча.

   Инструкция: 1 « На каждое слово хлопаем в ладоши». 2. «На каждое слово бьём об пол мяч»

    Мой весёлый, звонкий мяч.

    Ты куда помчался вскачь?

    Жёлтый, красный, голубой,

    Не угнаться за тобой!

                                            (С.Я.Маршак)

Упражнение 6: «Считалки» Воспроизведение ритма считалки с дирижированием  в такт.

Аты-баты-шли солдаты,

Аты-баты-на базар.

Аты-баты-что купили?

Аты- баты-самовар.

Аты-баты-сколько стоит?

Аты- баты- три рубля.

Аты-баты-кто выходит?

Аты-баты-это я!


3. Упражнения по развитию восприятия интонации.


1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

  Проблемная ситуация:

Ребята, послушайте одну фантастическую историю. Был 2123 г. Нашей эры. Один профессор сделал феноменальное открытие. Он изобрёл андроидов (это роботы, которых невозможно отличить от людей.) С их помощью он хотел захватить власть на Земле. Но сначала учёный решил провести эксперимент, чтобы выяснить, сумеют ли люди Земли распознать андроидов. Одного андроида под видом ученика, он отправил в школу № 126 в 3-й класс. Первый урок был уроком  литературы. Ученики должны были прочитать наизусть стихотворение С.Я.Маршака « Апрель». Андроид вышел к доске и ровным монотонным голосом, без пауз, произнёс: «Апрель, апрель, на дворе звенит капель …»Ребята сразу же поняли, что здесь что-то не так. Это сразу насторожило всех. Попробуйте рассказать стихотворение металлическим, однообразным голосом. Как вы думаете, чем отличается речь андроида от речи людей?  Почему же люди Земли опознали андроидов?

  Логопед объясняет, что с помощью интонации можно передавать различные чувства: радость, огорчение, угрозу, просьбу, передать вопрос, приказ и т.д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

 Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса. Придумайте предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. На письме в конце таких предложений ставится точка.

  Упражнение 1:

 Выделение из текста повествовательных предложений, путём показа карточки с точкой.

                                    Два цвета.

Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

Изменяя голос, можно о чём-то спросить. Например, сегодня на улице холодно? Попробуйте спросить о чём-нибудь меня. В конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

Для обозначения вопроса предлагается знак?

  Упражнение 2:

Выделение из текста вопросительного предложения путём показа карточки с вопросительным знаком.

                                                  Хомяк.

  Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щёку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

  Упражнение 3:

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ай!», «Ух!», «Ура!».

- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

- Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

- Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!)

При произнесении восклицательного предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается

             Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком: !

     Упражнение 4:

Выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

                                          Самый важный.

«Я самый важный! Я всех бужу», - говорил будильник. «Я  важнее! Я всех вожу!» - говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом» - говорил подземный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху видно всё. Послушайте, что я скажу. Важнее всех человек!»

 5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.

  Упражнение 5:

На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком.

                                                     Сорока и мышь.

- Мышка-трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошечки не боюсь!

- А громкого свиста?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рёва?

- Нисколечки не боюсь!

- А чего же ты боишься?

- Да тихого шороха.                            


4. Упражнения по развитию воспроизведения интонации.

  1. Отработка интонационной конструкции, выражающей завершённость в повествовательном предложении.

а) отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения.

           Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

б) отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неоконченную позицию.

             Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.

2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.

        Упражнения:

а) резкое повышение тона в односложном слове:

         твой? - твой  сок?         суп? - твой суп?

         стол? - там стол?          нос? - это нос?

         дом? - твой дом?            сад? - там сад?

         сам? - ты сам?

б) резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

        солдаты? - там солдаты?

        в столовой? - он в столовой?

        старушка? - идёт старушка?

         снежинки? - летят снежинки?

в) резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

    этот? - этот сад?

    очень? - очень вкусно?

