12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яременко Валентина Ивановна1858
учитель химии и социальный педагог
Россия, Калининградская обл., Багратионовск
5

Урок по химии для 9 класса «Кремний»



Урок химии 9 класс

Тема урока «Кремний»

 

Цель образовательная

Рассмотреть положение элемента кремния в ПС, строение атома; аллотропные видоизменения кремния; физические, химические свойства, применение.

Закрепить ЗУНы в составлении уравнений реакций.

цель развивающая

Создать условия для развития у школьников умения пользоваться опорными знаниями, добывать самостоятельно знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде, возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности,  закрепление умений  и навыков по составлению презентаций.

цель воспитательная

Создать условия для формирования чувства толерантности, интереса к предмету, взаимоуважения, потребности к саморазвитию. Содействовать воспитанию организованности учащихся.

оборудование урока

Коллекция «Кремний и его соединения», ноутбуки 5 шт. задания для групп, ММУ,   раздаточный материал

формы деятельности учеников на уроке

Групповая: отвечают на вопросы; сравнивают; анализируют; делают выводы; работают с учебником и дополнительной литературой, составляют опорный конспект урока, выступают с результатами  групповой работы, составляют презентацию.

тип урока

Урок-проект, изучение нового материала.

План урока

    I.        Организационный момент

·        приветствие

·        проверка присутствующих

  II.        Актуализация темы

III.        Работа в группах

1.  Кремний – химический элемент

·  Положение в ПС

·  Строение атома

·  С.О. (1 группа)

·  Нахождение в природе (2 группа для  ОВЗ)

2.Кремний – простое вещество

·  Строение  

·   Свойства   физические (3 группа)

·  Свойства химические (4 группа)

·  Применение  

·  Получение (5 группа)

IV.        Защита деятельности групп (заполнение опорного конспекта)

 

 V.        Итог урока

·        основные выводы

·        выставление оценок

Домашнее задание

§ 31, №3
подготовить сообщение об открытии кремния,  составить кроссворд.

Здоровье-

сбережение

1.  Проветрить класс перед уроком

2.  Физкультминутка

 

Ход  урока

    I.        Организационный момент

·        приветствие

·        проверка присутствующих

  II.        Актуализация темы

·                    Этот химический элемент занимает второе место по распространенности.

·                    Его 26 % в природе.

·                    Его оксиды являются основной частью песка и глины.

·                    В виде кристаллов он входит в состав горных пород.

·                    Он образует кристаллы кварца и горного хрусталя.

·                    На  его основе создано промышленное производство стекла, керамики, цемента.

·                    Он  придает прочность  стеблям растений  и защитным покровам животных.

·                    У  человека он придает  гладкость и прочность  костям.

(слайды 1-3)

III.        Работа в группах

Учащиеся предварительно разделены на группы. Каждая группа получает задание и ноутбук. По результатам выполнения задания группа должна представить презентацию. Два учащихся собирают результаты работы групп в одну презентацию, которая демонстрируется на следующем этапе урока, с пояснениями участников групп.

Задание для 1 группы: определить и оформить в презентацию следующие факты о кремнии, как химическом элементе

·                    Положение в ПС

·                    Строение атома

·                    С.О.

Задание для 2 группы (в нее входят дети ОВЗ): Определить и оформить в презентацию следующие факты о кремнии, как химическом элементе

·                    Нахождение в природе

Задание для 3 группы: Определить и оформить в презентацию следующие факты о кремнии, как простом веществе:

·                    Строение   (вид химической связи, кристаллическая решетка, аллотропные видоизменения кремния)

·                    Свойства   физические (перечислить исходя из строения агрегатные состояния, цвет, блеск, прочность, проводимость электрического тока в сравнительной таблице аллотропных видоизменений)

Задание для 4 группы: Определить и оформить в презентацию следующие факты о кремнии, как простом веществе:

·                    Свойства химические (рассмотреть свойства кремния как окислителя и восстановителя, закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты)

·                    Применение  

Задание для 5группы: Определить и оформить в презентацию следующие факты о кремнии, как простом веществе:

·                    Получение (рассмотреть получение кремния в лаборатории и промышленности.)

IV.        Защита деятельности групп (слайды 5-16)

Результаты работы групп (презентации) соединяются в общую презентацию и демонстрируются ученикам. В процессе демонстрации 1-2 члена группы озвучивают результаты работы своей группы. Остальные учащиеся заполняют опорный конспект.

 V.        Итог урока

·                    основные выводы (проговариваются  учителем и учениками)

·                    выставление оценок (учащиеся выставляют оценки за работу каждого ученика в группе)

 

Домашнее задание  § 31, №3, подготовить сообщение об открытии кремния,  составить кроссворд. (слайд 17)

 

 

 

 

 

Приложение 1

Задание 1 группы

Кремний – химический элемент

1.Определите положение кремния в ПС (укажите порядковый номер, Аr, номер периода, номер группы, подгруппу кремния.

2.На основании положения кремния в ПС зарисуйте его строение атома

3.Определите степени окисления кремния в формулах SiH4, Si, SiО, SiО2 и постройте шкалу С.О.

 

 

Приложение 2

Задание 2 группы

Кремний – химический элемент

1.Рассмотрите коллекцию.

2.Найдите в учебнике материал о нахождеии кремния в природе.

3.Вспомните результаты компьютерного поиска.

 

Приложение 3

Задание 3 группы

Кремний – простое вещество

Аллотропные видоизменения кремния

 

        Кристаллический                              Аморфный

1.Строение кремния

а) Вспомните строение алмаза ( у кристаллического кремния оно аналогично). Укажите тип кристаллической решетки.

б) Вспомните, имеют ли форму аморфные вещества.

2.Исходя из строения у кристаллического и аморфного кремния,  укажите физические свойства и внесите их в таблицу.

Критерии

Кристаллический кремний

Аморфный кремний

Цвет

 

 

Металлический блеск

 

 

Плотность

 

 

Температура плавления

 

 

Электропроводность

 

 

Приложение 4

Задание 4 группы

Кремний – простое вещество

Химические свойства

1.Рассмотреть свойства кремния как окислителя (запишите электронное уравнение в общем виде, закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты)

Si + Na =                  Si +Mg =                     Si + Ca =          

2. Рассмотреть свойства кремния как восстановителя (запишите электронное уравнение в общем виде,

 закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты)

Si + O2 =                             Si + F2 =                     Si + C =

Si+H2O+NaOH =

3.Рассмотрите основные области применения кремния

Приложение 5

Задание 5 группы

Кремний – простое вещество

1.Рассмотрите получение кремния в лаборатории (закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты)

Mg+SiO2 =                       SiСl4+Zn =

2.Рассмотрите получение кремния в промышленности (закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты)

SiO2+C =

 

 

Приложение 5

Опорный конспект

 

Кремний – химический элемент

1.Положение в ПС

 

 

2.Строение атома

 

 

 

   3. С.О.

 

 

 

   4. Нахождение в природе

 

Кремний – простое вещество

1. Аллотропные видоизменения кремния

 

        Кристаллический                              Аморфный

                                         Строение

 

 

2.  Физические свойства

Критерии

Кристаллический кремний

Аморфный кремний

Цвет

 

 

Металлический блеск

 

 

Плотность

 

 

Температура плавления

 

 

Электропроводность

 

 

 

3. Химические свойства

 

Кремний - окислитель

Кремний - восстановител

 

 

 

Si + Na =                                                     Si +Mg =                                                   Si + Ca =          

 

Si + O2 =                                                     Si + F2 =                                                      Si + C =

Si+H2O+NaOH =

4. Применение  кремния

 

 

5. Получение кремния

а) в лаборатории

 

 

б) в промышленности


презентация к уроку
PPT / 1.98 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сомова Светлана Геннадьевна, 27.03.17 в 16:59 1Ответить Пожаловаться
Была на уроке по этой теме. Все было просто замечательно! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.