Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи

0
0
Материал опубликован 17 December



Тема занятия

I. Автоматизация звука Р. Дифференциация звуков Р / Л

II. Тексты по теме «Зима»


Цели занятия

Автоматизация звука Р в сочетании с согласными. Первичная дифференциация звуков Р / Л.

Восприятие текста с опорой на картины.


Задачи:

Образовательные

- формировать навык произнесения звука Р в сочетании с согласными на материале слогов, словосочетаний и предложений;

- дифференциация звуков Р / Л;

- воспринимать на слух незнакомые тексты с помощью ИСА;

2. Воспитательные

- формирование первичного навыка коммуникативного поведения;

- формирование навыка диалогической речи;

3. Развивающие

- развитие положительных качеств личности;

- развитие элементов воображения;

- развитие вербальной памяти;

- развитие предпосылок для формирования учебной мотивации

4. Коррекционные

- расширение словарного запаса;

- формирование сильного и длительного ротового выдоха;

- тренировать в умении произносить на одном выдохе ряда слогов / слов(4 / 5);

- формирование первичных приемов самоконтроля;

- воспринимать на слух незнакомый речевой материал на расстоянии 1,5 м;

- внедрение новых технологий в процесс формирования речевого слуха ребенка;


Оборудование

ТСО: тренажер речевой комплексный «Интон – М», «Говорящяя таблица», ИСА.

Дидактический: картинки, карточки с речевым материалом, игрушки.








Ход урока


Речь учителя

Речь ученика


Организационный момент

- Как ты себя чувствуешь?

- Аппарат работает?

- Как ты слышишь?


I.Формирование произношения


Работа над дыханием, слитностью и голосовыми модуляциями (с элементами фонетической ритмики).


-Будем дышать.

- Вдох носом….

Вдох – животик большой, выдох – нет животика.

- Какой выдох?

- Дышим правильно и говорим вместе.

Вдох ПА__________

Вдох ПО__________

Вдох ПУ__________

Вдох ПИ__________

Вдох ПЭ__________

- Скажи на одном выдохе.

ПА – ПО – ПУ – ПИ – ПЭ


- Будем говорить и делать вместе. Говорим слитно. Дыши правильно.


- Снег.

- Падает снег.

- Тихо падает снег.

- Тихо падает белый снег.

- Тихо падает белый пушистый снег.



- Как мы говорили?

- Давай проверим.

Работа на тренажере «Интон-М».

- Говори в микрофон. Смотри, чтобы лампочка всегда была зеленая.

- Вдох. Тихо падает белый снег.

- Скажи все предложение.

- Тихо падает белый пушистый снег.


- Послушай, как я буду говорить:

Низким голосом, нормальным или высоким.

- Тихо падает белый снег.



- Посмотри на аппарат. Повтори так же как я.



- Каким голосом я говорю?

- Верно. Следи за огоньками.

(Попробуй еще раз.)

- А теперь говори нормальным голосом.


- Кто говорит высоким голосом?


- Кто говорит низким голосом?



2. Разминка. Элементы фонетической ритмики.

- Говорим и делаем вместе.

-РРРРРРРРРРРРРРРРРРРР

- Где язычок?

- Какая часть языка работает?

- Какой ветерок?



Автоматизация звука Р


Автоматизация звука Р в сочетании с согласными на слоговом материале.


- Послушай, повтори, покажи.

ПРА, БРО, КРУ, РНА, РКА, РПА, ВРО, РМУ.


- Я скажу два слога, повтори.

РКА – РНА

- Послушай еще.

ТРУ-БРО-ПРА

- Прочитай в быстром темпе.

РКА – РНА – ТРУ-БРО-ПРА


Автоматизация звука Р в сочетании с согласными в словах и словосочетаниях.


- Что это?

- Какая коробочка?

- Верно. А еще какая, потрогай?

Давай посмотрим, что там?

Учитель достает из коробочки карточки, а ученик называет их.

(Краски, верблюд, тетрадь, тигр, портфель, парта, зебра, морж.)


- Раздели картинки на две группы.


- Почему ты так разделила?


- Какие слова отвечают на вопрос Что?


- На какой вопрос отвечают эти слова?



- Будем составь словосочетания.

Предлагаем ученику 5 картинок и 5 глаголов.

- Поможем Кристине.

(Тетрадь, зеркало, портфель, парта, тигр)

Картинка «Тигр»








- Верно. Составь поручение для Кристины.

Учитель закрывает глаголы и предлагает ученику составить следующее словосочетание.

Картинка «Зеркало»

- Вспомни, какие слова тут спрятались. Составь словосочетание.

(Если ученик затрудняется, пошагово открываем глаголы)

- Верно.


Автоматизация звука Р в сочетании с согласными во фразах.


Составление предложений по картинкам. Ученику предлагаются картинки.

- Посмотри на картинку. Составь предложение.

- Придумай девочке имя, в котором есть звук Р.







Дифференциация звуков Р и Л в слогах (прямые слоги) и словах


-Сейчас с тобой будет говорить таблица. Слушай внимательно и повторяй.


РА – ЛА – РА

ЛО – ЛО – РО

ЛУ – РУ – ЛУ

- Будем составлять слова. Повтори слоги.

ЛА / ПА

Какое слово получилось? Скажи слитно.


