Статья «Формирование у учащихся умения извлекать информацию по заданной теме из различных источников»
Формирование у учащихся умения извлекать информацию по заданной теме из различных источников
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами»
И.Г. Песталоцци.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром»
Н. Ротшильд.
В современных условиях, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания — предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование — это непрерывный процесс. В условиях информационного общества главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания.
В ФГОС второго поколения обращается внимание на то, что выпускник школы должен уметь осуществлять поиск информации, систематизировать, сопоставлять и преобразовывать ее.
Одним из требований к образовательным результатам является информационная компетентность. Информационная компетентность –это залог успешной социализации человека, живущего в условиях информационного общества. Информационные компетенции–это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях. В педагогике понятие «информационная компетентность» рассматривается, как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию.
Таким образом, формирование учебно-информационных умений, т. е. умений добывать информацию из различных источников является важнейшим условием соответствия образовательного процесса современным требованиям. Приобретение данных умений учащимися способствует формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и всестороннему развитию личности.
Полученные знания и умения работы с различными источниками информации помогут учащимся научиться воспринимать информацию, оценивать ее качество, проявлять избирательность при ее потреблении, критически относиться к любой информации, понимать ее скрытый смысл.
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Наиболее употребительными определениями являются следующие:
информация – это сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо (словарь Ефремовой);
информация–сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Таким образом, информация – это новые сведения, передаваемые людьми устным, письменным и другим способом. Основными свойствами информации являются: достоверность, полнота,точность,ценность, своевременность, понятно, доступность, краткость и т.д. Научить учащихся работать с источниками информации – важнейшая задача современного обучения и моя как учителя, чьи ученики сдают, и будут сдавать итоговый экзамен по обществознанию ОГЭ.
Я познакомлю вас с Приемами работы с текстом по формированию информационной компетенции обучающихся на уроках обществознания в 9 классе.
Раздел 2.Кодификатораэлементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по обществознанию содержит Перечень требований к уровню подготовки обучающихся,освоивших общеобразовательные программы основного общегообразования по обществознанию за 2019 год.
Пункт 2.7 (Код контролируемого требования) предполагает осуществлять поиск социальной информации по заданнойтеме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебноготекста и других адаптированных источников). Данное требование относится к третьей части работы части С.
Часть С–этозадания с развернутым ответомв неё входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. Эти тексты охватывают все содержательные линии курса обществознания. Каждое задание к тесту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений:
осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Задания:
С1. Составьте план текста(дан текст)
Что... общество получает от науки?
Прежде всего, разумеется, знания, специфическим для науки образом проверенные и обоснованные. Эти знания, в свою очередь, могут быть использованы самыми разными способами.
Они, как, например, знания о строении вещества, эволюции Вселенной, возникновении и развитии жизни на Земле, о происхождении человека, участвуют в формировании культуры и мировоззрения людей.
Они порождают новые промышленные, сельскохозяйственные, медицинские технологии, новые источники сырья и энергии, средства связи и транспорт, даже новые сферы человеческой деятельности. На них общество опирается и при решении многих возникающих перед ним социальных проблем.
Особый вид знаний, вырабатываемых наукой и передаваемых ею обществу,– это знания о путях и методах эффективного использования научных знаний в практических целях. Ведь сам по себе новый научный результат, пусть даже самый перспективный в практическом отношении, не больше чем полуфабрикат, доработка которого также требует, как правило, квалификации научных работников.
Кроме того, ученые, занимаясь преподаванием, не только обеспечивают процесс воспроизводства науки, но и формируют интеллектуальный потенциал общества в целом, необходимый для самых разных сфер деятельности в современном обществе.
И наконец, еще важный вид продукта, получаемого обществом от науки,– это использование квалификации и опыта ученых, когда они выступают в роли экспертов при подготовке и реализации различных социальных, экономических, культурных, политических и т. п. программ, вообще при подготовке управленческих решений.
Все эти взаимообмены жизненно важны для существования науки, поскольку благодаря им она получает необходимые ресурсы. Вместе с тем и для современного общества, коль скоро оно хочет быть и оставаться современным, поддержка... науки столь же жизненно необходима. Очень многое в этом обществе – и культура, и мировоззрение, и производственная деятельность человека, и его повседневная жизнь – существенным образом зависит от науки.
Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова.
Выполнение данного типа заданий демонстрирует уровень сформированности общеучебных умений. При организации работы с текстами в ходе изучения курса обществознания, эффективно использовать методический прием «конспект». Суть данного приема заключается в следующем: после прочтения каждого абзаца учащиеся в тетрадях записывают его основную идею.Данный методический прием позволяет ученикам усвоить, что составление плана требует внимательного прочтения текста, уяснения его содержания, выявления основных идей текста.Под планомпонимают четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.
Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста. Очень важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована выпускником после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста.
План может быть простым, т.е. включающим название значимых частей текста, или сложным, включающим наряду с названием значимых частей текста и их смысловых компонентов. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – именно на основе ее понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, выделены или не выделены основные смысловые фрагменты текста.
Правила составления плана.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
Озаглавь каждую часть.
В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
Проверь, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Как составлять простой план.
Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
Запишите план.
Запомните требования к плану:
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Как составлять сложный план.
Внимательно прочитайте изучаемый материал.
Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения
у обучающихся 9 класса
«Удовлетворительно»–учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
«Хорошо»–учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.
«Отлично»–учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.
Воспроизводящие задания к тексту.С 2. Например: Какую роль в жизни современного общества играет поддержка науки? Какие сферы современной жизни общества зависят от науки? Назовите любые две сферы.
С 3. На основании текста сформулируйте функции науки, которые описывает автор. Используя текст, приведите любые две функции.
ЗаданияС 2 и С 3призваны выявить умение извлекать нужную информацию из предложенного текста.При работе с текстом целесообразно использовать памятки для учащихся по анализу текста:
Как анализировать текст1. Прежде внимательно прочитайте текст.
2. Помните: ответы и подсказки на многие вопросы содержатся в тексте.
3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией курса обществознание связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).
4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.
5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
Ключевыеслова.
Ключевые слова — это слова, наиболее существенные для раскрытия темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения.
С 4. Конкретизация собственными примерами.К заданиям по тексту добавляются требования привести собственные примеры из обществоведческого материала. Например: Каким образом, по словам автора, общество использует квалификацию и опыт учёных? Приведите свои конкретные примеры (не менее двух), каждый раз указывая, в каких именно сферах общественной жизни использованы квалификация и опыт учёных.
Задание С 4 частично нацелено на воспроизведение – требуется выделить какое-либо положение. Однако дальше сложность работы возрастает – требуется проиллюстрировать это положение конкретным примером. При ответе на четвертый вопрос к тексту, учащиеся должны использовать не только предложенный текст, но и знания обществоведческого курса.Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
С5.Задание-задача. К заданиям по тексту добавляются требования привести дополнительные сведения. Например: Автор пишет, что наука позволяет приобрести знания о строении вещества, эволюции Вселенной, возникновении и развитии жизни на Земле, о происхождении человека. Приведите дополнительно любые две сферы знаний, которые может получить общество благодаря науке.
Для решения заданий-задач целесообразно использовать алгоритм решения обществоведческих задач (алгоритм составлен Котовой О.А. и Лисковой Т.Е. на основе памятки, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова).
Памятка по решению обществоведческих задач
1.Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (на экзамене их не будет).
2.Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:
определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;
подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).
3.Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться.
4.Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5.Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
6.Убедитесь в правильности вашего ответа:
соответствует ли ваш ответ существу вопроса;
если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
нет ли противоречий между вашими аргументами;
нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;
можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;
не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.
При подготовке к выполнению заданий-задач с развернутым ответом необходимо прочитать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. Иными словами, чтоименно требуется сделать и какзаписать ответ. При этом, важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать) признаки (черты, аргументы, примеры), но и зафиксировать, какое количестводанных элементов надо привести (один, два, три).
С6.К заданиям по тексту добавляются требования привести обществоведческие знания. Автор пишет, что учёные, занимаясь преподаванием, не только обеспечивают процесс воспроизводства науки, но и формируют интеллектуальный потенциал общества в целом, необходимый для самых разных сфер деятельности в современном обществе. Используя обществоведческие знания, приведите два объяснения, в чём состоит связь науки и образования.
ЗаданиеС6. высокого уровня сложности нацеливает ученика на формулирование и обоснование своего отношения, оценки тех или иных позиций по актуальным и спорным вопросам общественной жизни современного общества. При этом оно также органически связано с текстом, побуждая ученика вновь обратиться к нему, но уже под иным углом зрения. Объектами оценки экспертов при выполнении этих заданий является сила аргументации выбора ученика, а также умение извлечь нужную в данном случае информацию из текста и правильно интерпретировать ее в заданном ракурсе.Целесообразно использовать памятки для учащихся по анализу текста. ( см. С 3 и С 4)
Абсолютным условием правильности выполнения всех заданий является полное прочтение текста задания.