Доклад «Формирование учебно-методического обеспечения для проведения занятий по математике и информатике в соответствии с ФГОС СПО – структура, общие требования»

2
0
Материал опубликован 7 May 2017 в группе

Формирование учебно-методического обеспечения для проведения занятий по математике и информатике в соответствии с ФГОС СПО – структура, общие требования.

Вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов является определяющим в деятельности любого учреждения профессионального образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

ФГОС требует и принципиального изменения подходов к образовательному процессу: речь идет о внедрении новых педагогических технологий, создании в колледже обучающей среды с соответствующей материальной базой, которая позволила бы формировать специалистов, готовых к практической профессиональной деятельности, создание для каждого студента индивидуальной образовательной траектории.

Согласно ФГОС СПО основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. Безусловно, основная масса работы по подготовке учебно-методического обеспечения дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля в целом ложится на плечи педагогов.

Что же представляет собой современный учебно-методический комплекс? И как к решению этого вопроса подходят образовательные учреждения профессионального образования.

УМК (учебно-методический комплекс) – совокупность учебно-

методических материалов, регламентирующих сочетание организационных,

содержательных, методических, технологических параметров, оценочных

средств, обеспечивающих целостность педагогической системы по

определенной специальности, профессиональному модулю, дисциплине.

Для улучшения качества преподавания, повышения интереса к предмету, уровня самостоятельности и активизации познавательной деятельности студентов разрабатывается учебно-методический комплекс, представляющий собой постоянно развивающуюся базу знаний.

Наше учебное заведение в настоящее время продолжает работать над совершенствованием учебно-методических комплексов дисциплин и профессиональных модулей.

В соответствии с программой курса в колледже разработано положение об УМК, где сформулированы основные задачи.

1. Систематизация содержания учебных дисциплин с учетом достижений науки, техники, производства.

2. Улучшение методического обеспечения дисциплин рабочего учебного плана. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами.

3. Оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала.

4 .Обеспечение планирования и организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов.

Учебно-методический комплекс охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения. Структура УМК включает:

- Нормативные документы: выписка из ФГОС СПО — требования к знаниям, умениям и навыкам по дисциплине (для общеобразовательных дисциплин – выписка из стандарта среднего общего образования и базисного учебного плана); ведомственные стандартизирующие документы; перечень оборудования кабинета и (или) лаборатории; примерная учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; календарно - тематический план; план учебного занятия (технологическая карта занятия).

- Учебно-методическое обеспечение дисциплины: конспекты лекций, методические указания по выполнению практических, лабораторных занятий; задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; темы курсовых, дипломных работ и методические указания по их выполнению; перечень вопросов для подготовки к экзаменам и (или) зачетам; перечень литературы для самоподготовки студентов.

- Средства обучения: дидактические материалы для усвоения и закрепления знаний, организации самостоятельной работы студентов; учебно- наглядные пособия – изобразительные пособия(плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы) и натуральные пособия (приборы, механизмы, инструменты, детали, модели, макеты, разрезы); учебно-методические пособия; технические средства обучения (аудиовизуальные технические средства, технические средства программированного обучения, электронные средства обучения и т.п.).

- Средства контроля: задания для текущего, промежуточного, итогового контроля знаний, умений, навыков; задания для самоконтроля знаний студентов; критерии оценок.

При составлении УМК одной темы или раздела учебной дисциплины используются все вышеперечисленные пункты применительно к данной теме или разделу.

УМК разрабатывается преподавателем, коллективом преподавателей предметно- цикловой комиссии, обеспечивающим изучение дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочим учебным планом подготовки студентов по специальностям.

Преподаватель (коллектив преподавателей) обеспечивает качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности, учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины. Учебно-методические и учебные материалы УМК должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логическую последовательность изложения учебного материала, использование современных методов и технических средств

Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

- разработка рабочей учебной программы по дисциплине;

- разработка конспектов лекций, учебных, учебно-методических рекомендаций;

- оформление документации по УМК;

- апробация материалов УМК в учебном процессе;

- корректировка материалов УМК.

Рабочие учебные программы разрабатываются и утверждаются до начала освоения дисциплины студентами. Срок разработки материалов УМК по соответствующей дисциплине устанавливается предметно - цикловой комиссией, фиксируется протоколом заседания предметно-цикловой комиссии, подготовка элементов УМК включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя и план работы предметно - цикловой комиссии. Контроль содержания и качества УМК возлагается на предметно - цикловую комиссию Методическим советом колледжа.

На этапе корректировки материалов УМК председатель предметно - цикловой комиссии осуществляет периодический контроль их соответствия требованиям государственных образовательных стандартов, современному уровню развития педагогической науки, технических и технологических достижений в области трудовой деятельности.

Методический Совет колледжа осуществляет:

- контроль содержания и качества подготовки учебных программ по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов;

- контроль содержания и качества подготовки документации УМК;

- контроль обеспеченности всех дисциплин учебного плана специальности учебно-методическими комплексами.

С этой целью:

- в повестку дня заседаний Методического совета вносятся вопросы по обсуждению УМК по дисциплинам, прошедшим апробацию в учебном процессе;

- по результатам обсуждения принимается решение о содержании и качестве подготовки УМК по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов по специальностям, даются рекомендации по совершенствованию разработанного УМК.

