Статья «Формирование техники чтения по немецкому языку на начальном этапе»
Формирование техники чтения по немецкому языку
Формирование техники чтения по немецкому языку
PPTX / 4.31 Мб
/data/files/j1570730751.pptx (Формирование техники чтения по немецкому языку) на начальном этапе.
Статья предназначена для учителей иностранного языка, работающих в начальных классах. В ней даны методические рекомендации по обучению обучающихся начальной школы чтению на немецком языке. Раскрыты цели и задачи обучения чтению на начальном этапе, содержание обучения чтению, программные требования к уровню владения чтением и приведены приемы обучения чтению младших школьников. Применение данного материала позволит повысить у обучающихся мотивацию к изучению немецкого языка. При составлении рекомендаций были учтены требования Программы по немецкому языку для начальной школы автор И. Л. Бим.
В наши дни актуально использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно приобретать знания, добывать необходимую информацию, выдвигать предположения, рассуждать, делать выводы, т.е. у обучающегося должны быть сформированы универсальные учебные действия, создающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Одним из важнейших факторов, влияющих на учебную деятельность обучающихся, является чтение: чем он выше темп, тем лучше успехи. Чтение на иностранном языке - это один из главных видов речевой деятельности. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности, приобщает обучающегося к научным и культурным достижениям человечества, знакомит с искусством и жизнью других народов. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки. Кроме того, чтение требует творческого подхода и критического анализа.
В программе по иностранным языкам для средней школы имеются как общие требования к чтению, так и требования по классам, выделено три этапа формирования навыка чтения: начальный, развивающий и совершенствующий.
На первом году занятий основным видом чтения является чтение с полным пониманием читаемого: узнавание знакомых лексических единиц, понимание их лексико-грамматических и смысловых взаимосвязей, догадка о значении незнакомого слова по сходству его с родным языком, по знакомым словообразовательным компонентам. Чтение строится на специальных учебных текстах, в которых трудности дозированы. Контролирующие упражнения обязательно входят в программу действий с текстом, так как направлены на выявление понимания читаемого. В процессе работы над текстами обучающийся овладевает приемами переработки информации. Итак, на начальном этапе обучения чтению важно научить, правильно читать, понимать, оценивать и использовать информацию текста. А для этого должна быть следующая структура чтения: мотив, цель, условия и результат. Мотивом является коммуникация с помощью печатного слова: целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относится овладение графической системой языка. Результатом деятельности является извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины. Чтение -это восприятие, запоминание, понимание. Все эти процессы взаимосвязаны. И если один из них выполняется некачественно, некачественным будет и чтение в целом. На начальном этапе форма чтения вслух -90%, про себя-10%.
Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.
В методике преподавания немецкого языка большое внимание уделяется обучению чтения, так как без овладения чтением, как видом речевой деятельности, дальнейшее использование иностранного языка после школы достаточно ограничено. В чём же причина этой ограниченности? В основе всех умений лежит техника чтения. Если не сформировать ее в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все технологии или виды чтения могут быть поставлены под угрозу. Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому обучающимся нужно читать как можно больше. При самостоятельном чтении они должны опираться на свой речевой опыт.
Рекомендации относительно составления текстов для чтения.
Понятие «чтение» предполагает выполнение процесса, связанного не только с восприятием информации, но и непременно его смысловой обработкой. В связи с этим термин «скорость чтения», определяемый как «объем прочитанного текста за единицу времени», теряет всякий смысл. Тем более скорость чтения у каждого человека индивидуальна. Она зависит от активности, темперамента, особенностей мышления и т.д. Поэтому следует повышать существующую скорость чтения.
Для успешного овладения чтением необходимо:
подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;
тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета;
быть доступными с точки зрения языковых трудностей;
отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей;
содержать проблему.
