Технологическая карта урока «Музыкальная живопись и живописная музыка» (Музыка, 5 класс)
Технологическая карта урока
17.02.2016
Класс: 5 –а класс (28 человек) |
Предмет: музыка, учитель: Цориева Лира Кимовна |
Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка |
Тип урока: комбинированный |
Цели содержательные: Выявление общности средств выразительности живописи и музыки через анализ произведений В. Борисова-Мусатова и С.Рахманинова Задачи: Выявить общность музыки и живописи в произведениях В. Борисова-Мусатова и С.В. Рахманинова. 2. Уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 3. Определить идею произведений, анализируя средства выразительности. 4. Определить взаимодействие музыки с поэзией и живописью на основе осознании специфики языка каждого их них. 5.Определить своё отношение к проблеме значимости природы в жизни человека. |
Предметные результаты: Определять на слух элементарные жанры музыки: песня танец марш. Пластически интонировать музыкальные жанры, соблюдая их признаки (размер, темп, характер). Выполнять правила взаимодействия в команде (уважение, соблюдение условий, вклад каждого члена группы, выполнение отведенной роли, представление группового результат, проявлять солидарность, взаимовыручку, толерантность) Оценивать свою деятельность и деятельность команды. |
Формируемые УУД: Познавательные: - умение размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека о природе, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные:– выражение своего отношения к музыкальному и живописному произведению, умение воспринимать разные точки зрения в команде, аргументировать своё мнение Личностные: осмысление единства человека и природы через художественные образы; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
Предметные |
УУД |
|||||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика, задания для учащихся |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||
Предметные |
УУД |
|||||||||||||||||
Самоопреде-ление к деятельности |
Учитель поёт: «Здравствуйте ребята пятого «А» класса!» «Здравствуйте, скажем мы солнцу и птицам, (поём на мелодию Э.Грига) |
Учащиеся поют приветствие: Учащиеся слушают следующее приветствие, запоминают и повторяют. |
Развитие общих музыкальных способностей школьников |
Регулятивные: -выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам. |
||||||||||||||
Актуализация знаний |
Узнаёте ли вы эту мелодию? Что можно представить, исполняя или слушая эту мелодию? Какое эмоциональное состояние передает музыка Э.Грига? |
Отвечают на вопрос. Эдварда Грига. «Утро» |
||||||||||||||||
Постановка учебной задачи Стадия вызова (приём технологии критического мышления) |
Тему урока мы сегодня узнаем с помощью набора номера мобильного телефона. (Слайд с изображением телефона и номера) (детям раздаются карточки с цифрами, а на обороте части слов из темы урока) 5 – «вопись» 6 – « и жи» 2 – «вопис» 0 – «ная» 8 – «му»
Какие задачи мы поставим для раскрытия этой темы? Что мы хотим узнать? ( Общность музыки и живописи. Сходство выразительных средств музыки и живописи. « Можем ли мы услышать живопись», «Можем ли мы увидеть музыку»)
Игра «Верите ли вы что?» 1.Картины могут иметь музыкальное название? 2.Верите ли вы, что в романсе С.Рахманинова «Весенние воды» аккомпанемент исполняется спокойно, мягко, плавно? 3.Верите ли вы, что в картине В. Борисова-Мусатова «Водоём» изображены две женщины, они же являются родственниками художника. 4. Верите ли вы, что К.Бальмон и Ф.Тютчев – это русские поэты 19-20 века. 5. Верите ли вы, что на стихотворение К. Бальмонта «Островок» сочинён романс С.В.Рахманиновым. 6. Верите ли вы, что слушая романсы С.В. Рахманинова, вы можете мысленно нарисовать картину природы? |
Группа учащихся получили карточки с частями слова из темы урока. Учащиеся выстраиваются в соответствии с номером телефона. Все читают получившуюся фразу. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Учащиеся высказывают свои предположения о задачах урока. Учащиеся отвечают на вопросы (к этим вопросам вернёмся на стадии обобщения темы урока). |
Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность |
Познавательные: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи. Метапредметные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе позитивных мотивов и интересов. |
||||||||||||||
«Открытие» учащимися новых знаний |
Перед вами текст из дневника художника В. Борисова-Мусатова. Я прочитаю текст, а вы найдите доказательства того, что живопись этого художника является музыкальной. Учащиеся делают вывод, что В.Борисов-Мусатов был романтическим фантазёром, любящим музыку Картинная галерея В. Э. Борисова-Мусатова. Ребята, давайте посетим выставку русского художника Виктора Борисова-Мусатова. Но вот только организаторы не подписали картины. Распределите названия картин по своему мнению и обоснуйте свой выбор. -Что вы можете сказать о названии некоторых картин? -Вы представили ещё одно доказательство о музыкальной живописи художника |
Тексты у каждой команды.
…Спокойствие душу объемлет, И я никуда не иду. А я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков — все краски, А инструменты — кружева, и шёлк, и цветы.
Я импровизирую на фоне фантазии, А романтизм — мой всесильный капельмейстер, И мне кажется иногда, что я на каком-то необитаемом острове.
И действительность как будто не существует, Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые симфонии, Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. И я никуда не иду, Спокойствие душу объемлет… Учащиеся отвечают на вопрос, доказывают свою точку зрения, после обсуждения в команде. Учащиеся в 5 группах дают название только одной картине и придумывают объяснение. Учащиеся рассматривают картины: «Гармония», «Водоём», «Осенняя песнь», «Весна», «Мотив без слов». Названия «Гармония», «Мотив без слов», «Осенняя песнь» связаны с музыкой. |
Научатся слушать, следить за текстом, находить доказательств по заданному вопросу. Объясняем слова: капельмейстер, палитра, импровизирую, романтизм с помощью энциклопедии. |
Коммуникативные: -выражают собственное мнение о картине Регулятивные: -договариваются, находят общее решение при работе в группе. Личностные: -уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные: смысловое чтение текстов различных стилей и жанров. Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации. Личностные: Умеют образно воспринимать, определять своё отношение к художественным явлениям деятельности; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками |
||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Обратите внимание на детали картины «Водоём» -Кто изображён на первом плане? -Действительно так. На картине изображены сестра художника и его невеста в парке его любимой усадьбы. Как вы думаете, какое у них настроение? -Опишите их позу, одежду. -Верно. Их изображения проникнуты светлой грустью, нежностью. Их позы показывают оцепенение. Кружевные тонкие накидки придают фигурам изящество. -Проанализируем средства изобразительного языка, которые помогают передать состояние задумчивости, созерцательности. Заполните таблицу. - Проверяем результат вашей групповой работы. 10 + =5; 9,8+=4; 7,6,5+=3 -Какие средства выразительности показывают задумчивость, созерцательности. В живописи есть тоже понятие ритм - это повторы одинаковых линий, цветовых пятен. Найдите эти повторы в картине. -Действительно, в картине ритмично переплетаются различные элементы. Что же главное в картине образы природы или образы женщин? -Мне кажется, что последнее высказывание очень точное. Ведь если бы не было в картине женских образов, то вряд ли мы смогли ощутить настроение картины. |
Учащиеся отвечают на вопросы. -Две женщины. Одна из них стоит, другая сидит… Они находятся у пруда или озера. -Они мечтают, может о чём-то грустят, что-то вспоминают. -Обе женщины как будто замерли, их фигуры неподвижны. Одежда украшена кружевами, какая-то лёгкость ощущается, хрупкость. Учащиеся в группе заполняют таблицу:
Учащиеся озвучивают ответы. Сравниваем с ответами на доске. Выставляем оценки в оценочный лист (см. приложение) Доказывают: понятие ритм в картине -округлые линии в складках платья сидящей девушки… округлые очертания облаков, а так же линии камей не берегу, форма листвы, проблески между листвой, отражение стволов деревьев. -Главное природа. - Нет, главные образы – образы женщин. -А по-моему, они связаны.
|
Учащиеся анализируют детали картины Научатся определять жизненную основу художественный произведений Анализируют средства выразительности в картине. Научатся анализировать средства изобразительности в художественных произведениях. Научатся выделять в картинах ритм, форму, линии. Узнают, в каких деталях картины заложен ритм.
Учащиеся доказывают, что и природа и люди в картине единое целое.
