12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вилена Морозова33
Россия, Белгородская обл.
1

Урок химии «Вводное повторение и изучение нового материала по теме «Элементы IV»

Урок №1

Вводное повторение и изучение нового материала

Изучаемые вопросы:

Положение углерода и кремния в ПСХЭ

Строение атомов простых веществ

Физические свойства. Аллотропные модификации.

Адсорбция.

Водородные соединения углерода и кремния.

Высшие оксиды.

Применение углерода и кремния, нахождение в природе.

Цель:

- создать условия для формирования знаний о строении и свойствах элементов IV группы главной подгруппы и их соединений;

- обеспечить развитие способности находить взаимосвязь строение – свойства, описывать физические свойства, предполагать характерные химические свойства;

- способствовать формированию навыков намечать ход решения возникших проблем, умения выделять главное и сравнивать.

Оборудование: древесный уголь, раствор лакмуса или чернил, фильтровальная бумага, кристаллические решетки.

Ход урока

Оргмомент.

Вводное повторение.

Фронтальная беседа. Дать определение понятиям: аллотропные модификации, кристаллические решетки и их виды, степень окисления, окислитель и восстановитель. Как можно охарактеризовать элемент по положению в ПСХЭ? Какие элементы относятся к IV группе главной подгруппы ПСХЭ? Что значит главная подгруппа?

Работа в парах. Определите степени окисления всех элементов в следующих соединениях и объясните, какие свойства они могут проявлять: CO2, CO, SiO2, H2CO3, CaCO3, Na2SiO3, CH4

Изучение нового материала (основной уровень)

Составление плана работы с учащимися, по аналогии с ранее изученными темами.

  1. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение атома.

Самостоятельная работа учащихся. Опишите по плану строение атомов углерода и кремния. Какие свойства характерны для углерода и кремния? Сравните между собой строение углерода и кремния: выясните, кто обладает более выраженными неметаллическими свойствами и почему? Сравните водородные соединения углерода и кремния, какое из соединений менее устойчиво и почему? Сравните строение и свойства элементов пятого и четвертого периодов.

Выводы и обсуждение (вместе).

  1. Простые вещества.

Работа по карточкам. Дать характеристику следующим веществам:

1 вариант – алмаз 2 вариант – графит 3 вариант – карбин Какие типы кристаллических решеток характерны для данных веществ. Определите тип связи. Определите физические свойства данных веществ, ориентируясь на строении (можно и, наоборот: по свойствам – строение).

Как называется данное явление? (аллотропия).

Выводы и обсуждение (вместе).

  1. Адсорбция.

Лабораторный опыт: в пробирку насыпать порошок древесного угля и добавить раствор лакмуса или чернил. Профильтровать. Что наблюдаете? Объясните явление.

Адсорбция – поглощение углем других веществ. Где данное явление применяется?

  1. Водородные соединения.

Задание: составить формулы водородных соединений углерода и кремния, определите степень окисления атомов углерода и кремния, тип связи в молекулах. Сравните устойчивость SiH4 CH4

CH4 – метан, газ без цвета и запаха, химически инертный.

SiH4 - силан

  1. Высшие оксиды.

Задание: составить формулы высших оксидов углерода и кремния, определите их характер, определите степень окисления атомов углерода и кремния, тип связи в молекулах, составьте формулы соответствующих кислот и приведите примеры солей.

СО2 - оксид углерода (IV), «углекислый газ». Какова его роль? Фотосинтез, питание растений. (Вопросы учащимся). Т возгонки – 78 оС

Объяснение учителя. СО – оксид углерода (II), угарный газ. Газ без цвета и запаха, несолеобразующий оксид. Топливо, отравляющее действие – взаимодействие с гемоглобином крови (связь сильнее, чем с кислородом).

SiO2 – оксид углерода (IV), кремнезем. Тугоплавкое вещество. Т плавления – 1713 оС.

Задание: Рассмотрите кристаллические решетки СО2 SiO2 и объясните разницу в температурах плавления. Предположите, какой из оксидов более химически активен и почему? Выводы и обсуждение (вместе).

Подведение итогов.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании: Составить таблицу

Признаки сравнения

СО2

SiO2

В природе

   

Агрегатное состояние

   

Кристаллическая решетка

   

Цвет

   

Запах

   

Применение

   

Получение

   

Химические свойства (заполняются на следующем уроке)

   

§ 33,34,36, вопросы после. Для любознательных - стр. 264-270

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.