Доклад на тему «Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни как направление образования детей с ОВЗ»
ГКОУ ВО «Фоминская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
ДОКЛАД
«Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни как направление образования детей с ОВЗ».
Подготовила:
учитель В.А. Спиридонова
2018 г
Темпы изменения состояния общества предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Однако в России из года в год растёт число детей с проблемами биологического и социального характера, нуждающихся в специальном образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Так определены основные понятия применимые к процессу образования в специальных школах. Понятие индивидуальное здоровье определяется как динамическое состояние сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности.
Ценности здоровья – свойства человека, имеющие значение как для каждого отдельного человека, так и для этнических групп.
Здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, который соответствует наследственно обусловленным особенностям организма человека условиям его существования и ориентирован на сохранение, укрепление, восстановления здоровья, необходимого для выполнения значимых функций.
Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у детей с ОВЗ считают обучение каждого способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
На основе материала разных учебных предметов у школьников можно сформировать представления о ценностях жизни и разных аспектах ценностей здоровья.
Так в начальных классах на уроках развития устной речи, чтения, изобразительного искусства, труда лучше начать разговор о здоровье в его узком смысле – отсутствии у человека болезней.
В старших классах содержание учебного материала усложняется. Например, история показывает русских богатырей как олицетворение силы и мощи Руси, героизм русских воинов на разных этапах истории может подвести к оценке привлекательности человека по внешним и внутренним признакам. На уроках обществознании и этике формируются понятия «долг», «совесть», «мораль», представления о нормах морали, её функциях в жизни человека и общества, о мере ответственности человека за свои поступки, об этической ценности здоровья.
Целью социально-бытовой ориентировки является практическое обучение жизненно необходимым бытовым и социальным умениям и навыкам, способствует формированию таких компонентов здорового образа жизни, как создание благоприятной бытовой среды и соблюдение правил жизни в ней.
География даёт возможность показать взаимосвязь экономики государства и здоровья её граждан.
Естествознание изучает строение и расположение основных органов человека, показывает влияние физических нагрузок на организм и пагубное влияние на здоровье вредных привычек.
Занятия физической культуры на всех этапах обучения способствуют развитию моторики, являются средством реабилитации, оздоровления, адаптации и терапии организма.
Подготовка учащихся к здоровому образу жизни невозможна без активации всех видов деятельности (познавательной, трудовой, общественной, коммуникативной и т.д.), без актуализации нравственных ценностей.
Можно выделить следующие методы воспитания:
- убеждение – формирует сознание, помогает организовать деятельность ученика, формирует самооценку (рассказ, беседа, внушение, диалог, анализ ситуаций);
- упражнение – способствует формированию поведения (тренировка, приучение, игра, учёт мнений окружающих0;
- стимулирование нужного поведения и деятельности (поощрения, наказания, соревнования).
Все перечисленные методы обучения и воспитания используются комплексно при формировании ответственного отношения к здоровью.
В начальных классах преобладает наглядно-практические методы: наблюдения за явлениями природы, практические работы по изучению строения, функций и ценностного значения растений и животных, экскурсии на природу с последующим обсуждением значения природы для здоровья человека. Такие факторы здоровья, как двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, занятия физкультурой, закаливание, соблюдение режима дня и питания, личная гигиена, посильный труд – всё это можно обсуждать на уроках и внеклассных занятиях.
Упражнения как вид деятельности способствуют формированию умений и навыков. Приучение как способ организации планомерной регулярной деятельности (соблюдение правил личной гигиены, режима дня и питания) способствует превращению действий в социальные привычки. Учителю и воспитателю легко организовать активную соревновательную деятельность при уборке класса, территории школы.
Через систему начального приобщения к трудовой, учебной, бытовой, санитарно-гигиенической формируется желание трудится. Народный фольклор, декоративно-прикладное искусство способствует воспитанию художественного вкуса. Задача педагога объяснить ученику преимущества коррекционной школы для него, направить его активность на желание приобрести нужную профессию, вовлечь в активную трудовую, физкультурно-оздоровительную деятельность.
В старших же классах формы и методы формирования здорового образа жизни у учащихся более разнообразны. Увеличивается доля словесных методов, практикуются более сложные игры. Учащиеся самостоятельно могут выполнять оценочные действия, обсуждая факторы здоровья и нездоровья (почему спортсмены меньше болеют?, ...), проходят этап профессионально-трудовое . Это этап подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной трудовой практической деятельности. Нужно учесть и то, что в выпускном классе учащиеся получают содержательный материал по биологии о строении человека и функциях его органов, по географии – об экономике как основе существования государства, по обществоведению – о нормах морали и правовой культуре.
Работа по формированию культуры здорового образа жизни продолжается и во внеурочное время под руководством классного руководителя и воспитателя.
Если выпускник специальной (коррекционной) школы усвоил основные понятия, может применить их в соответствующих ситуациях для объяснения ценности своего здоровья, здоровья окружающих и предпринимает практические действия по укреплению здоровья (стал заниматься физкультурой, закалятся, расширил культурные и досуговые интересы) – значит, педагогическая система формирования здорового образа жизни работает. Она должна предусматривать и дальнейшее сопровождения выпускника, помочь ему в самостоятельной жизни.