Статья «Социализация обучающихся с особыми потребностями, формирование инклюзивного образовательного пространства в группе продленного дня»
Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, умение учиться друг у друга, возможность помочь себе и окружающим.
Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка, чем - то отличающимся от принятой нормы. Крайне важно, что инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позиции общества в отношении таких детей и способствует развитию толерантности и социального равенства.
В современном мире среди детей дошкольного и младшего школьного возраста увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями. Родители таких детей ждут от образовательного учреждения поддержки в преодолении трудностей процесса воспитания и образования, а самое главное - самореализации и самоутверждения ребенка в обществе. Современная школа является одним из агентов в социализации личности. Она представляет собой модель нашего общества. В школе происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения, в том числе и в группе продленного дня (ГПД). Фактор социализации оказывает значительное влияние на успешность обучения ребенка.
В современных условиях образовательного развития особо остро встают проблемы социализации школьников, приобщения их к общечеловеческим ценностям, значимым во все поколения и закрепленных в культурно – историческом опыте, что говорит об особой актуальности выбранной темы.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младшие школьники приобретают личный опыт отношений в социуме, социально – психологические качества, умение понимать одноклассников, учатся вежливости, тактичности, способности к взаимодействию. Межличностные отношения детей в ГПД – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Таким образом, социализация детей с разными образовательными потребностями в условиях реализации инклюзивного образования даёт возможность таким детям ориентироваться в окружающем мире, соблюдая определённые правила и нормы поведения. Дети, участвуя во внеурочной деятельности, могут пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению. Развивая творческие способности у школьников, я создаю условия успешной адаптации в социальной среде.
В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на создание равных возможностей для учащихся с разными образовательными потребностями в условиях реализации инклюзивного образования. В моей работе приоритетным направлением является внеурочная деятельность. Цель этой деятельности – социализация школьников. Исходя из цели, выделяю ряд задач:
- Приобщение к общекультурным ценностям;
- Развитие социальной компетентности учащихся;
- Получение новых знаний и опыта.
Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а также социально – экономический статус семьи, имеют равные права и включены в общую систему образования, воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности.
Именно во внеурочной деятельности создаются предпосылки к побуждению у таких детей к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях. В настоящее время всё чаще ребёнок вовлекается в проектную деятельность. Участие в проектной деятельности учащихся, посещающих группу продлённого дня - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать результаты.
Как показала практика, проектная деятельность легко организуется во внеурочное время, т.к. во второй половине дня учащиеся не ограниченны во времени, работа в проектах наполняет досуг занятиями по интересам. Вторая половина дня в ГПД представляет собой чередование общеразвивающих занятий, игр(на свежем воздухе, в спортзале), клубных часах, кружковых занятий, бесед, экскурсий, викторин. Важнейшим требованием в ГПД является обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся. Моя задача состоит в том, что бы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику младшего школьного возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. Поэтому в содержании работы группы продленного дня включаются мероприятия познавательного характера, например: игры интеллектуального характера – «Самый умный», игра – путешествие «В лесу», «Что? Где? Когда?», «Знатоки русских сказок», КВН по русскому языку и математике. Это позволяет развить интерес ребенка к тому или иному предмету.
На занятиях кружка «Умелые ручки» учащиеся учатся создавать свои композиции из пластилина, бумаги, природных материалов, приобретают знания по организации и культуре труда. Каждое занятие включает в себя познавательный, справочный или игровой материал, который позволяет разнообразить практическую деятельность учащихся. Например: урок оригами, фигурка «Собачка», здесь происходит не только развитие мелкой моторики рук, но и идет повторение и узнавание нового о жизни домашних и диких животных, развивается внимательность, пространственное мышление, урок по созданию аппликации «Сова» развивает творческие способности, чувство цвета, работу по плану, умение использовать различные материалы, создавая не только плоские, но и объемные композиции, лепка из пластилина или соленого теста фигурки «Жаворонок» помогает ребенку разнообразить представление о материалах для творчества, расширить знания о традициях своего народа, ощутить различие между природным материалом (тесто) и искусственного происхождения (пластилин). В процессе работы ребенок увлекается творчеством и видит окончательный результат своего труда, может сравнить полученный результат с другими работами, что способствует его пониманию о том, что каждая работа индивидуальна и ценна. Это особенно важно для детей с особыми потребностями в обучении, т.к. снимает напряжение, стеснительность и страх перед критикой.
Провожу этические беседы различного направления: «Добрым быть полезно», «Правда, ложь и фантазия», «Учусь держать себя в руках». Эти беседы проходят у меня в непринужденной обстановке, они не должны носить назидательного характера, упреков и насмешек. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, задания, тесты. Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Такая систематическая работа приносит свои результаты, дети с особыми потребностями в обучении начинают расширять границы своего общения, сверстники вовлекают их в игры и терпимо относятся к тому, что у таких детей не сразу может что то получится.
Особое место в моей работе занимает проведение культурно – массовых мероприятий, праздников. «Масленица», «День живой воды», «Хлеб – всему голова», «Рождественские гадания», «Самая любимая». Учащиеся ГПД , в игровой форме знакомятся с народными обычаями и обрядами, узнают множество пословиц, потешек, забав которые помогают понять и полюбить историю и традиции Отечества. Во время проведения таких мероприятий учащиеся с особыми потребностями в обучении вовлекаются в процесс праздника, что более полно помогает им осваивать коммуникативные навыки.
При организации воспитательного процесса в ГПД, необходимо сделать работу каждого ученика динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря переключению с одного вида деятельности на другой. Для наиболее полного осуществления здоровьесбережения учеников провожу прогулки и игры на свежем воздухе. Во время прогулок развивается наблюдательность, любознательность, сплочение коллектива, формируется свободный навык общения. В результате применения здоровьесберегающей технологии мною достигается:
- Благоприятный психологический и эмоциональный климат в ГПД;
- Знание правил личной гигиены;
- Знания о правильном питании;
- Знание ТБ и наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
v Развитие личных качеств, таких как выносливость, ловкость, быстрота, находчивость, смелость, дисциплинированность.
Роль групп продленного дня в создании равных возможностей для учащихся с разными образовательными потребностями в условиях реализации инклюзивного образования даёт возможность достижения учащимися необходимых для жизни в обществе социального опыта.
Но, к сожалению, на данный момент вопрос об организации обучающихся с особыми потребностями в обучении в средней школе и формирование инклюзивного образовательного пространства полностью не изучен и остается первостепенным. Такие ученики нуждаются в совмещении образовательного и коррекционного процесса. Необходима серьёзная подготовка и переподготовка педагогических кадров по обучению и воспитанию детей с особыми потребностями в обучении. На данный момент не хватает опыта работы с такими детьми, недостаточно методического обеспечения.
Список используемой литературы:
1. «Психологические особенности социализации детей в группе продлённого дня» Р.Д. Тригер, СПБ: Питер 2008 г.
2. «Воспитание в школе», «Занятия в группе продлённого дня:
- Конспекты
- Занимательные материалы
- Рекомендации» 1-4 классы, авторы - составители: В.М. Пашнина, Т.В. Шепелева
3. «Социализация человека» , А.В. Мудрик