Задача учителя при формировании техники чтения заключаются в том, чтобы сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, пауз и интонации. Научить, не принимать во внимание неизвестное, выделять важную информацию, уметь работать со словарем, обращать внимание на сноски, комментировать, оценивать факты, сравнивать, давать согласие или несогласие с позицией автора, определить последовательность действий, вносить изменения в текст и т.д. Больше использовать интернациональных слов. Их легко узнать и понять при чтении, а это способствует развитию догадки и закрепляет буквенно-звуковые соответствия. Все это надо формировать последовательно и тщательно.
Именно поэтому крайне важно в начальной школе отслеживать развитие навыка чтения, используя при этом неречевые действия обучающихся (выбор картинки, совершение действия, показ сигнальной карточки, рисунка);
речевые действия (выбрать из текста предложения, выражающие основную мысль автора, выписать несколько предложений, подтверждающих ту или иную мысль, частичный перевод и т. п.).
Высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения – быстрого и качественного извлечения информации. Темп чтения обучающегося на иностранном языке должен быть приближен к темпу чтения на родном языке.
Требования к чтению
К концу 1 полугодия второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру.
Во 2 полугодии кроме правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно.
Задачи при чтении для обучающихся:
Прочитать |
усвоить |
выписать |
продумать |
оценить |
Такой алгоритм руководство к действию и он связан с организацией внимания и запоминанием при чтении.
Для проверки техники чтения использую следующую диагностическую карту, которая обеспечивает доступность и системность контроля.
Диагностическая карта контроля техники чтения
за 2018-2019 учебный год
Класс ____2______
Предмет _______немецкий язык__________
№ |
Фамилия обучающегося |
Темп чтения |
Выразительность чтения |
Ошибки при чтении |
Способ чтения |
Понимание прочитанного |
Итоги |
||||||
Искажения слов |
Неправильные ударения |
Изменение окончаний прочитанных слов
|
Смысловые ошибки |
По слогам |
Целым словом |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
|||||
1. |
Иванов Петр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Петров Иван |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При проверке техники чтения вслух обращать внимание на:
-искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух.
Важно при обучении чтению стимулировать обучающихся Каждый, даже самый маленький успех, должен быть отмечен. Важно показать ребенку результаты его труда, вовремя похвалить, оценить его работу. При такой организации процесса дети работают заинтересованно и увлеченно.
Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная работа. Здесь важная роль отводится родителям. Они получают рекомендации по применению тренажеров для работы над техникой чтения.
Рекомендации для родителей:
предложите ребёнку для чтения вслух текст
сосчитайте количество слов, прочитанных им за 1 минуту
задайте вопросы по содержанию прочитанного.
Тренажер в приложении содержит 4 уровня заданий.
При нажатии на № выбранного задания, ребенок переходит к нужному тексту, по окончании идет возврат к новым заданиям.
На каждом слайде с текстом установлены электронные часы на 1 минуту. Включить их по щелчку по кнопке, по щелчку по этой же кнопке останавливать. Время окончания чтения текста обучающимся можно записывать.
При ответах на вопросы текста:
при правильном ответе – ученик переходит на слайд для выбора нового уровня задания
при неправильном ответе – ученик попадает на слайд, отсылающий его опять к этому же заданию для прочтения.
Использование таких тренажеров в образовательном процессе способствует созданию условий для развития положительной мотивации к учебной деятельности, проявлению осознанного интереса к предмету, развитию навыков всех видов чтения, а также является стимулом в стремлении и освоении новых знаний по немецкому языку.
Список литературы
И.Л.Бим «Первые шаги». Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 2класса общеобразовательных учреждений
Клычникова З.И. «Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке.»2е- издание, М.: Просвещение, 1983
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . (Электронный ресурс )
Бондаренко Г. И. «Развитие умений смыслового чтения в начальной школе»
Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ 2003 №2
Бим И. Л. «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника» // М .,1994
7. Злобнова Л.Б«Обучение чтению»
Пролубщикова Наталья Владимировна