ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования у детей дошкольного возраста нравственных представлений в условиях взаимодействия ДОО с семьёй с использованием инновационных форм.
Abstract: the article discusses the features of the formation of moral ideas in preschool children in conditions of interaction of preschool education with the family using innovative forms.
Ключевые слова: нравственные представления, формы взаимодействия детского сада с семьёй, моральные нормы и правила поведения, средства развития нравственных представлений.
Keywords:moralideas, formsofinteraction between kindergarten and family.
В рамках реализации ФГОС дошкольных образовательных учреждений деятельность дошкольников направлена на всестороннее развитие личности ребенка с последующей адаптацией его в обществе. Важным направлением в работе нашей ДОО является социально - нравственное развитие ребенка, предусматривающее усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности и социальную адаптацию. Оно закладывает основы личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок получает первый опыт общения, учится как правильно вести себя с близкими, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
Социально - нравственные представления – это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общепринятых норм и ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой.
Р. С. Буре считает, что формирование нравственных представлений – это «процесс целенаправленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанников с целью овладения нравственными нормами, правилами отношений, которое эффективнее осуществляется в различных видах деятельности» [2, с. 53].
По мнению С. А. Козловой, «нравственные представления – это ряд важных смысловых образований в структуре личности, являющиеся трансформацией социальных ценностей в нравственные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и способна выстраивать совокупность конструктивных отношений с миром и собой» [3, с. 67].
Нравственные представления дошкольника, по мнению О. С. Богдановой и Л. И. Катаевой, это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребёнок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» [1, с. 23].
Чувства, знания и поведение являются главными критериями формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста. Вырастить ребенка и воспитать в нем личность – задача непростая и очень ответственная. Социально - нравственное воспитание в современных условиях, на мой взгляд, заключается прежде всего в формировании нравственного сознания, развитии нравственных чувств, служащих ребенку регулятором его поведения.
Для детей дошкольного возраста семья выступает важным социальным инструментом. Она помогает связать его жизнедеятельность с социумом. Непосредственно в семье происходит зарождение ценных социально - нравственных взаимоотношений между родителями и детьми. Это способствует положительному формированию характера и нравственных чувств воспитуемого.
Дошкольный возраст в жизни ребёнка является наиболее благоприятным для усвоения социально – нравственных представлений, для решения задач по формированию уважения, бережного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
В ФГОС ДО отмечается важность и приоритетность воспитания у дошкольников основ культуры будущего семьянина. Поэтому очень важно познакомить ребёнка в раннем возрасте с социокультурными нормами, традициями семьи и социума.
В исследовании С. А. Козловой, которое посвящено вопросам освоения дошкольниками окружающего мира, подчёркивается, что необходимо осуществлять процесс воспитания, начиная с раннего возраста, прививать любовь к родному дому и своей семье, что является важной сферой нравственного воспитания личности [3].
Семья является первой ступенью в формировании нравственного сознания, чувства и убеждения у дошкольников. И это подтверждается тем, что именно в семье создан положительный социально – психологический микроколлектив, в который входят самые близкие люди, и основой такого коллектива являются доверительные взаимоотношения между родителями и детьми. В дошкольном возрасте ребёнок, как губка, впитывает всё, а потом зеркально отображает в своей жизни. Поэтому положительный социально – нравственный опыт в семье ребёнок пронесёт через всю свою жизнь. Нет одинаковых, как под копирку семей, каждая уникальна и неповторима. Но, без сомнения, каждая семья стремится соответствовать общепринятым социально – нравственным нормам. И здесь напомощь в воспитании подрастающего поколения приходят ДОО.
Как отмечает Н. В. Космачёва, семья, как институт ближайшего социального окружения ребёнка, непосредственно обеспечивает его потребности в том, чтобы его принимали таким, какой он есть, признавали его достижения, защищали, оказывали эмоциональную поддержку, уважали и заботились о нём. В семье дети приобретают основы социальных и эмоциональных контактов с окружающими, у них формируются первоначальные социально - нравственные представления. Наличие позитивного эмоционального климата в семье благотворно сказывается на формировании жизненной позиции ребёнка [4].