    весело? - вам весело?

    ласковый? - ласковый кот?

г) резкое повышение  тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:

     письмо? - вам письмо?

     хорошо? - здесь хорошо?

     далеко? - тебе далеко?

     коньки?- твои коньки?

д) выделение вопросительной интонации слова в начале, середине и в конце предложения:

              Можно взять санки? Все  играют? Долго нам спать?

              Вам всё понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу?

              Ты идёшь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили?

е) выделение интонацией  вопросительного слова в начале предложения.

              Кто  пришёл? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?

ж) выделение интонацией вопросительного слова в середине предложения.

            Тебе сколько лет? Ты когда пойдёшь гулять? Ты что будешь делать?

з) Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно)

3. Работа над интонацией восклицательного предложения.

        Упражнения:

а) отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания: (К.Чуковский «Тараканище», «Путаница»).

б) отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать сопряжено с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно).

           Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая   красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

в) закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.

4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

Работа проводится на материале считалок, диалогов, сказок. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев. «Дядя Стёпа» (С. Михалков), «Волк и лиса», «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе» К. Чуковского.

5. Упражнения по развитию восприятия логического ударения.

    1. Формирование представлений о логическом ударении и способах выделения логического ударения.

    В предложениях есть слова, которые важнее всех остальных. Они выделяются голосом.Слово можно произнести более громко( Сколько тебе лет?), удивлённо ( К нам    

сегодня  приедут гости?), радостно (Мы пойдём сегодня в зоопарк!), замедленно (Это мо-я книга), делая паузу перед логически ударным словом (Тебе…холодно? Тебе…больно?)

  Если в одном предложении последовательно менять логическое ударение, то изменяется смысл.

      Вы мне утром звонили? - ( Я)

      Вы мне утром звонили? - ( Вам)

      Вы мне утром звонили? - (Нет, вечером)

      Вы мне утром звонили?- ( Звонил)


Упражнение 1:

   Инструкция: «Послушай фразу. Сколько в ней слов? Выдели голосом сначала 1-ое; 2-ое; 3-е слово. Меняется ли смысл фразы?»

- повествовательные предложения:

а) Собака грызёт кость; б) Мама моет посуду; в) Сегодня хорошая погода.

Упражнение 2:

   Инструкция: «Послушай фразу. Произнеси её столько раз, сколько в ней слов. И каждый раз делай ударение только на одном – новом слове».

-вопросительное предложение:

  а) Вы мне утром звонили? б) Ты боишься собак?

Упражнение 3:

   Инструкция: «Повтори за мной фразу. ( Я  иду в школу.) Теперь повтори фразу так, чтобы было понятно, что именно ты идёшь в школу. Главное слово выдели голосом. ( Я  иду в школу.) Теперь произнеси фразу так, чтобы было понятно, что ты идёшь, а не едешь. ( Я  иду в школу.) Теперь так, чтобы было понятно, что ты идёшь в школу, а не в магазин. Нужное слово выдели голосом. ( Я  иду в школу.)


6. Упражнения по развитию воспроизведения логического ударения.


    1. Развитие умения выделять в произношении главные по смыслу слова во фразе.

Логопед просит ребёнка повторить фразу (Сегодня хорошая погода.) Затем повторить фразу так, чтобы было понятно, что именно сегодня хорошая погода. Главное слово выделить голосом.( Сегодня хорошая погода.) Теперь произнести фразу так, чтобы было понятно, что сегодня хорошая, а не плохая погода. (Сегодня хорошая погода.) Чтобы было понятно, что сегодня хорошая  именно погода. Нужное слово выделить голосом. ( Сегодня хорошая погода).

   Я иду в школу; Мы пойдём в зоопарк; Хорошо зимой в лесу; У дороги шумели тополя; Моя книга на столе и др.

  2. Произносить слово, выделяя голосом сначала первое слово, потом второе, третье…Обратить внимание, изменяется ли смысл высказывания от перестановки ударения.

