Урок по литературному чтению (№2) во 2 классе: М.Пришвин «Ребята и утята»
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 «Б» класс
Тема урока: М. Пришвин «Ребята и утята» (Урок №2)
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Оборудование: Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,учебник «Литературное чтение» 2 клас. Презентация , мультимедийный проектор.
Тема | М. Пришвин «Ребята и утята» | |
Цель урока | -продолжить знакомство с произведением М. Пришвина «Ребята и утята» -учить анализировать произведение; - учиться осознанно воспринимать содержание художественного текста; - Воспитывать бережное отношение к природе, к животным. - Научить планировать урок, развивать у детей логические мышления. | |
Задачи урока: | Личностные умения. Оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру. Познавательные умения: Умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения. Регулятивные умения: - Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - Самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Коммуникативные умения: Умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе в парах. Оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Предметные умения: Умение выразительно читать произведение, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; Находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя. | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Добрый день, добрый час! | Дети приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку. |
2.Речевая разминка. (Слайд №2) | -Прочитайте стихотворение скороговоркой. Стала утка на пруду Учить своих утят. Утята плавать на виду У мамы не хотят. Ужасно утка мучится: «Ну что из них получится?» - Прочитайте скороговорку медленно, с ускорением, сердито, весело. | Дети выполняют задания учителя. |
3.Постановка цели урока. (Слайд № 3) | - Ребята, отгадайте загадку. По реке плывёт корабль Следом кораблята. Громко крякает корабль И пищат... (утята) - Посмотрите на экран.Вы узнаете этого человека? -Что вы о нем знаете? Кто он? - Ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, о чём мы будем говорить, над чем работать? | Дети отвечают - Утята. - М. Пришвин. - Продолжим работать над произведением М. Пришвина «Ребята и утята». |
4.Работа по теме урока. (Слайд № 4) | 1.Работа с текстом (фронтальный опрос, выборочное чтение). 1. Кто автор рассказа «Ребята и утята»?. 2. Что такое верста? 3. Сколько в 1 версте километров? 4. Что значит слово «кузница»? 5. Куда вела дикая уточка своих утят? 6. Что сделали ребята, когда увидели утку с утятами? 7. Что автор приказал ребятам сделать, когда увидел, чем они заняты? 8. Сколько утят было у мамы-утки? 9. Что крикнул автор уточке и предложил ребятам сделать то же самое? 10. Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? | - Автор рассказа «Ребята и утята» Михаил Михайлович Пришвин. -Верста – это русская мера длины. -В 1 версте 1 километр. -Кузница – это место для работы кузнеца. -Дикая уточка вела своих утят к озеру. -Когда ребята увидели утку с утятами, они закидали ее шапками. -Автор приказал ребятам вернуть утят маме. -У мамы-утки было пять утят. -Автор предложил снять шапки и крикнуть «До свидания!» |
5. Физминутка. (Слайд № 5) | Вышли уточки на луг Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел зеленый жук Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища) Ш-ш-ш И опять настала тишь.(Сели) | Повторяют движения за учителем |
5.Продолжение работы по теме урока. (Слайд № 6) | 1. Работа в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. - Откройте рабочие тетради. Запишите число. Чуть ниже фамилию автора и название произведения: М. Пришвин «Ребята и утята» 2.Перечитайте рассказ М. Пришвина, разделите его на части. (Самостоятельная работа учащихся.) -Прочитайте первую часть. Как вы ее озаглавили? (Так же определяются следующие части.) - Сравните полученный план с тем, что дан в учебнике на с. 135. - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлённые? Докажите. -А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать, или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому? -Смогли ли ребята понять свой поступок? -Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ? | -Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга.) Дети работают в парах. Дети читают, говорят названия частей. Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
6.Закрепление изученного материала. (Слайд № 7) | 1. Пересказ текста. -Подготовьте пересказ текста по полученному плану. (Через определенное время — пересказ. Могут ответить несколько учеников.) 2.Работа с пословицами. Учебник стр.134. - Прочтите пословицы. Подумайте, которые из них подходят к тексту? 3. Работа с иллюстрацией к рассказу. - Найдите то место в рассказе в котором описывается отрывок изображённый на иллюстрации к рассказу. | 2-3 учащихся пересказывают текст. Дети читают пословицы, называют те которые подходят к тексту, объясняют их смысл. |
7. Рефлексия. (Слайд № 8) | - Что нового вы узнали на уроке? На экране написаны предложения. Дополните их. «Я сегодня узнал на уроке …» «Я научился …» «Мне было на уроке …» «Я рад …» | Желающие дети отвечают на вопросы. |
8. Итог урока. (Слайд № 9) | - Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня? - Кто его написал? - Чему учит это произведение? - М.Пришвин писал рассказы простые и мудрые как сама жизнь. Они согревают нас своей добротой, делая мудрее. - Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин: “Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. - Давайте хором прочитаем последнее предложение. - Как вы его понимаете? - Чему вас научил урок? - Кто доволен своей работой? - Кому захотелось нарисовать иллюстрацию? |
-Учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков. |
9. Домашнее задание. (Слайд № 10) | Нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из рассказа «Ребята и утята», подготовить пересказ текста. | |
Полянская Оксана Николаевна