12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Джамалдинова418
учитель химии
Россия, Дагестан респ., Карчаг

Урок для 9 класса на тему Элемент жизни и мысли

Автор: учитель химии МКОУ «Карчагская СОШ им. М. Караханова»

Джамалдинова Татьяна Леонидовна

Данный урок построен с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) технологии. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей. Организация на уроке проблемно-поисковой деятельности учащихся усиливает познавательный интерес, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить.

Урок №1

Цель урока :  Общая характеристика фосфора. Рассмотреть аллотропные модификации фосфора. Изучить химические свойства фосфора.

Задачи урока:

Образовательные:

Рассмотреть строение атома фосфора согласно его положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, аллотропные модификации фосфора.

Изучить физические и химические свойства фосфора, нахождение в природе.

Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.

Совершенствовать умения составлять окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.

Развивающие:

Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе решения задач проблемного содержания.

Воспитательные:

Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, интереса и любознательности.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная;

фронтальная.

Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:

создание проблемной ситуации;

словесные (эвристическая беседа),

наглядные (презентация)

частично-поисковый.

Оборудование:

Учебник: Габриелян О. С. Химия. 9 класс. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева, презентация.

Ход урока

Встреча с проблемой

1. Актуализация опыта.

Слайд № 2,3

В начале урока учитель спрашивает у детей, какие продукты изображены на картинках. Ребята называют продукты.

- Как вы думаете какой химический элемент объединил их?

2. Создание проблемной ситуации

Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно другое, часть – противоречит друг другу. Учащиеся осознают неполноту своих знаний, чтобы ответить на данный вопрос.

3. Осознание и формулирование проблемы

По просьбе учителя ученики формулируют цель урока.

Слайд №6

-открытие фосфора. Экскурс в историю.

Построение знаний

Выбор методов исследования

Учитель предлагает обсудить и записать планирование деятельности, выбрать методы решения проблемы и источники информации.

Сбор информации

Фосфор как элемент

Слайд № 7

Задание: Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику химического элемента фосфора и строение его атома (индивидуальная самостоятельная работа с ПСХЭ по характеристике элемента).

Работая с ПСХЭ, учащиеся характеризуют фосфор и приходят к выводу: Р - неметалл 5 группы и 3 периода, имеющий 5 валентных электронов на внешнем энергетическом уровне, заряд ядра +15, имеет 3 энергетических уровня. Ему соответствует высший оксид кислотного характера Р2О5 и летучее водородное соединение фосфин РН3. Высшая и низшая степени окисления +5 и -3 соответственно, следовательно, фосфор проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства. Самая устойчивая степень окисления в соединениях +5.

Слайд № 8

-учащиеся сверяют свои записи.

Слайд № 9

- свойства атома фосфора (окислитель и восстановитель).


 

Физические свойства фосфора

Слайд № 10

- Химический элемент фосфор образует две аллотропные модификации: белый фосфор и красный фосфор.

Слайд № 11

- Как называются соединения в которых фосфор проявляет степень окисления равную – 3? Приведите примеры с кальцием и медью.

(учащиеся выполняют работу по вариантам и два ученика пишут на доске)

Слайд № 12

- Фосфиды. Фосфид кальция и фосфид меди

Химические свойства фосфора

Химические свойства красного и белого фосфора близки, но белый фосфор более химически активен.

Химические свойства фосфора как простого вещества.

Слайд № 13

- примеры химических реакций – фосфор – окислитель, фосфор – восстановитель.

Задание: Запишите уравнение химической реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Слайд № 14, 15

- Водородное соединение фосфор – фосфин. Строение молекулы.

Слайд № 16

- Электроотрицательность фосфора и водорода имеет практически одинаковые значения.
Какой тип химической связи в соединении РНз ?

Слайд № 17

Фосфин сильно ядовит. способен к самовозгоранию при контакте с кислородом 
воздуха. Может вызывать появление «блуждающих огней»

Слайд № 18

Соединения фосфора. Оксид фосфора V. Густой белый дым. Образуется при горении фосфора.

Слайд № 19, 20

Спички.

Задание: Запишите уравнение химической реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Учащийся записывает уравнение на доске, остальные проверяют у себя в тетрадях.

- Фосфор способен вступать в реакции и со сложными веществами (хлоратом калия)

6P + 5KClO3 → 5KCl + 3P2O5

Эту химическую реакцию вы воспроизводите всякий раз, когда зажигайте спичку.

Учащиеся делают вывод: на основе строения атома мы выяснили, что простое вещество фосфор, довольно активный неметалл способен проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.


 

Слайд № 21

Свойства оксида фосфора V.

Слайд № 22

Химические свойства оксида фосфора V.

Слайд № 23

- Фосфорная кислота. Строение молекулы кислоты.

Слайд № 24

Применение фосфорной кислоты.

Слайд № 25

Фосфорная кислота – твердое прозрачное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде.

Соли фосфорной кислоты – средние, кислые.

Слайд № 26

Химические свойства фосфорной кислоты

Слайд № 27

Напишите формулы трех видов солей натрия и фосфорной кислоты, назовите их и запишите уравнения их диссоциации.

Работают по рядам, от каждого ряда по одному представителю пишут на доске.

Слайд № 28, 29

Природные соединения фосфора.

Слайд № 30

Минералы в состав которых входит фосфор.

Слайд № 31

В завершении урока поделитесь своими впечатлениями:
Сегодня я узнал …..
Я удивился …
Теперь я знаю …
Я хотел бы …

Слайд № 32

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Составить кроссворд, в котором ключевым словом является тема нашего урока или ребус по данной теме.

