12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каретина Елена Валерьевна285
Зовусь учителем, а это значит, что для детей живу и не иначе.Я логопед и речи терапевт, что важно и так много значит, ведь речь детей я делаю богаче!
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
5

Формирование семантической стороны речи

Формирование семантической стороны речи

Каретина Е.В.

Речевое развитие дошкольников обязательно связано с работой над содержательной стороной слова, что является важной задачей на пути формирования связной речи. Многие дошкольники испытывают затруднения в подборе лексических средств при построении связного высказывания, так как семантическому развитию не всегда уделяется должное внимание в процессе речевого воспитания. А также дети не умеют пока вычленять существенные признаки ситуации,недостаточно овладев фонетической стороной слова и пониманием его семантики.

В словарной работе с младшими дошкольниками основное внимание уделяется обогащению словаря за счёт знаний и представлений,которые они получают в процессе ознакомления с окружающим и за счёт активизации разных частей речи. Наша задача - показать детям,что каждый предмет,его свойства и действия имеют названия.Поэтому учим детей различать предметы по существенным признакам,называть их правильно,выделять характерные признаки и качества,а также действия,которые связаны с движением,состоянием предметов,животных,человека через упражнения «Что за предмет?», «Скажи, какой?», « Кто это умеет делать?».

Уже в младшем дошкольном возрасте детей нужно знакомить с многозначными словами, сначала на основе наглядности( иголка швейная-иголка у ежа на спине - иголка у ёлки).Необходимо показать детям,что слова могут быть связаны между собой смысловыми отношениями ( по сходству,по контрасту) и отношениями типа «предмет-материал» и др.

Детей нужно учить понимать семантические отношения разных частей речи в едином тематическом пространстве: мяч сделан из резины- карандаш сделан…(из дерева).

Слова,относящиеся к одной части речи,могут выстраиваться в ряд:кофта,платье…(юбка,брюки…).

Семантическое отношение «предмет-обобщающее понятие» дети учатся понимать через упражнения:брюки-одежда,стол-мебель и т.д. Важно освоить отношения «животное –детёныш» на примере словообразования(лиса-лисёнок) и на примерах супплетивных форм (лошадь-жеребёнок); усвоить семантическое отношение «название предмета-уменьшительно-ласкательное название предмета».

Очень важно научить детей ориентироваться на коммуникативный (смысловой) центр высказывания,на его интонационное оформление.Поэтому при построении связных текстов нужно создать условия для активизации слов,связанных различными смысловыми отношениями ( Красивая птичка сидит на ветке.На ветке сидит красивая птичка.)

Индивидуальные особенности овладения семантической стороной языка позволяют выделить три уровня семантического рвазвития младших школьников.

Первый уровень(высокий)-дети владеют названиями предметов,их действий и признаков,пользуются словообразовательными операциями и средствами.

Второй уровень(средний)-дети называют предметы,действия и некоторые качества.Описательные рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия,либо качества.

Третий уровень (низкий)-дети ипытывают затруднения при назывании предметов.их действий и особенно качеств.

Для индивидуальной работы необходимо определить критерий,который позволил бы воздействовать на становление лексико-семантической системы каждого ребёнка.Здесь важны причины,которые определяют индивидуальные различия в процессе овладения семантическими средствами родного языка,а также такие факторы,как:

степень влияния экстралингвистических причин на речевое поведение ребёнка(ребёнок не стремится что-либо сообщить или получить новую информацию,его речь отражает лишь его субъективное состояние,что является проявлением несоответствия между речевым поведением ребёнка и другого участника коммуникации);

автономность развития различных уровней языковой системы:фонетического,лексического,грамматического;

уровень развития лексико-семантической системы ребёнка (здесь наблюдается как склонность к порождению повествовательных текстов, так и предпочтение строить тексты-описания).

В целях коррекции структурных особенностей лексико-семантической системы детей следует использовать интонационные средства при передаче смысловой структуры предложения.

При разработке упражнений для индивидуальных занятий с детьми учитывается роль ремы (ядро,содержание высказывания) в организации связного текста ( игра « Я начну рассказ, а ты продолжи его»).Связи в лексико-семантической системе детей активизируютя также путём подбоа названий предметов,соответствующих определённым признакам или действиям ( « Что бывает круглым?», « Подбери существительные к глаголу « идти»…).Так активизируется употребление слов. Близких по значению, по ситуации употребления;расширяется смысловое содержание слов,закрепляется и уточняется понимание значений многозначных слов( игра «Скажи какой», « Сравни кукол», « Сравни медвежат», «Назови одним словом»…)

В целом словарная работа направлена на подведение ребёнка к пониманию значения слова, на обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Литература

Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5-7 лет.Ярославль: Академия развития,2002.

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.М.: Издательство Московского Психолого – социального института, 2002.









Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.