"Формирование жизненных компетенций на уроках ОСЖ"
«Формирование жизненных компетенций на уроках ОСЖ»
Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания». Занятия по ОСЖ помогают развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Ведь целью программы является - дальнейшее развитие и совершенствование социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
Для достижения цели при разработке и реализации АООП одной из задач является овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций.
Социальная (жизненная) компетенция - соответствие конкретного человека условиям и возможностям, предоставляемым конкретным обществом.
Не существует социальной компетенции самой по себе, оторванной от реального и конкретного общества. Социальная компетенция зависит от основных характеристик жизни данного общества: экономического и политического уклада, историко-культурных особенностей, рациональной организации общественных отношений. Социальная компетенция это не только и не столько некоторая воспитанность или социализированность человека, сколько способность выжить в данном обществе и достичь успеха, пользуясь социальными ресурсами.
С психологической точки зрения социальную компетенцию можно разбить на ряд отдельных способностей и иных компетенций, которые в той или иной мере формируются на уроках ОСЖ:
знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений
(торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);
общая правовая и экономическая грамотность (планирование своих доходов и расходов, правила экономии, виды и цели сбережений, кредитов, вкладов, страхования, умение составлять деловые бумаги, представления о законе РФ о браке и семье, Трудовом кодексе РФ и т.д.)
умение организовывать досуг (организация досуга и отдыха в семье, разучивание и проведение игр с детьми младшего возраста, помощь им в одевании на прогулку);
коммуникативные компетенции (умение правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, вежливо обращаться с просьбой, вопросом, тактично вести себя во время разговора, умение вызывать врача на дом, записываться на прием к врачу, получать по телефону справки, культурно разговаривать по телефону, объяснять причину звонка);
способность управлять собственным имиджем (подбирать прическу и одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, характер предстоящего мероприятия; умение подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером, определять стиль одежды, пользоваться журналом мод – 9 класс).
представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта, эмоционально- положительное отношение к окружающим (правила поведения в общественных местах, при встрече, в гостях, правила приема и вручения подарков, умение ухаживать за больным человеком;
развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности;
умение разбираться в социальных ролях и межличностных отношениях (морально-этические нормы взаимоотношений в семье, обязанности членов семьи, связанных с заботой о детях, умение анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку);
умение устанавливать долговременные партнерские отношения (умение обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу и т.д.)
Одним научением, подражанием и повторением социальные компетенции у детей с проблемами в развитии не сформируется. Поэтому на уроках ОСЖ применяются различные формы организации учебной деятельности.
Игра (сюжетно-ролевые, деловые) – «Вы пришли в гости», «Я звоню другу», «Я звоню в школу», и т.д.
Экскурсии (на почту, МФЦ, в магазины и т.д.)
Практические работы (приготовление различных блюд, упражнения в составлении меню; составление домашней аптечки и т.д)
Упражнения (упражнения в заполнении квитанций коммунальных услуг, бланков посылок и бандеролей).
Особенность предмета ОСЖ такова, что обучающиеся считают все предлагаемые к изучению темы знакомы. И нередко, в силу своей определенно завышенной самооценки заявляют, что материал урока им известен. Да. некоторый опыт и знания основ соц. жизни у ребят имеется. Тематика известна в различной степени благодаря посещению д/сада и обучению в начальных классах. К 5 классу многим приходилось стирать, прибираться в жилье, разогревать еду и ходить в магазин. Опыт показывает, что эти знания и навыки несовершенны, требуют должной корректировки, дальнейшего формирования на уроках. Чтобы преодолеть убежденность обучающихся в бесполезности изучения тех или иных тем, проводится проверка знаний с использованием тестов, которые дают представления об уровне их знаний. Затем появляется перспектива заинтересовать и организовать работу по уточнению представлений по темам предмета.
На уроках ОСЖ живо просматриваются связи с другими учебными предметами. Например, по русскому языку: чтение инструкций бытовой техники; заполнение квитанций; запись рецептов и т.д. По математике – это расчет количества продуктов, ингредиентов специй и подсчет семейного бюджета. Трудовой профиль помогает установить связь по трудоустройству, распределение семейных обязанностей, ведение домашнего хозяйства т.п.
Формирование социальной (жизненной) компетенции у обучающихся коррекционной школы это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-бытовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения у обучающихся.
Главной задачей образования лиц с интеллектуальными нарушениями является успешная социализация в обществе. Успешность социализации напрямую зависит от того как у обучающегося с интеллектуальными нарушениями сформированы жизненные компетенции.
Формирование и развитие жизненных компетенций происходит на протяжении всего процесса обучения и воспитания лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), но важное место в этом процессе занимает учебный предмет «ОСЖ». Исходя из этого, можно сказать, что жизненные компетенции это в своей большей части те знания и умения, которые формируются, согласно программе, на уроках ОСЖ.