Непосредственно в семье у ребёнка дошкольного возраста проходит первичная ступень социализации и получения нравственного опыта в привычной и непринуждённой для него обстановке. Для более положительного и стабильного результата ДОО активно взаимодействует с семьями воспитанников.
Однако, по мнению О. В. Солодянкиной, в рамках этой работы не всегда можно обеспечить процесс формирования у дошкольников адекватных представлений о семье и основные нравственные представления, для этого нужна единая позиция педагогов и родителей в вопросах воспитания дошкольников [5, с. 77].
Роль родителей и воспитателей в социально - нравственном воспитании дошкольников огромна. Но я в своей статье хочу сделать акцент на роли семьи. Именно семья дает первые представления ребенку о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общения, о первых трудовых навыках. В семье закладываются основы развития личности: физического, нравственного и духовного здоровья.
В дошкольном возрасте происходит усвоение нравственных норм на основе подражания, а важную роль играет личный пример родителей. Моральные нормы и нравственные критерии поведения внутри семьи впитываются ребенком и воспринимаются им как общепринятый эталон, поэтому важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: правильные взаимоотношения между членами семьи, доброжелательность при общении, взаимное уважение, забота, семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Наше детское учреждение в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Такая тесная взаимосвязь педагогического коллектива, родителей и детей, как показывает мой опыт работы, очень плодотворна. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.
Однако, следует отметить несколько типов семей и семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные, неполные семьи. Зачастую в этих семьях создаются неблагополучные условия для развития ребенка, его нравственных качеств и большую часть функций воспитания и обучения берет на себя детское учреждение.
Социально - нравственное воспитание дошкольников в нашей ДО предусматривает использование разнообразных средств и методов. В начале проводим диагностику уровня сформированности нравственных качеств дошкольников, проводим анкетирование родителей. На основе полученных данных составляем план мероприятий, направленных на совместную деятельность семьи и ДО на формирование нравственных качеств, социализацию дошкольников.
В современном мире ничто не вечно, всё меняется так быстро, что приходится практически «бежать» чтобы успеть в след за изменениями. И те формы, и методы работы с родителями, которые были актуальны и действенны, каких - то пять – семь лет назад, сейчас уже можно считать устаревшими. Так как у многих родителей практически нет свободного времени, то для общения с ними ДОО создаёт собственные сайты, использует образовательную платформу Zoom, а также мобильное приложение Telegram. И такое решение в какой - то мере помогает и педагогам, и родителям. Родители в любое время могут ознакомиться с информацией сайта и быть в курсе того, что происходит в жизни ребёнка. Они могут получать педагогическую консультацию, участвовать в различныхакциях и мероприятиях, организованных для детей и родителей онлайн.
Но всё - таки очень важны и ценны личные встречи с родителями, для этого в начале года организуются «круглые столы». Здесь педагоги и родители обсуждают мероприятия, режимные моменты и много другое, запланированное на год, где родители могут принять непосредственное участие, внести свои предложения и изменения. Все это приветствуется.
И, конечно, хочется всем напомнить:«Не забывайте, что детство у ребёнка бывает лишь раз, и пусть оно будет хорошим». Ведь только от взрослых зависит, каким вырастит ребёнок. Воспитание ребёнка на личном примере – вот основа, на которую опирались наши предки. Она актуальна и в наше время.
И в заключение приведу слова А. С. Макаренко: «Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной».
Список литературы
1.Богданова О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. – Москва: Просвещение, 2013. – 213 с.
2.Буре Р. С, Социально – нравственное воспитание дошкольников / Р. С. Буре. – Москва:Мозайка – Синтез, 2011. – 80 с.
3. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окру жающим миром / Козлова С. А. – Москва: Педагогика, 2008. – 182 с.
4.Космачева Н. В. Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников / Н. В. Космачёва // Детский сад: теория и практика. – 2017. - №4. – С. 17 – 26.
5.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй / О. В. Солодянкина. – Москва: Аркти, 2014. – 77 с.
Логвина Анна Николаевна, воспитатель МКОУ БГО Чигоракская СОШ, «Дошкольные группы», Борисоглебский район, с. Махровка.