Фрагмент урока литературного чтения: М.Пришвин «Ребята и утята» (2 класс)
Конспект урока
по учебнику «Литературное чтение. 2 класс. 1 часть» автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, УМК «Школа России» (стр. 132 – 135)
Тема урока: Михаил Михайлович Пришвин. «Ребята и утята».
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель урока: на примере произведения «Ребята и утята» воспитывать в детях чувство доброты, чуткого и бережного отношения к братьям нашим меньшим.
Задачи (планируемые результаты)
Предметные:
- способствовать формированию представления об идее художественного произведения;
- создать условия для совершенствования сознательности, правильности, выразительности и беглости чтения;
- формирование умения составлять план текста;
- применять знания о жанровых особенностях.
Личностные:
- оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм;
- развитие самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные
- способствовать формированию способности определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- способствовать выработке умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- способствовать развитию умения организовывать рабочее место.
коммуникативные
- способствовать развитию умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, уметь работать в парах.
- организовать деятельность учащихся для развития умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
познавательные
- уметь ориентироваться в тексте произведения: находить ответы на вопросы в тексте;
- формирование умения давать краткую характеристику действующим персонажам;
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
- понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний.
Ход урока
Определение темы урока. Слайд 1
1. - Да, в природе все взаимосвязано. Животных мы называем братьями нашими меньшими.
- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела, который так и называется «О братьях наших меньших».
- Сегодня мне хочется познакомить вас с писателем, который пробовал себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Он был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– А кого можно назвать неравнодушным? (ответы детей)
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
2. Итак, к кому мы сегодня отправимся в гости, вы узнаете, разгадав ребус. (РАБОТА В ПАРАХ)
- С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей. Это? (Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) Слайд 1
3. - Давайте поставим перед собой цели, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? Цели на доске
- Узнать о жизни и творчестве писателя
- Познакомиться с новым произведением
- Определить тему и главную мысль произведения, которое будем изучать на уроке.
4.Выставка книг.( Выставка книг)
- Михаил Михайлович Пришвин детям подарил много книг. В своих произведениях он открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас он делает умнее, добрее, великодушнее. Некоторые работы представлены на нашей выставке.
5.Работа в группе. Биография писателя.
- Узнать о творчестве писателя, мы можем прочитав сведения из его биографии. Сегодня у нас не простое задание. Ваша задача выделить из текста интересную информацию и поделиться прочитанным с одноклассниками.
- Каждая группа готовит свою информацию.
Работа в группах (На чтение – 2 минуты, читают про себя)
Текст для 1 группы:
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Ребята узнавали о жизни Пришвина
- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?
Текст для 2 группы
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
|
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
6. Знакомство с новым произведением.
1. Сможем ли мы по иллюстрации определить о ком будет этот рассказ?
Прочитайте заглавие рассказа.
- Можно ли по ним определить, кто будут герои рассказа? (Ребята и утята)
- Как мы знаем, что утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких, название которой необычное – чирок- свистунок и написал свой рассказ М. Пришвин.
7. - Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»
(Звучит свист утки чирок-свистунок). ВИДЕОЗАПИСЬ, УЧЕНИК РАССКАЗЫВАЕТ ОБ УТКЕ.
- Что интересного вы узнали об утке чирок-свистунок?
8. В тексте нам встретятся новые слова. Давайте познакомимся с ними и дадим лексическое значение каждого слова.
Словарная работа
Холм – небольшой бугорок
Верста – старая русская мера длины, равная 1.06 км
Кузница – место, где работает кузнец, кует металл
Паровое поле – поле, на котором не стали сажать растения.
Вода спала – стало меньше.
Места, открытые для глаз человека- видно далеко
В обход деревни- обходя стороной, не заходя в деревню.
Зашвыряли – закидали.
Физкультминутка ( встанем и покажем как двигаются уточки)
10. - Отдохнули, а теперь познакомимся с текстом. Чтение текста.
Все ли в рассказе вам было понятно? Вернуться к вопросам над произведением
- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?
- Какова тема текста?
- Над чем заставил задуматься каждого из нас этот рассказ? Какова главная мысль произведения?
|
Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?
Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы на бумаге красного цвета
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?