Урок №2

Цель урока: Рассмотреть значение фосфора в природе. Сформировать представления о фосфорных удобрениях. Решение задач и упражнений по данной теме.

Задачи урока:

Образовательные:

Рассмотреть круговорот фосфора в природе.

Изучить биологическое значение фосфора.

Сформировать представления о фосфорных удобрениях.

Решение задач и упражнений по данной теме.

Совершенствовать умения составлять окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.

Развивающие:

Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе решения задач проблемного содержания.

Воспитательные:

Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, интереса и любознательности.

Тип урока:

Урок комбинированный.

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная;

фронтальная.

Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:

создание проблемной ситуации;

словесные (эвристическая беседа),

наглядные (презентация)

частично-поисковый.

Оборудование:

Учебник: Габриелян О. С. Химия. 9 класс. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева, презентация.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Вопросы для фронтальной беседы с классом.

Слайд № 36

Как хранят белый фосфор? Почему нельзя оставлять белый фосфор на воздухе?

Слайд № 37

Опишите физические и химические свойства оксида фосфора V.

Слайд № 38

Продолжите химические уравнения

1. Р +Са

2. Р + О2

3. Р + Cl2

4. Р + КClО3

5. Са3 Р2 + НCl

Слайд № 39

Биологическое значение фосфора

Фосфор – биогенный элемент.

Академик Ферсман назвал фосфор элементом мысли и жизни.

В составе фосфорной кислоты он участвует в мышлении, движении, дыхании, нормализует белковый и углеводный обмен.

Слайд № 40

Растениями фосфор поглощается только из растворенных фосфатов в виде анионов фосфорной кислоты.

Питание фосфором растений возможно лишь при наличии в почвенном растворе солей фосфорной кислоты.

Скапливается он в семенах, плодах.

Из растений фосфор вместе с пищей попадает в организм животных и человека.

Слайд № 41

Фосфор для растений – источник энергии.

Слайд № 42

Фосфор в организме человека входит в состав всех тканей, особенно мозга и мышц, участвует в обмене веществ всех видов, способствует нормальному функционированию сердечной мышцы и нервной системы.

Слайд № 43

Фосфор в организме человека.

Слайд № 44

Суточной нормой фосфора для взрослого человека считают 1500мг
Дневная норма фосфора для взрослого человека содержится: в 130 г сыра, 12 яичных желтка, в 6 столовых ложках тыквенных семечек, 500 г мяса или рыбы, 400 г овсяных хлопьев.
Принятый с пищей фосфор попадает в кости уже через 4 – 6 часов.

Слайд № 45

Схема круговорота фосфора.

Слайд № 46

Получение фосфора

Реакция протекает по уравнению: Са3(РO4)2 + 5С + 3SiO2 = 2Р + 3CaSiO3 + 5СО -282 ккал.

Учащиеся расставляют коэффициента методом электронного баланса.

Слайд № 47

Применение фосфора и его соединений.

Слайд № 48

Спички. С помощью фосфора изготавливают спички.

Слайд № 49

Фосфорная кислота.

Фосфор применяется в создании фосфорной кислоты, применяемой для изготовления разнообразных безалкогольных напитков.

Слайд № 50

Оружие.

Фосфор также применяют и при изготовлении взрывчатки, а все потому, что фосфор хорошо горит и при этом выделяет густой белый дым

Слайд № 51

Удобрения.
Большую часть фосфора используют для создания удобрений. Чаще всего садоводы используют удобрения на основе фосфора осенью.

Слайд № 52

Признаки недостатка фосфора у растений.

Слайд № 53

Вопросы для повторения:

Что означает слово “фосфор”?

Какая мука увеличивает количество хлеба, для печения хлеба она не применяется?

Какой элемент назван А.Е.Ферсманом, элементом жизни и мысли?

Что такое “блуждающие” огни?

Он белым, красным и черным бывает, себя элементом мысли считает. В мышцах, костях его много встречается, кто угадает, как называется?

Слайд № 54

Задача.

 Вычислите массовую долю фосфора в оксиде фосфора (V).

-учащиеся решают задачу самостоятельно.

Слайд № 55

- учащиеся проверяют ход решения задачи.

Решение.

Находим молярную массу оксида фосфора (V):

М(Р2О5) = 2А(Р) + 5А(О) = 2·31 + 5·16 = 142 г/моль.

Вычисляем массовую долю фосфора в данном оксиде:

ω(Р) = 2А(Р)/М(Р2О5) = 2·31/142 = 0,437 или 43,7%.

Ответ: ω(Р) = 43,7%.

Слайд № 56

Установите  соответствие  между  названием  соли  и  ее        формулой. Ответ  дайте  в  виде  последовательности  цифр, соответствующих  буквам по  алфавиту.

        НАЗВАНИЕ  СОЛИ         ФОРМУЛА  СОЛИ                                                  

    А) гидрофосфат  кальция           1) Ca3P2 

    Б) дигидрофосфат  калия           2) Ca3(PO4)2 

    В) дигидрофосфат  кальция       3) KH2PO4 

    Г) фосфат  кальция                      4) Ca HPO4

   Д) фосфид  кальция                      5) Ca(H2 PO4)2


 

Слайд № 57

В завершении урока поделитесь своими впечатлениями:
Сегодня я узнал …..
Я удивился …
Теперь я знаю …
Я хотел бы …

Слайд № 58

Домашнее задание.

Какая масса кислорода, необходима для сжигания фосфора массой 19г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.