    Вера(1) набрала(2) много(3) ягод(4).

    Брат(1) приехал(2) в гости(3).

    Под сосной(1) Серёжа(2) нашёл(3) гриб(4).

    Мы(1) завтра(2) пойдём(3) в музей(4).

  3. Последовательно менять логическое ударение в вопросительном предложении. Проследить, как изменится ответ. Сколько ответов можно дать на эти вопросы?

    Ты завтра встречаешь сестру?- Да, я.

    Ты завтра встречаешь сестру?- Да, завтра.

    Ты завтра встречаешь сестру?- Да, встречаю.

    Ты завтра встречаешь сестру?- Да, сестру.

Мы летом поедем в деревню? Мы пойдём сегодня в зоопарк? Ты живёшь в новом доме?

 4. Какое бы слово вы выделили во фразе?

        Казнить нельзя помиловать.

  Как изменится смысл?  

 7. Упражнения по развитию высоты голоса.

Упражнения рекомендуется проводить музыкальному руководителю или логопеду с музыкальным образованием. Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса.

  1. Повышение и понижение голоса при пропевании гласных звуков. (Удобными звуками для детей 5-6лет чаще всего являются (ми) фа-си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее естественное).  

                                        У   У                       То же самое на звуки О, А, И, Э.

     У           У                           У                У                    Постепенное транспонирование вверх

 У            У             У                    У                            по полутонам.

                                                  

         б2                                   б3


2. Повышение и понижение голоса при пропевании сочетаний из 2-х и 3-х звуков:

            АУ        АУ

         АУ               АУ

                                                б2

                                       УИ,ЭУ,АУИ,ОУИ, ЭУИ

         АУ      АУ

    АУ                АУ     

АУ                       АУ 

              б3

3. Повышение и понижение голоса при пропевании слогов:

      ЗА       ЗА                              ЗА      ЗА               БА, ДА, АЗА

   ЗА            ЗА                         ЗА             ЗА

                                                 ЗА                ЗА

    б2                                                        б3

4. «Укачивание»:

А        А       А        А        А        А                           О,У,М

     А        А        А        А        А        А         б3   

     

5. «Ступеньки»:

Пение гласных звуков в восходящем и нисходящем движении (легато). Транспонирование по полутонам.

                                           А

                                      А         А

                                 А                  А                ч5

                            А                             А

                     А                                      А

                    

8. Упражнения по развитию силы голоса.                                

Для правильного голосообразования целесообразно проводить эти упражнения в качестве распевания  на музыкальных занятиях в диапазоне фа1 – си1

  1. Усиление произнесения звуков:

     а) « приближение самолёта»

«Самолёт». Повышение голоса на гласные звуки А, О, У в пределах квинты с опорой на движение руки вверх и графическое изображение.

  Инструкция: « Представьте себе, что

самолёт начал взлёт и полетел в небо.              

Попробуем пропеть это голосом.

(Логопед даёт образец) Диапазон:

от ми 1- си 1.

Задание 1:

    Инструкция: а) «Представьте себе, что ты услышал звук приближающегося самолета. Попробуй пропеть это».

                                               

                                      У               у               у             у             у

                                    Шёпот    тихо        обычным     громче,             громко

                                                                    голосом     чем обычно

б) «Теперь представь, что к тебе приближается жук».


                                     ж               ж               ж              ж        ж

                                   шёпот      тихо     обычным         громче, чем        громко

                                                                                           голосом             обычно

                                                                                                   

в) « А теперь представь приближающегося комара».


                                                   з                  з                 з             з              з

                                         шёпот      тихо       обычным        громче, чем               громко

                                                                         голосом              обычно

                                                                                      

Задание 2:

   Материал: карточки с изображением букв разной величины.

 о о о о;а а а а

и и и и

   Инструкция: « Прочитай эти буквы с постепенным усилением голоса: шёпот, тихо, громче, громко».

2. Ослабление голоса:

                                                   у              у               у                  у                 у

                                                  громко             громче, чем      обычным            тихо                    шепот

                                                                        обычно              голосом

                                             О, А, И, Э, В, З, Ж; ОУ, АИ, ОИ, ЭУ.


3. Усиление и ослабление голоса:

На одном выдохе. «Как ветер шумит».


                                              у      у     у     у     у     у       у

                                              з       з     з       з       з      з       з                АЗА, УЖУ.

4. Усиление голоса с увеличением длительности звучания:

                                       а – а - аа ааа                             У, И, Э,                  

                                                                                                            АУ, ОИ, УИ, АУИ, ЭУА

5. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:

                                        аа а – а – а                                              А,У,О,И,Э; УИ, ОА, АУИ,                                 

                                                                                                                                АУИ, ЭОА, ОУИ.

6. Музыкальные игры:

- «Эхо», муз.Е.Тиличеевой, сл.Л.Дымовой.

   Диапазон песни ре 1- си1

   Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы голосом, дети второй группы – тихим. Затем меняются ролями.

                                    Эй вы, дубы! А-у! А-у!

                                     А где грибы? А-у! А- у!

                                    А лес в ответ:  А-у! А- у!

                                    Грибов тут нет! А-у! А-у!

- «Как поёт кукушка?», муз.Е. Тиличеевой, сл.Н.Найдёновой.

       В лесной глуши звенит в тиши

       Ку-ку, ку-ку,ку-ку, ку-ку.(Постепенное ослабление голоса от громкого до тихого)

       Кукушка там кукует нам

       Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку. ( Постепенное ослабление голоса от громкого до тихого)

-   «Труба», муз.Е. Тиличеевой, сл.Н Найдёновой.

- «Конь», муз.Е. Тиличеевой, сл. Н .Найдёновой.

- «Барабан», муз.Е.Тиличеевой, сл. Н.Найдёновой.

- «Артистка», муз.Д.Кабалевского, сл.Викторова.

- « Дятел», муз. Н.Леви, сл. Фаткина.

- «Куда летишь, кукушечка?», рус. нар. песня.

9. Упражнения для расширения диапазона голоса, развития правильного голосообразования.

    Предыдущие упражнения по развитию высоты и силы голоса дали возможность последовательно подойти к расширению диапазона голоса. Дети упражнялись в чистом интонировании ступеней в интервалах от б2 до ч5. Для дальнейшего укрепления диапазона, плавности и напевности звуков, предлагаются  следующие упражнения:

1. «Лесенка», муз.Е.Тиличеевой, сл.М.Долинова.(Диапазон песни фа1-до2, )

Интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх. Сначала интонировать мелодию гласными звуками А, О, И, Э, У. Далее можно интонировать словами: «Вот иду я вверх, и спускаюсь вниз».

2. «Василёк» - русская народная песня. ( Диапазон песни соль1-до2)

Можно начать с пропевания звуками, затем подключать слова: « Василёк, василёк, мой любимый цветок».

3. « Дудочка», муз.В,Красевой, сл.Н. Френкель.(Диапазон ми –си )

Упражнять детей в точном воспроизведении голосом поступенного движения мелодии вверх и вниз.Вначале песня предлагается детям для слушания, затем дети поют отдельные фразы, протяжно пропевая окончание каждой.:

                      Ду-ду-ду, ду-ду-ду

                      Подуди, пастух, в дуду

                      Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

                     Я коровушку веду.

4. «Жучка и кот», чешская народная прибаутка. ( Диапазон до-ля)

Уточнять у детей представления о поступенном движении мелодии вверх и вниз.

5. « Скачем по лестнице», муз. Е.Тиличеевой, сл. Л.Дымовой. (Диапазон до-до2)

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного движения мелодии вверх и вниз в пределах октавы.