Необходимо подчеркнуть, что для радикального повышения качества и результативности образовательного процесса содержание УМК учебной дисциплины необходимо целенаправленно совершенствовать по всем четырем его составным компонентам, включая нормативную, учебно-методическую документацию, средства обучения и средства контроля.

Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению процесса обучения требует также, чтобы средства обучения обеспечивали и обучающую деятельность преподавателя и учебную деятельность студентов на всех этапах учебного процесса.

Чтобы идти в ногу со временем, преподаватель должен владеть всеми образовательными и информационными новейшими технологиями и безусловно, накапливать и передавать свой богатый опыт. Как преподаватель математики и информатики, я в своей работе использую методический кейс, в который я поместил учебно-методический комплекс, комплекс информационно-образовательных ресурсов, различные формы организации учебного процесса и педагогические образовательные технологии. Моя методическая работа со студентами содержит основные технологии для развития творческой и познавательной активности на уроках математики и информатики средствами учебно-методического комплекса. При организации уроков я использую современные мультимедиа-технологии. В качестве наглядных пособий и обучающих электронных пособий, использую мультимедийные презентации, которые позволяют повысить эффективность и мотивацию обучения. В обучении математике и информатике параллельно применяю общие и специфические методы, связанные с применением УМК: словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); проблемное обучение; метод проектов; ролевой метод.

В процессе закрепления изученного материала я использую различные типы проектных работ и следующие виды проектной деятельности: мультимедийные презентации по темам; практикум решения задач, составление программ на компьютере, моделирование задач; составление кроссвордов средствами электронных таблиц; тестирование на компьютере, исследовательская деятельность. Каждая из рассмотренных видов деятельности учит учиться, готовит студентов к самообразованию, развивает творческую познавательную активность.
Обучающие видеоролики, используемые в учебном процессе, помогают расширить знания студентов, знакомя с дополнительной полезной информацией. Обучающая компьютерная программа, основанная на реализации возможностей компьютерной техники, представляют собой процесс обучения, удовлетворяющий требованиям:

- дидактическим - построены с учетом дидактических принципов обучения;

- не содержит избыточной информации, благодаря чему внимание учащихся не будет направлено на второстепенные материалы.

Использование ИКТ на уроках математики и информатики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Опорный конспект (параллельно основному конспекту) стимулирует закрепление студентами полученных знаний одновременно с усвоением нового для него учебного материала, что приобретает особое значение в случаях, когда понимание каждой последующей учебной темы усваивается на основах предыдущей темы. При этом студент уже в самом процессе обучения воспринимает учебный предмет как стройную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, что принципиально необходимо для успешного обучения. Краткость в изложении и емкость содержания опорного конспекта позволяют без особых усилий обращаться к нему много раз в течение всего периода обучения.

Тестовый комплекс обеспечивает подведение итогов обучения путем осуществления промежуточного или итогового контроля в форме тестов и позволяет количественно измерить показатели учебных достижений аттестуемых. Систематическое применение текущего контроля на занятиях приводит к позитивным тенденциям в развитии личности студента, способствуя закреплению установок на самообразование и самоактуализацию. На современном уровне развития тестовых и компьютерных технологий целью текущего контроля становится не принуждение к обучению со стороны педагога, а самосовершенствование, характерное для развивающего обучения, в процессе которого активизируются развивающая и обучающая функции контроля.

Успешным студент становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а также грамотно презентовать свою работу. Студенты выполняют самостоятельные зада­ния по дисциплинам в соответствии с графика­ми, используют учебно-методические комплек­сы как методическое средство при подготовке к занятиям, получают доступ к электронным вер­сиям УМК. УМК активизирует самостоятельную рабо­ту студентов как одну из целей подготовки спе­циалистов.

При подготовке к занятиям использую новейшую методическую литературу, пособия, соответствующие выбранному учебно-методическому комплексу. Использую учебники, рабочие тетради, методические рекомендации для преподавателя, цифровые образовательные ресурсы, дополнительную методическую литературу.

В заключении хочется сказать, что обеспечение студентов учебно-методическим комплексом поможет усвоить новый материал, дифференцировать, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит, повысить эффективность образовательного процесса.

Создание УМК положительно влияют на подготовку специалистов. Преподаватель, работая над созданием УМК, совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.
УМК позволяет идти в ногу со временем. Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий.


Структурные элементы УМО мы разберем в ходе сегодняшнего семинара.

 

Литература:

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Анненкова Т.И. Формирование учебно-методического комплекса по специальным дисциплинам в колледже на основе требований работодателей: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 М., 2010. - 220с.

3. Душенков П. А. Учебно-методическое сопровождение федеральных

государственных образовательных стандартов нового поколения: Учебное

пособие/Е.С. Трегубова, Т.Н. Ищук, С.В. Лапик, С.И. Петрова, И.А. Левина. -

:М, 2014. - 103с.

4. Конькова Л.В. Подготовка педагогических работников к

проектированию учебно-методических комплексов дисциплин в учебных

заведениях среднего профессионального образования: дисс. канд. пед.

наук:13.00.08 Ульяновск, 2006. -210с.

5. Камашева Ю.Л. Оценка качества учебно-методического

обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального

образования: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 Казань, 2009. -242с.

6.Ибрагимова Г.Ж. Учебно-методический комплект – требование времени // Непрерывное образование. 2016. № 4.

7. Терелецкая Н.В. Научно-методическое обеспечение введения

ФГОС в образовательный процесс колледжа: http://www.ntk.rus52.ru/metodsluzhba3.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.