Статья «Толерантность на уроках технологии»

1
1
Материал опубликован 15 September 2016

Толерантность на уроках технологии.

В последнее время в обществе часто поднимается тема толерантности.

Толерантность присуща человеческому сообществу на протяжении всей его истории. Однако в наши дни, главным образом благодаря глобализации и сопутствующим ей процессам, толерантность проявилась как острая проблема общемировой значимости.


«Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране… Мы должны работать над тем, чтобы, в конечном счёте, все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная и большая задача на десятилетия вперёд, но она абсолютно по силам нашему обществу, - считает президент России Д.А.Медведев.


Что же такое толерантность?

Расширенное определение толерантности дает Краткая философская энциклопедия: « Толерантность ( от лат. tolerantia - терпение) – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Другое определение толерантности, данное в "Декларации принципов толерантности" (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию). Толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира". Это пространное определение очень сложное. В нем переплетены сферы морали, права, политики. Но в целом его можно назвать определением толерантности с точки зрения гуманистической морали.

Одной из главных задач в федеральной программе развития образования является формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. В современных условиях эта задача приобретает особую остроту.

Если в процессе обучения воспитывать у учеников умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющих национальные, религиозные и другие отличия, в урочной деятельности использовать методы личностно-ориентированного обучения, то это приведёт к становлению толерантной личности.

Реализация поликультурного компонента может осуществляться через обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения, в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению учащихся вне зависимости от их национальной принадлежности.

Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу путем проведения воспитательных мероприятий духовно-нравственной и национально-культурной направленности.

Обучающимся необходимо освоить культурные пласты истории и современности разных народов и приобщиться к богатому культурному наследию и народов нашей страны. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. В этом им помогут, в большей степени, предметы художественно-эстетического цикла: изобразительное искусство, технология.

Развитие культуры межнациональных отношений на уроках этого цикла происходит как на уровне вербального восприятия информации, так и на уровне эмоционально-чувственного восприятия ( восприятие красоты изделий декоративно-прикладного творчества народов родного края ( на уроках технологии) по разделам «Рукоделие», «Художественная обработка материалов», «Культура дома», вкусовых ощущений на уроках по кулинарии и др.)

Даже в нашей школе учатся дети разных национальностей и вероисповеданий.

Успешному проведению занятий, направленных на: формирование любви к России и мировой цивилизации, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре; способствуют диалоговые формы и методы обучения. При этом предпочтение отвожу беседе, фронтальной форме организации работы предпочитаю групповую и индивидуальную. Также применяю и такие методы обучения, которые повышают самостоятельную активность учащихся на уроке: использую проблемные вопросы при изложении нового материала, письменные доклады и устные сообщения, работу в парах и др. При выполнении индивидуальных заданий, в том числе творческих проектов, предоставляю учащимся свободный выбор объектов труда ( кулинарного блюда народов России, мотивов вышивки, сценария национального праздника и т.д.). Экскурсии в музеи вносят разнообразие в учебную деятельность и оказывают влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре своего и других народов.

Уроки кулинарии предоставляют учителю большое поле деятельности в рамках воспитания толерантности у учащихся. Программа по технологии в разделе «Кулинария» предусматривает знакомство детей с национальными кухнями мира.

На своих уроках знакомлю учащихся не только с технологией приготовления тех или иных блюд, вместе с детьми мы совершаем заочные путешествия, знакомясь с другими странами, нравами и обычаями их жителей. Выбирая страну, ориентируюсь на пожелания учащихся (или события в мире), ведь в любой кухне можно найти интересные и простые блюда ( плов, вареники, драники ). Часто учащиеся приносят на урок не только рецепты тех или иных блюд, но и интересные сведения о стране, кулинарии, о связи блюд с историей страны.

На вводном уроке раздела «Конструирование и моделирование швейных изделий» в 8 классе, учащиеся получают сведения о народном костюме; особенностях национальной одежды; национальном орнаменте, используемом в вышивке народного костюма, видах орнамента и типах орнаментальных композиций. Учащимся предлагается выполнить эскиз современной одежды по мотивам национального костюма, при этом необходимо подобрать такое цветовое сочетание и придумать дополнительные декоративные элементы, которые бы учитывали национальные особенности жителей региона.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем.

Комментарии