Урок химии «Вводное повторение и изучение нового материала по теме «Элементы IV» (9 класс)
Урок №1
Вводное повторение и изучение нового материала
Изучаемые вопросы:
Положение углерода и кремния в ПСХЭ
Строение атомов простых веществ
Физические свойства. Аллотропные модификации.
Адсорбция.
Водородные соединения углерода и кремния.
Высшие оксиды.
Применение углерода и кремния, нахождение в природе.
Цель:
- создать условия для формирования знаний о строении и свойствах элементов IV группы главной подгруппы и их соединений;
- обеспечить развитие способности находить взаимосвязь строение – свойства, описывать физические свойства, предполагать характерные химические свойства;
- способствовать формированию навыков намечать ход решения возникших проблем, умения выделять главное и сравнивать.
Оборудование: древесный уголь, раствор лакмуса или чернил, фильтровальная бумага, кристаллические решетки.
Ход урока
Оргмомент.
Вводное повторение.
Фронтальная беседа. Дать определение понятиям: аллотропные модификации, кристаллические решетки и их виды, степень окисления, окислитель и восстановитель. Как можно охарактеризовать элемент по положению в ПСХЭ? Какие элементы относятся к IV группе главной подгруппы ПСХЭ? Что значит главная подгруппа?
Работа в парах. Определите степени окисления всех элементов в следующих соединениях и объясните, какие свойства они могут проявлять: CO2, CO, SiO2, H2CO3, CaCO3, Na2SiO3, CH4
Изучение нового материала (основной уровень)
Составление плана работы с учащимися, по аналогии с ранее изученными темами.
-
Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение атома.
Самостоятельная работа учащихся. Опишите по плану строение атомов углерода и кремния. Какие свойства характерны для углерода и кремния? Сравните между собой строение углерода и кремния: выясните, кто обладает более выраженными неметаллическими свойствами и почему? Сравните водородные соединения углерода и кремния, какое из соединений менее устойчиво и почему? Сравните строение и свойства элементов пятого и четвертого периодов.
Выводы и обсуждение (вместе).
-
Простые вещества.
Работа по карточкам. Дать характеристику следующим веществам:
1 вариант – алмаз 2 вариант – графит 3 вариант – карбин Какие типы кристаллических решеток характерны для данных веществ. Определите тип связи. Определите физические свойства данных веществ, ориентируясь на строении (можно и, наоборот: по свойствам – строение).
Как называется данное явление? (аллотропия).
Выводы и обсуждение (вместе).
-
Адсорбция.
Лабораторный опыт: в пробирку насыпать порошок древесного угля и добавить раствор лакмуса или чернил. Профильтровать. Что наблюдаете? Объясните явление.
Адсорбция – поглощение углем других веществ. Где данное явление применяется?
-
Водородные соединения.
Задание: составить формулы водородных соединений углерода и кремния, определите степень окисления атомов углерода и кремния, тип связи в молекулах. Сравните устойчивость SiH4 – CH4
CH4 – метан, газ без цвета и запаха, химически инертный.
SiH4 - силан
-
Высшие оксиды.
Задание: составить формулы высших оксидов углерода и кремния, определите их характер, определите степень окисления атомов углерода и кремния, тип связи в молекулах, составьте формулы соответствующих кислот и приведите примеры солей.
СО2 - оксид углерода (IV), «углекислый газ». Какова его роль? Фотосинтез, питание растений. (Вопросы учащимся). Т возгонки – 78 оС
Объяснение учителя. СО – оксид углерода (II), угарный газ. Газ без цвета и запаха, несолеобразующий оксид. Топливо, отравляющее действие – взаимодействие с гемоглобином крови (связь сильнее, чем с кислородом).
SiO2 – оксид углерода (IV), кремнезем. Тугоплавкое вещество. Т плавления – 1713 оС.
Задание: Рассмотрите кристаллические решетки СО2 SiO2 и объясните разницу в температурах плавления. Предположите, какой из оксидов более химически активен и почему? Выводы и обсуждение (вместе).
Подведение итогов.
Рефлексия.
Информация о домашнем задании: Составить таблицу
Признаки сравнения |
СО2 |
SiO2 |
В природе |
||
Агрегатное состояние |
||
Кристаллическая решетка |
||
Цвет |
||
Запах |
||
Применение |
||
Получение |
||
Химические свойства (заполняются на следующем уроке) |
§ 33,34,36, вопросы после. Для любознательных - стр. 264-270