6. «Качели», муз.Е.Тиличеевой, сл.М.Долинова.(Диапазон ре-до2)

Использовать игровой приём: поднять руку вверх, когда качели наверху, и опустить вниз, когда внизу.





Специально разработанный комплекс  вокальных упражнений рекомендован для проведения музыкальному руководителю и логопеду. Он разработан с использованием основ музыкальной грамоты, музыкальной методической литературы. Вокальные упражнения начинаются с пропевания гласных звуков (А, О, У, И, Э); сочетаний гласных звуков ( АУ, УИ, ЭУ, АУИ, ОУИ, ЭУИ… ), слогов (За, Ба, Да, Ма, АЗА, АМА, АДА…); затем подключаются слова и фразы. Упражнения пропеваются в восходящем и нисходящем движении, начиная с малых интервалов (б2) и заканчивая большими интервалами(б7), с транспонированием по полутонам. Учитывался диапазон детей 6-7 летнего возраста, степень нарастания сложности.

  Вокальные упражнения способствуют улучшению мелодико- интонационной выразительности речи, развитию модуляции голоса по высоте и силе, расширению диапазона голоса.

  


Список используемой литературы:

1.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей -  М., 1973.

2.Балабанова В.П., Богданова Л.Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения -  С-П «Детство-Пресс» 2001.

3.Белобрыкина О.А. Речь и общение -  Я., «Академия развития»1998.

4.Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л. Методика музыкального воспитания в детском саду – М., «Просвещение» 1982.

5.Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л.  Музыка в детском саду -  М., «Музыка» 1988.

6.Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и её диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга -  Т., 1989.

7.Власова Н.А., Беккер К.П. Заикание -  М., 1983.

8.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика -  М., «Владос», 1996.

9.Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников -  М., 1983.

10.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика – М., «Владос» 2002.

11.Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжёлыми аномалиями органов артикуляции -  М., «Книголюб», 2003.

12.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков-  М., «Просвещение», 1996.

13.Ивановская Ф.А.  О методике занятий при некоторых расстройствах голоса // « Из опыта логопедической работы», под ред. Рау Ф.А., Сироткина М.М., -  М., 1955.

14.Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков -  Я., «Академия развития»,1998.

15. Логопедия: учебник для вузов// под ред. Волковой Л.С. -  М., «Владос», 1999г

16.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии -  С-П., «Образование», 1994.

27.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.  Преодоление речевых нарушений у дошкольников, С-П., «Союз», 2001.

18.Лопатина Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии -  С-П, 1987.

19.Макшанцева Е.Д. Детские забавы -  М., «Просвещение», 1991.

20.Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь -  М., «Просвещение», 1987.

21. Очерки по патологии речи и голоса// под ред. Ляпидевского С.С. -  М., 1963, выпуск 1.

22. Очерки по патологии речи и голоса //под ред.Ляпидевского С.С.-  М.,1963, выпуск 2.

23.Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах -  С-П., «Союз», 2001.

24.Правдина О.В. Логопедия – М., «Просвещение»,1969.

25.Раевская Е.П.  Музыкально-двигательные упражнения в детском саду – М., «Просвещение», 1991.

26.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием – М., «Гном-Пресс»,1999.

27.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения -  М.,  «Институт практической психологии» 1997.

28. Хрестоматия по логопедии// под ред. Волковой Л.С., Селевёрстова В.И.-  М., «Владос», 1997.

29. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу -  М., «Аркти», 1999.


                                                            

                                

                                      



                                                                     
























[1] Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. – М., 1958. – С. 100-101.

[2] Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах – С-П., 2001 – С.144.

[3] Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков – Я., 1998. – С.148 – 156.

[4] Ястребова А.В., Лазаренко  О.И. Хочу в школу – М., 1999. – С. 10-14.

[5] Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1977.

[6] Правдина О.В.  Логопедия – М., 1969.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации