12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Ивановна Бардина77
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Формирование речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы в средней школе как условие развития коммуникативной компетенции

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 имени Карла Мая

                               Василеостровского района Санкт-Петербурга



Формирование речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы в средней школе как условие развития коммуникативной компетенции

                                                                             


                                                                               Бардина Марина Ивановна,

                                                                         учитель русского языка

                                                          и литературы,

                                                                             ГБОУ СОШ 5 им.Карла Мая

                 

   


                                            Санкт - Петербуг, 2022

  Содержание

1. Введение.

2. Актуальность формирования речевой культуры как условие развития коммуникативной компетенции.

3. Связь с наукой.

4. Результативность обучения по формированию речевой культуры.

5. Заключение.

Введение

Постоянно изучая речевую среду, в которой находятся ученики, фиксируются ее особенности, учитывается весь «положительный» и «отрицательный» материал для того, чтобы более эффективно строить работу.

Проводя исследование, по выявлению сформированности реального уровня речевой культуры учащихся, корректируется деятельность педагога и деятельность обучающихся.

За время работы в образовательном учреждении выявлены ряд проблем:

1.Низкая речевая культура большинства учащихся.

Трудности в восприятии и переработке текстовой информации; отсутствие умения организовать речевое общение в определенной ситуации и незнание этикетных формул речи (в 80% речевых ситуаций, требующих использования речевого этикета, ученики обходятся без него) Недостаточное владение лексическими, орфоэпическими и грамматическими умениями и навыками.

2. Частые коммуникативные неудачи учащихся.

Неумение строить текст и выбирать нужные речевые средства.

3. Невысокая социализация личности.

Непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе.

4. Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности.

Данные анкетирования, проведенные среди семиклассников, показывают, что только 48% учащихся справляются с творческими заданиями и получают удовлетворение от результатов деятельности, связанной с речевой культурой.

5. Невысокий уровень психологических знаний и умений для создания на каждом занятии ситуации психологического комфорта.

Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии.

6.Важнейшая проблема, с которой сталкиваешься в работе над формированием речевой культуры – это низкий уровень культуры чтения, недостаточно высокий уровень техники чтения.

Речь идет не только о скорости чтения, хотя этот показатель тоже очень важен.

Уметь читать – значит уметь понять, запомнить, оценить и воспроизвести информацию, изложенную в тексте.

Под техникой чтения следует понимать степень владения всей совокупностью приемов, необходимых для восприятия, понимания, запоминания, анализа текста.

Успех в воспитании речевой культуры обеспечивается при условии, если учащиеся имеют ясное представление об основных критериях хорошей речи.

Объемное понятие “хорошая речь” не обладает математической точностью. У разных авторов различные перечни требований, которым она должна отвечать. С.И.Ожегов писал: “Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка1 Выделение из обширного списка тех качеств хорошей речи, которые являются основными, облегчает работу педагога, делая ее более целенаправленной и конкретной.

Объект исследования: выступает обучение учащихся в средней школе, развитие коммуникативной компетенции в процессе обучения.

Предмет исследования: является формирование речевой культуры учеников, как одно из условий развития коммуникативной компетенции.

Главная цель педагогического исследования: сформированность высокой речевой культуры, позитивной коммуникативности, способность к речевому самосовершенствованию каждого ученика, речь которого соответствует принятым нормам и отличается выразительностью и красотой.

Актуальность формирования речевой культуры как условие развития коммуникативной компетенции учащихся

Размышления над этими проблемами побуждают обратиться к трудам педагогов, психологов, лингвистов, методистов, к опыту коллег.

В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выдвинута следующая педагогическая идея работы: личностное развитие, полноценная социализация ученика невозможны без целенаправленного формирования его речевой культуры. Средством формирования речевой культуры должно стать развитие коммуникативной компетенции.

Для достижения данной педагогической идеи работы необходимо решить следующие задачи:

1.Повышение собственной профессиональной компетентности;

2.Создание условий для полноценного и грамотного использования учащимися богатых ресурсов родного языка;

3.Развитие у обучающихся умения контролировать и корректировать собственную речь;

4.Информационно-методическое обеспечение процесса повышения речевой культуры.

Связь с наукой

В основе педагогического опыта лежат идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Т. А. Ладыженской, В. И. Б. Н. Головина, Ю. Н. Караулова, С. И. Ожегова, Н. И. Жинкина, Ф. И. Буслаева, С.Г.Воровщикова.

В работе над исследованием используются следующие методические рекомендации Т.А. Ладыженской2, которая составила перечень умений из четырех фаз, необходимых для реализации успешной речевой деятельности.

1 фаза. Ориентировка в ситуации общения: умение осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания), т.е. формировать замысел будущего речевого произведения.

2 фаза. Планирование содержания высказывания: умение в соответствии с замыслом собирать материал для речи, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями, произведениями искусства, в том числе и художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел.

3 фаза. Реализация замысла во внешней речи: умение в соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи, разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации.

4 фаза. Контроль за результатами речевой деятельности: умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом.

Результативность обучения по формированию

речевой культуры

Формирование речевой культуры проводится в трех направлениях: на учебных занятиях, на факультативных занятиях, на внеклассных мероприятиях.

Система работы по формированию речевой культуры состоит из следующих компонентов:

1.Диагностика степени сформированности речевой культуры учащихся с целью выявления общего отношения к изучению данного предмета и для разработки дальнейшей работы на основе полученных данных.

2.Использование тестового контроля, который интенсифицирует процесс обучения.

3.Работа над повышением речевой культуры будет осуществляться успешнее, если дать учащимся определенный ориентир, сформировать представление о том, какой должна быть речь, отличающаяся высокой культурой. Такими ориентирами являются обобщающие таблицы. Таблица поможет лучше понять требования, предъявляемые к их речи, глубже воспринять достоинства и недостатки речи товарищей, составить рецензии на их высказывания.

4.Обогащение словарного запаса учащихся. Важным этапом в обогащении словарного запаса учащихся является работа со словарями, так как она обеспечивает нужный объем знаний по культуре речи.

5.Создание «копилки» нескучных упражнений, которая используется в качестве лингвистических «разминок», дополнительных и творческих заданий.

Следует отметить, что использование на занятиях ситуативных упражнений значительно повышает практическую направленность и интерес к ним со стороны учащихся. Причем это достигается за счет тех возможностей, которые заложены в самом содержании предмета, внутренне присущи ему.

При решении ситуативных задач, анализируя речевую ситуацию, учащиеся могут самостоятельно овладевать новыми знаниями и навыками по культуре общения и осваивать коммуникативные умения.

6. Обучение средствам оценки – одна из форм обогащения словарного запаса. Обучение средствам оценки представляется плодотворным и необходимым.

Одним из путей обогащения речи учащихся является анализ художественного текста на факультативных занятиях. Любая деятельность преподавателя отражается в успехах и результатах учеников. У учащихся повышается познавательная активность, стимулируется проявление творческих способностей.

Заключение

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что формирование речевой культуры ученика не ставит целью приобретение «сухих» схематических знаний, умений и навыков. Ему придается личностный смысл, деятельностный характер, практическая направленность.

Сама речевая культура рассматривается как средство безопасного и комфортного самоопределения и самореализации личности в современном мире, как способ саморазвития и совершенствования коммуникативной компетенции учащихся, что имеет огромный воспитательный потенциал.



Список литературы

-Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990.

-ВоровщиковС.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников. М.: АПК и ППРО, 2006.

-Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1988.

-Колесов В.В. Культура речи. СПб: Лениздат, 1988.

-ЛадыженскаяТ.А. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. М.:Образовательная программа. «Школа 2100».

-Ожегов С.И.Лексикология. Лексикография. Культура речи. Учебное пособие для филол.пед.институтов. М.: Высшая школа, 1974.

Сноски

1 -Ожегов С.И.Лексикология. Лексикография. Культура речи. Учебное пособие для филол.пед.институтов. М.: Высшая школа, 1974.

2-Ладыженская Т.А. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. М.:Образовательная программа. «Школа 2100».

3-Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников. М.: АПК и ППРО, 2006.

4-Государственные образовательные стандарты среднего школьного образования М. Просвещение, 2005.











































Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 11.06.23 в 12:39 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересная статья!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.