Урок по химии для 9 класса «Кремний»
Пояснительная записка к презентации
Урок химии 9 класс
Тема урока «Кремний»
Цель образовательная |
Рассмотреть положение элемента кремния в ПС, строение атома; аллотропные видоизменения кремния; физические, химические свойства, применение. Закрепить ЗУНы в составлении уравнений реакций. |
цель развивающая |
Создать условия для развития у школьников умения пользоваться опорными знаниями, добывать самостоятельно знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде, возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, закрепление умений и навыков по составлению презентаций. |
цель воспитательная |
Создать условия для формирования чувства толерантности, интереса к предмету, взаимоуважения, потребности к саморазвитию. Содействовать воспитанию организованности учащихся. |
оборудование урока |
Коллекция «Кремний и его соединения», ноутбуки 5 шт. задания для групп, ММУ, раздаточный материал |
формы деятельности учеников на уроке |
Групповая: отвечают на вопросы; сравнивают; анализируют; делают выводы; работают с учебником и дополнительной литературой, составляют опорный конспект урока, выступают с результатами групповой работы, составляют презентацию. |
тип урока |
Урок-проект, изучение нового материала. |
План урока |
I. Организационный момент · приветствие · проверка присутствующих II. Актуализация темы III. Работа в группах 1. Кремний – химический элемент · Положение в ПС · Строение атома · С.О. (1 группа) · Нахождение в природе (2 группа для ОВЗ) 2.Кремний – простое вещество · Строение · Свойства физические (3 группа) · Свойства химические (4 группа) · Применение · Получение (5 группа) IV. Защита деятельности групп (заполнение опорного конспекта)
V. Итог урока · основные выводы · выставление оценок |
Домашнее задание |
§ 31, №3 |
Здоровье- сбережение |
1. Проветрить класс перед уроком 2. Физкультминутка |
Ход урока
I. Организационный момент
· приветствие
· проверка присутствующих
II. Актуализация темы
· Этот химический элемент занимает второе место по распространенности.
· Его 26 % в природе.
· Его оксиды являются основной частью песка и глины.
· В виде кристаллов он входит в состав горных пород.
· Он образует кристаллы кварца и горного хрусталя.
· На его основе создано промышленное производство стекла, керамики, цемента.
· Он придает прочность стеблям растений и защитным покровам животных.
· У человека он придает гладкость и прочность костям.
(слайды 1-3)
III. Работа в группах
Учащиеся предварительно разделены на группы. Каждая группа получает задание и ноутбук. По результатам выполнения задания группа должна представить презентацию. Два учащихся собирают результаты работы групп в одну презентацию, которая демонстрируется на следующем этапе урока, с пояснениями участников групп.
Задание для 1 группы: определить и оформить в презентацию следующие факты о кремнии, как химическом элементе
· Положение в ПС
· Строение атома
· С.О.
Задание для 2 группы (в нее входят дети ОВЗ): Определить и оформить в презентацию следующие факты о кремнии, как химическом элементе
· Нахождение в природе
Задание для 3 группы: Определить и оформить в презентацию следующие факты о кремнии, как простом веществе:
· Строение (вид химической связи, кристаллическая решетка, аллотропные видоизменения кремния)
· Свойства физические (перечислить исходя из строения агрегатные состояния, цвет, блеск, прочность, проводимость электрического тока в сравнительной таблице аллотропных видоизменений)
Задание для 4 группы: Определить и оформить в презентацию следующие факты о кремнии, как простом веществе:
· Свойства химические (рассмотреть свойства кремния как окислителя и восстановителя, закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты)
· Применение
Задание для 5группы: Определить и оформить в презентацию следующие факты о кремнии, как простом веществе:
· Получение (рассмотреть получение кремния в лаборатории и промышленности.)
IV. Защита деятельности групп (слайды 5-16)
Результаты работы групп (презентации) соединяются в общую презентацию и демонстрируются ученикам. В процессе демонстрации 1-2 члена группы озвучивают результаты работы своей группы. Остальные учащиеся заполняют опорный конспект.
V. Итог урока
· основные выводы (проговариваются учителем и учениками)
· выставление оценок (учащиеся выставляют оценки за работу каждого ученика в группе)
Домашнее задание § 31, №3, подготовить сообщение об открытии кремния, составить кроссворд. (слайд 17)
Приложение 1
Задание 1 группы Кремний – химический элемент 1.Определите положение кремния в ПС (укажите порядковый номер, Аr, номер периода, номер группы, подгруппу кремния. 2.На основании положения кремния в ПС зарисуйте его строение атома 3.Определите степени окисления кремния в формулах SiH4, Si, SiО, SiО2 и постройте шкалу С.О.
|
Приложение 2
Задание 2 группы Кремний – химический элемент 1.Рассмотрите коллекцию. 2.Найдите в учебнике материал о нахождеии кремния в природе. 3.Вспомните результаты компьютерного поиска.
|
Приложение 3
Задание 3 группы Кремний – простое вещество Аллотропные видоизменения кремния
Кристаллический Аморфный 1.Строение кремния а) Вспомните строение алмаза ( у кристаллического кремния оно аналогично). Укажите тип кристаллической решетки. б) Вспомните, имеют ли форму аморфные вещества. 2.Исходя из строения у кристаллического и аморфного кремния, укажите физические свойства и внесите их в таблицу.
|
Приложение 4
Задание 4 группы Кремний – простое вещество Химические свойства 1.Рассмотреть свойства кремния как окислителя (запишите электронное уравнение в общем виде, закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты) Si + Na = Si +Mg = Si + Ca = 2. Рассмотреть свойства кремния как восстановителя (запишите электронное уравнение в общем виде, закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты) Si + O2 = Si + F2 = Si + C = Si+H2O+NaOH = 3.Рассмотрите основные области применения кремния |
Приложение 5
Задание 5 группы Кремний – простое вещество 1.Рассмотрите получение кремния в лаборатории (закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты) Mg+SiO2 = SiСl4+Zn = 2.Рассмотрите получение кремния в промышленности (закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты) SiO2+C =
|
Приложение 5
Опорный конспект
Кремний – химический элемент 1.Положение в ПС
2.Строение атома
3. С.О.
4. Нахождение в природе
Кремний – простое вещество 1. Аллотропные видоизменения кремния
Кристаллический Аморфный Строение
2. Физические свойства
3. Химические свойства
4. Применение кремния
5. Получение кремния а) в лаборатории
б) в промышленности |
Сомова Светлана Геннадьевна