ЗА / РО

КА / РУ

РА / МА

ЖА / ЛУ


- Что ты делала?



- Как ты говорила, подумай?



II. Развитие слухового восприятия


1. Развитие слухового внимания и логического мышления


- Подними правую ногу.

- Закрой ладонями глаза.

- Поставь руки на пояс.


- Послушай. Так бывает?


- Жираф дает молоко.


- Бабушка старше мамы.



2. Восприятие текста с опорой на картины.

Ученику предлагается 2 картины.

- Посмотри на картины. Послушай, о какой картине я говорю.

Первое предъявление.

- Пришла зима. Кругом все белое. Ребята взяли санки, коньки, лыжи и побежали во двор. Они решили построить горку. Снег носили лопатами. Потом горку полили водой. А еще залили каток. Весело ребятам в нашем дворе.


- Что ты услышала?

- О какой картине я говорю?

- Верно.


Второе предъявление

- Послушай еще раз? Что ты запомнила еще?

- Всем весело. Как ты думаешь, почему мальчик стоит один.







Ученику предлагается 2 картины

Послушай. Я прочитаю рассказ. Подбери картинку.


Наступила зима. Выпал мокрый снег. Дети вышли во двор. Взяли лыжи, а кататься нельзя. Снег прилипает к лыжам. Стали дети лепить снеговика. Скатали три кома снега. Вот нос и глаза. Смешной получился снеговик.


- Почему, ты, выбрала эту картину.




- Все ребята заняты делом. Почему мальчик стоит в стороне?



Найди ошибку. Скажи правильно.

- Упал мокрый снег.

- Горку пролили водой.


Восприятие слов


Послушай и повтори.

Зима – зимний

Тепло – теплый

Холодно – холодный



- Ты умеешь кататься на коньках?

- Что еще можно делать зимой?

- Что, ты, любишь делать зимой больше всего?


Итог


- Что ты делала сегодня на занятии?



- Что тебе понравилось больше всего?

- Что было трудно?

- Ты занималась хорошо, молодец.











- Я чувствую себя хорошо.

- Аппарат работает.

- Я слышу вас хорошо.










- Выдох ртом



- Выдох спокойный, долгий.



Вдох ПА__________

Вдох ПО__________

Вдох ПУ__________

Вдох ПИ__________

Вдох ПЭ__________


ПА – ПО – ПУ – ПИ – ПЭ








- Снег.

- Падает снег.

- Тихо падает снег.

- Тихо падает белый снег.

- Тихо падает белый пушистый снег.

- Мы говорили слитно.






- Тихо падает белый снег.


- Тихо падает белый пушистый снег.







- Вы говорите низким голосом.


Ученик повторяет предложение низким голосом.



Ученик повторяет фразу высоким голосом.


Ученик говорит предложение голосом средней высоты.

- Высоким голосом говорят девочки, дети, мышка.

- Низким голосом говорит папа, дядя, дедушка, медведь.





- РРРРРРРРРРРРРРРРРРРР

- Язык вверху.

- Работает кончик языка.

- Ветерок сильный.










Ученик повторяет и показывает слоги.



РКА – РНА


ТРУ – БРО – ПРА


РКА – РНА – ТРУ – БРО – ПРА






- Это коробочка.

- Красная коробочка.

- Бархатная.




- Это краски.

- Это верблюд.


Ученик делит картинки на две группы.

- Это животные.

- Это предметы/ учебные вещи.


Ученик показывает группу картинок.

Они не живые.


- Кто?/ Это кто? Это животные. Они живые.









Ученик читает глаголы по цепочке.

(вытри, закрой, посмотри, открой, рычит)

- Вытри – не подходит. Закрой – не подходит. Посмотри – нет. Открой – нет. Рычит – подходит.

- Тигр рычит.





- Посмотри в зеркало.

- Вытри парту.

- Закрой портфель.

- Открой тетрадь.














- Девочка рисует красками.



- ……кормит Дружка.

- Мальчик разбил кружку.

- Друзья переходят дорогу.

- ……играет на дудочке.









РА – ЛА – РА

ЛО – ЛО – РО

ЛУ – РУ – ЛУ





ЛА / ПА

- Лапа.

ЗА / РО Роза

КА / РУ Рука

РА / МА Рама

Лужа


- Я слушала и говорила.

- Я отвечала на вопросы и думала.


- Я старалась говорить хорошо.









Ученик выполняет задания.




- Так не бывает. / Корова дает молоко.


- Верно./ Это правильно.


















Ученик говорит, что услышал. Показывает выбранную картину.

Ученик произносит слова, словосочетания и фразы, которые запомнил.





Ученик показывает одиноко стоящего лыжника и пытается дать объяснение его поведения.

- Мальчик смотрит на горку / он устал / он отдыхает / у него болит нога / он больше не хочет кататься.












Ученик показывает картину.

Вы сказали………….

Я услышала…………


- Он устал / он заболел / сегодня нельзя кататься / он боится подойти к ребятам.



- Выпал мокрый снег.

- Горку полили водой.





Зима – зимний

Тепло – теплый

Холодно – холодный





Ученик отвечает на вопросы.





- Сегодня на занятии я слушала и говорила, думала и отвечала на вопросы, составляла предложения.



- Мне понравилось…………

- Было трудно………………


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации