Фронтальное логопедическое занятие «Наши пернатые друзья»
Фронтальное логопедическое занятие «Наши пернатые друзья»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
- активизировать словарь детей глаголами, прилагательными;
- упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Закрепить накопленные представления детей о птицах, соединяя конкретныеэкологические знания в определенные связи и зависимости.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям; формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие.
Оборудование: карточки с изображениями перелетных и зимующих птиц:
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Доброе утро ребята! Давайте мы с вами вспомним, о каком времени года мы с вами говорили на предыдущих занятиях. Правильно, мы беседовали с вами об осени. С наступлением холодов осенью меняется и жизнь птиц. Вот как об этом написано в стихотворении:
Скоро белые метели снег поднимут от земли.
Улетели, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет – улетает, улетел.
О каких птицах написано в стихотворении? (О перелетных).
- Почему мы так их называем?
- Перелетные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края.
- Почему птицы улетают?
- Птицы питаются насекомыми, многие из которых в конце лета пропадают. Водоплавающие птицы улетают, когда замерзают реки и озера.
- Но улетают не все птицы, есть и те, которые остаются с нами. Как называются такие птицы? (Зимующие)
- Почему они так называются? (Они зимуют в наших краях)
- Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях – птицах.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для мышц шеи.
- Дети, давайте покажем, как спит сова:
Упражнение «Сонная сова» (Опустить голову вниз, почувствовать напряжение мышц шеи сзади).
Упражнение «Сова проснулась» (Повороты головы влево-вправо).
Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц
«Голодные птенчики» - максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу» (сглатывание слюны).
Упражнения для щек и губ
- давайте вместе вспомним части тела птиц:
«Голова» - надуваем щеки
«Клюв» Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
«Крылья» - упражнение «Качели»
«Птичий хвост» - упражнение «Змейка»
«Птенчики ждут пищу» Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
«Дятел»
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
«Любопытная Сорока» - упражнение «Часики»
3.Беседа по теме занятия.
Перелётные птицы улетают в теплые края, так как им не хватает корма. Они питаются разными насекомыми, которых в холодное время года нет. Вот и стремятся птицы туда, где много насекомых. Весной возвращаются обратно.
Зимующие птицы остаются с нами зимовать, так как питаются ягодами, семенами, но мы должны заботиться о них и подкармливать.
К перелётным птицам относятся: ласточки, стрижи, иволги, кукушки, гуси, утки, лебеди, цапли, скворцы, грачи, зяблики, журавли, трясогузки, аисты, жаворонки, дрозды, малиновки, соловьи
Зимующие птицы: сорока, дятел, воробей, синица, галка, ворона, чиж, глухарь, снегирь, дрозд, голубь, тетерев, клест, сова.
4. Упражнение «Угадай птиц по тени».
5. Дидактическая игра « Назови ласково».
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова, утка, галка, снегирь, кукушка, журавлик.
6.Игра «Чей? Чья? Чье?»(образование притяжательных прилагательных.)
Голова совы (совиная голова)
Клюв вороны (вороний клюв)
Крылья снегиря (снегириные крылья)
Хвост воробья (воробьиный хвост)
Глаза голубя (голубиные глаза)
7. Игра «Скажи наоборот»
- Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего, они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)
У синицы хвост короткий, а у сороки…
Воробей маленький, а ворона…
Голубь тяжёлый, а воробей…
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
8.Дидактическая игра «У кого что»
У человека дети, а у птицы - … птенцы.
У человека нос, а у птицы - … клюв.
У человека волосы, а у птиц - … перья.
У человека руки, а у птиц - …крылья.
У человека дом, а у птицы - … гнездо.
9.Физкультминутка «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели,
И на место сели (улетают», садятся)
10. Игра на составление сложных слов
У синицы желтая грудка, она – желтогрудая.
У лебедя белые крылья. Он белокрылый.
У снегиря красная грудка, он красногрудый.
У грача черные крылья, он чернокрылый.
У сороки белые бока, она белобокая.
У дятла острый клюв. Он остроклювый.
У ласточки длинный хвост, она длиннохвостая.
11. Д/и «Кто как голос подаёт?»
«Гусь - …гогочет», а ребенок продолжает: «А гуси …гогочут»
Утка - …крякает, утки …крякают;
Журавль - …курлычет, журавли… курлычут;
Ласточка – …щебечет, ласточки…щебечут;
Соловей -..поёт, соловьи -…поют;
Иволга – свистит, иволги… свистят.
12. Д/и «Исправь ошибку»
Червяк клевал скворца.
Песня спела соловья.
Мохнатая гусеница съела кукушку.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети сделали для аистов скворечники.
Птенцы высиживают яйца.
Тело птицы покрыто шерстью.
Птенцы строят гнёзда.
Скворец живёт в будке.
13. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!