|
Коммуникативные: - выслушивают мнения и идеи одноклассников; -формируют собственное мнение и позицию; Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении; контролируют свои действия в коллективной работе и понимание важности их правильного выполнения; Личностные: -готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения Личностные: -выставляют оценки за первый этап работы в оценочные листы. Коммуникативные: -выслушивают мнения и идеи одноклассников; -формируют собственное мнение и позицию. |
||||||||||||||
Первичное закрепление |
Какая главная идея картины Виктора Борисова-Мусатова? |
-Именно природа помогает человеку погрузиться в раздумья над смыслом жизни, тихо, без суеты поразмыслить над вопросами бытия, задуматься о жизненно важных вопросах, тихо погрустить, а может просто наслаждаться тишиной природы. |
Научатся делать вывод на основе полученных знаний |
Личностные: -отражают эмоциональное отношение к искусству в процессе анализа художественного произведения |
||||||||||||||
Включение новых знаний в систему знаний и повторение Обобщение. Подготовка к слушанию музыки |
-Какие ещё произведения искусства обращаются к образам природы и образам человека в природе. -Верно, молодцы. Настроение этой картины хочется сравнить и с поэзией, и с музыкой. В творчестве поэтов Константина Бальмонта и Фёдора Тютчева есть произведения о природе, и об отношении человека к природе. Короткие биографические справки о творчестве этих поэтах подготовят (по желанию детей)…. используя литературный справочник. - У вас на парте карточки со стихами этих поэтов. Но все четверостишия перепутаны. Составьте стихи по смыслу и содержанию. - Заслушаем ребят. -Спасибо, молодцы. Выберите стихотворение, которое бы по своей идее, было созвучно с картиной В. Борисова-Мусатова «Водоём». -Правильно, вы выбрали стихотворение К.Бальмонта. Какое название вы бы дали этому стихотворению? Это стихотворение называется «Островок» Кто может прочитать выразительно? -Что объединяет эти произведения? -Перед вами мелодии двух романсов С.В.Рахманинова. Послушайте обе. Во время слушания, продирижируйте. Какую бы выбрали для этих стихов? -Чем эта мелодия подходит? Споём по нотам. -Вы правильно обратили внимание на повторяющийся звук «ре». -Посмотрите в ноты, здесь даны два варианта аккомпанемента. Какой, по-вашему, может подойти к этой мелодии? Почему не второй вариант? -Да вы всё внимательно рассмотрели и правильно ответили. Настало время слушания. -Послушаем романс в записи. Проследите за развитием стихотворного текста и обоснуйте трактовку музыки С.В.Рахманинова. -Понравилось вам исполнение? - Мелодия каждого четверостишия была одинаковой или разной? Давайте проанализируем. Учитель играет фрагменты с подголосками, подтверждая слова учащихся (если учащиеся не услышали самостоятельно, то методом сравнения учитель играет аккомпанемент 1-го и 2-го четверостишия и анализирует). -Зачем С.В.Рахманинов сочинил мелодию романса в высоком регистре, а в аккомпанементе мы слышим нисходящие звуки в низком регистре? -Какую атмосферу несёт нам музыка и живопись этих произведений? Чему учат нас эти произведения? - Послушаем ещё раз? Про музыку С.В.Рахманинова писатель Максим Горький сказал про Рахманинова: «Как он хорошо слышит тишину!» А мы сможем её услышать (Звучит романс в исполнении И.С.Козловского). Какое исполнение понравилось больше? Получилось услышать тишину? - У вас ещё есть один текст- это стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды». Послушаем сочинение С.В. Рахманинова. Каждая группа получает задание на выбор и после прослушивания обсуждает и защищает свои вопросы: 1.Найдите эпитеты к музыке этого романса из Словаря эмоционально-образного содержания музыки. 2. О чём рассказывает эта музыка? 3. Сочините синквейн на это произведение? 4. Что необычного в сюжете? 5. Какое свойство отличает эти два произведения? 6. Какова основная идея произведения? 7. Что вы можете сказать об исполнителях? Состав. 8. Что вы представили, слушая музыку? Звучит романс «Весенние воды» в исполнении детского хора. - Какие чувства вызвала музыка? Вам понравилось? А теперь каждая группа защищает свой ответ. Послушаем романс «Весенние воды» ещё раз и заполним таблицу. Заполните каждый самостоятельно таблицу со средствами музыкальной выразительности, анализируя романс «Весенние воды». Проверьте ответы друг у друга. Слушаем ответы учащихся, голосуем. За 10-9=5, 8-7=4,6-5=3 |
-Музыка, литература. Работают со справочной литературой. Учащиеся составляют стихотворение из четверостиший. Выступление учащихся с короткими сообщениями о творчестве поэтов.
Учащиеся высказывают свои предположения. Из моря смотрит островок, Его зелёные уклоны Украсил трав густых венок, Фиалки, анемоны. Над ним сплетаются листы, Вокруг него чуть плещут волны. Деревья грустны, как мечты, Как статуи, безмолвны. Здесь еле дышит ветерок, Сюда гроза не долетает, И безмятежный островок Всё дремлет, засыпает. Учащиеся делают обобщение, сравнивая картину «Водоём» и Стихотворение «Островок». Высказывают свои предположения названия, аргументируя ответы. -Мечтательность, спокойствие природы, тихая грусть. Слушают, анализируют, сопоставляют со стихами К.Бальмонта. -Мелодия более спокойная, плавная, длительности ровные. Исполнение по нотам. -Повтор звука выражает покой, тихую грусть, как в картине. Паузы усиливают настроение глубокой печали. -Плавно, протяжно, певуче; все звуки движутся без скачков, в небольшом диапазоне. Звуки движутся в равномерном ритме. Учащиеся аргументируют: Движение шестнадцатых нот, темп быстрый, звуки стремительно поднимаются до высокого регистра и опускаются вниз. Слушают романс в исполнении детского хора. Высказывают своё мнение. Анализируют мелодию. -В первых двух четверостишиях мелодия была одинаковая, композитор сохранил мелодию, но аккомпанемент был разный. Во втором четверостишии в аккомпанементе появились подголоски.
-Чтобы слушатель ощутил неподвижность воздуха, звенящую тишину. -Видеть в природе красоту, учиться ею любоваться. -Природа приглашает с ней поговорить о любви, красоте, о своих мечтах. -Человек в такой красоте может отдохнуть от суеты, подумать о смысле жизни, побыть наедине с самим собой. Ответы учащихся. Ещё в полях белеет снег, Защита ответов.
|
Научатся работать с информационными источниками, извлекать необходимую информацию. Научатся воспринимать стихотворное произведение Научатся слушать и анализировать мелодии романсов, дирижировать и предавать движениями рук характер мелодии. Научатся исполнять незнакомые мелодии по нотам. Научатся давать характеристику мелодии, петь мелодию с ориентацией на нотную запись. Научатся анализировать произведения только по нотным текстам, различая длительности нот. Научатся и слушать, воспринимать и понимать музыку разных жанров, сопоставляя характер музыки и текста. Научатся сравнивать, сопоставлять, понимать замысел композитора. Научатся делать обобщение на основе полученных знаний. Научатся определять жизненную основу музыкального произведения понимать выразительные возможности голоса и инструмента. Научатся работать со словарём эмоционально- образного содержания музыки, определять исполнительский состав, сопоставлять и сравнивать, формулировать основную идею произведения. Научатся выражать свои чувства к музыке, анализировать средства музыкальной выразительности. |
Познавательные: -осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал. Метапредметные: смысловое чтение текста стихотворения Метапредметные: выразительное прочтение стихотворения. Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействии, вести диалог. Познавательные: -передавать свои впечатления об услышанной мелодии. Регулятивные: -выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Личностные: Выражать эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения. Регулятивные: -выполнять учебные действия, ставя задачи, определяя этапы выполнения заданий. Личностные: -проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение. Познавательные: -сравнивать музыкальные и художественные образы, музыкальные фразы, аккомпанемент, штрихи музыки. Личностные: Выражать своё эмоциональное отношение к искусству и по окончанию слушания произведения. Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействии, вести диалог. Познавательные: - самостоятельно осуществлять поиск решения заданных вопросов. Коммуникативные: -формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: -научатся понимать чувства других людей. |
||||||||||||||
Подведение итогов по теме урока |
Вы послушали два романса. Теперь определитесь, какой романс вы бы предложили, послушать своим родителям. И составьте коллаж в соответствии с идеей выбранного романса. Эпиграфом к вашей работе будут слова: «Ты открой мне, природа, объятья свои, чтоб я слился с природой твоей. И.Бунин. Вспомним песни, которые раскрывают идею произведений В.Борисова-Мусатова, Ф.Тютчева, С.В.Рахманинова. Какие бы песни могли дополнить наш эпиграф. «Моя Россия» Струве, «Рассвет-чародей» Шаинского. «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, «Родная песенка» Чичкова. |
Учащиеся выполняют коллаж. Исполнение песен по желанию учащихся по группам. |
Проявлять творческую фантазию на заданную тему Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность - пение |
Личностные: выставляем оценку в таблицу. Регулятивные: -выполняют творческие задания по заданным правилам; - формируют замысел и реализуют его в исполнении. Личностные: -выражать эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения. Регулятивные: -выполняют учебные действия в качестве слушателя. |
||||||||||||||
Рефлексия |
Возвращаемся к игре «Веришь ли ты?» У кого совпали ответы с ответами в ходе урока? Подводим итоги урока: -Что может объединять музыку и живопись? Почему есть выражение «Музыкальная живопись и живописная музыка»? Почему люди искусства обращались и обращаются к теме природы? Подведите итога в листе самооценки. Кто на уроке почувствовал , что ему было интересно – приклейте красную нотку, у кого менялся настрой на уроке – синюю, кому было не интересно – зелёную. |
Учащиеся отвечают. Учащиеся выставляют оценки. Учащиеся выставляют эмоциональные оценки на доску. |
Личностные: оцениваем исполнение песни, выводят общий итог урока, выражают эмоциональной эмблемой своё отношение к теме урока |
|||||||||||||||
Домашнее задание |
Задание по выбору: 1.На сайте Musicovere.com найти музыку, созвучную с творческим заданием, которую выполнила группа. 2.Нарисуйте свою картину природы, любимый уголок в любимое время года и подберите музыку. и подобрать музыку. 4. Сочините синквейн к понравившемуся романсу. До свидания, ребята! Хорошего дня! |
Учащиеся записывают задание Учащиеся выставляют в дневник оценки, подходят к учителю |