Статья «Развитие творческих и коммуникативных компетенций учащихся, в том числе для детей с ОВЗ, через изучение литературных текстов в условиях реализации ФГОС»
Развитие творческих и коммуникативных компетенций учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, через изучение литературных текстов в условиях реализации ФГОС
Одной из основных целей современного гуманитарного образования является развитие коммуникативных навыков у обучающихся. Это позволяет повышать интеллектуальный уровень ребёнка, прививать творческие качества и стимулировать нравственные основы, ведь личность с достаточно высоким уровнем самореализации способна осуществлять коммуникативные акты в любом культурном пространстве.
В рамках реализации стандартов общеобразовательная школа должна способствовать созданию у обучающихся универсальных навыков и компетенций, имеющих непосредственное отношение к коммуникации. К ним относятся:
восприятие как устной, так и письменной речи и умение работать с полученной информацией, интерпретируя и преобразуя её в различный объём и формат;
знание норм и правил общения и построение на их основе монолога или диалога с собеседником;
осознанное прочтение текстов различных жанров и умение работать с ними: выделять главное, составлять тезисы, проводить анализ.
На сегодняшний день вопрос преподавания литературы и русского языка становится особенно актуальным в аспекте требований федеральных образовательных стандартов. Обществу нужны люди не просто грамотные и начитанные, а ещё и способные гармонично формулировать собственную мысль в устной или письменной речи. В этом отношении решающую роль способно сыграть изучение выдающихся памятников литературы.
Работа с особенными детьми предусматривает создание и внедрение особого комплекса мер, который позволит обеспечить условия для полноценного роста умственных способностей. Деятельность педагогов в этом случае регулируется федеральным законом о работе с детьми с нарушениями развития, которые имеют равные права на получение качественного, достойного образования.
У ребят, имеющих особенности развития, наблюдаются следующие черты, которые могут препятствовать зарождению коммуникативных навыков:
ограниченный словарный запас;
ошибочное употребление слов и словарных конструкций;
недостаточная структура смысла слов;
доминирование пассивного словаря.
Работа с литературным текстом подразумевает не только прочтение, но и осмысление написанного. Учащийся должен уметь взаимодействовать с материалом: поставить и обосновать проблему произведения, аргументированно комментировать, последовательно описывать развитие сюжета и действия. Такая деятельность и полноценное понимание произведения затруднительны даже для учащегося, не обладающего нарушениями.
Под компетенциями подразумевается комбинация навыков, которая указывает на наличие знаний и определённого практического опыта в некоей области. Что касается коммуникативного аспекта, здесь затронуты лингвистика, культурология, социология и иные смежные науки. Педагоги отмечают, что формированию коммуникативных компетенций препятствует ряд факторов, в числе которых можно выделить низкое владение участниками средствами языковых возможностей, неумение организовать речевой акт и слушать собеседника.
Уроки гуманитарных дисциплин способны помочь в решении указанных проблем. Именно работа с текстом способствует развитию личности учащегося. Это объясняется активным расширением словарного запаса, углублением знания лексики, из которых вытекает улучшение и качества речи в целом, уменьшение речевых ошибок. Если принять текст как ведущий, основополагающий элемент речевой среды, станет очевидной необходимость повышения мотивации на занятиях по литературе.
Важным аспектом становится отбор материала для урока. При правильном подходе занятие становится тем местом, где ребёнок активно использует языковое чутьё, интуицию, творческий потенциал - то есть в полном объёме задействует речемыслительную деятельность. Учащиеся должны не просто присутствовать на занятиях, но и испытывать потребность стать участником коммуникативного акта. Для этого вербальное взаимодействие должно стать нормой.
Знакомство с качественными литературными текстами наглядно показывает богатство русского языка. Коммуникация в обычных, повседневных условиях не предоставляет ребёнку такой возможности использовать собственный языковой багаж, как генерирование текста на заданную тему по изученному произведению, построение доказательной базы и формулировка выводов.
Для достижения результата, как известно, в первую очередь необходима чёткая цель, и задача педагога – поставить её и помочь ребёнку. Это касается как учащихся обычных классов, так и ребят с особенностями физического и психического развития. Стратегия преподавания может претерпеть некоторые изменения, но в основе своей остаётся направленной на развитие ключевых компетенций, из которых коммуникативная является одной из самых важных, определяющих дальнейшую жизнь ребёнка.
Соколова Елена Борисовна
Полянская Оксана Николаевна
Ставцева Ирина Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна