Логопедическое занятие «Состав слова. Приставки» (3 класс)

5
2
Материал опубликован 3 May 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Логопедическое занятие в 3 классе.

Тема: Состав слова. Приставка.

Цель: закрепить знания детей о приставках, их значении и написании в словах, учить детей образовывать относительные прилагательные; развивать умение словообразования и словоизменения, умение работать с антонимами, развивать внимание, слуховую память, логическое мышление, развивать связную речь, расширение словарного запаса; воспитывать самоконтроль, коллективизм, трудолюбие, любовь к русскому языку, бережное отношение к домашним животным и их детенышам.

Оборудование: карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши, интерактивная доска, компьютер, презентация «Состав слова. Приставки», "Домашние животные и их детеныши".

Ход занятия:

I. Орг. момент.

II. Повторение пройденного материала.

Запись на интерактивной доске:

- Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Полёт, выходка, озеленять, заморозки, убежал, отмерить.

Логопед: Что такое корень?

- Корень - это самая главная часть слова.

Логопед: Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?

- Приставка.

III. Изучение нового материала

1. Дидактическая игра "Ромашка".

Логопед: Прочитайте слова. Какие это слова?

- Однокоренные, родственные.

Логопед: А почему они так называются?

- Эти слова произошли от одного корня. Однокоренные или родственные слова имеют одинаковый корень и сходны по значению.

Логопед: Чем отличаются эти слова? (выделяются приставки)

- У них разные приставки.

/data/files/n1575889828.png (0x0) /data/files/n1575889832.png (0x0)

2. Запись числа, темы занятия.

3. Работа со стихотворением.

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

Ведь при помощи приставки

Образуются слова.

Логопед: Прочитайте вслух стихотворение. Где стоит приставка в словах? Как пишется приставка в словах? Для чего нужна приставка?

4. Сказка о приставках.

Логопед: А вы знаете, почему приставки пишутся со словами слитно? Нет? Тогда послушайте сказку о приставках. Попробуйте сформулировать правило о приставках самостоятельно.

Сказка о приставках.

В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным - давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила.

Однажды Слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели Слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь заблудившимся путникам. Звери позвали девочку Приставку.

На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их Словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но Слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Смотрит Приставка, а многие Слова за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА.

С тех пор прошло много времени , со временем Слова научились примерять к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.

- Вывод: приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Каждая приставка несет смысловую нагрузку. Приставки со словами пишутся слитно.

5. Роль приставки в словообразовании. Смысловая нагрузка приставок. Графическое выделение приставок.

Задание 1. Логопед: На интерактивной доске и на карточках слова. Выписать в тетрадь в 1-й столбик слова, обозначающие удаление, а во 2-й столбик - слова, обозначающие приближение. Обозначить приставки. Сделать вывод.

На доске и карточках: убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь, улететь.

1. Убежать 2. Прибежать

отъехать подъехать

отойти подойти

угнать пригнать

улететь прилететь

- Вывод: в зависимости от того какая приставка стоит перед корнем изменяется смысл слова.

- Приставки у - , от - , ото - имеют значение удаления;

при - , под - , подо - имеют значение приближения.

Задание 2. Логопед: Записать слова без приставок (слова на доске и на карточках).

Потерял, высмотрел, застучал, покрасили, прилетели, посидел, просушили, поспать, отдать

IV. Физкультминутка "Буратино" (текст на доске).

Буратино подтянулся

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


 

Задание 3. Логопед: Подобрать к данным словам однокоренные глаголы с противоположным значением. Выделить приставку (устно).

На доске:

развернуть - завернуть,

вылетел - залетел,

завязать - развязать,

вбежал - убежал,

утащил - притащил,

принес- унес,

разлепить - слепить,

внести - унести,

въехать - уехать,

вскочить - отскочить.

Задание 4. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных (устно).

Логопед: Замените каждое словосочетание словом с приставкой. Образец: час перед рассветом - предрассветный час.

часы на стене - ...

повязка на руке - ...

переход под землей - ...

камни под водой - ...

совет без пользы - ...

жители под водой - ...

календарь на столе - ...

Задание 5. Логопед: Подобрать нужную приставку в словосочетание. Составить предложение с каждым словосочетанием (устно).

На доске:

___бежать в комнату,

____ставить стул,

___плыть до берега,

___писать письмо,

___колоть орех,

___вязать рану.

Задание 6. Работа на уровне текста.

Логопед: Прочитать текст. Откуда этот отрывок? Назовите автора этой сказки?

На доске и на карточках:

Бедняжка совсем (...) мерзла. Она (...) шла к норке старой полевой мыши. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и (...) просила дать ей хоть кусочек зёрнышка. Мышь (...) решила ей (...) пуститься в норку, (...) греться и (...) есть.

Логопед: Списать текст, вставляя приставки, подходящие по смыслу (самостоятельная работа, проверка).

V. Лексическая тема "Домашние животные и птицы, их детеныши".

Логопед: Игра "Кто у кого?" Для этого вам нужно вспомнить детенышей домашних детенышей.

На итерактивной доске дается презентация "Домашние животные и их детеныши".

Корова - телята, лошадь - жеребята, свинья - поросята, овца - ягнята, коза - козлята, собака - щенята, кошка - котята, кролики - крольчата.

Логопед: Почему эти животные называются "домашними"? Какую пользу приносят домашние животные человеку? Как человек заботится о домашних животных и их детёнышах?

VI. Итог занятия и оценка работы детей.

- Какая часть слова образует новые слова?

- Приставка.

- Что называют приставками?

- Часть слова, стоит перед корнем.

- Какие приставки вы запомнили?

- За-, по-, вы-, при-, пере-, у-, с-, от-, до-, на-, под-, в-, со-.

- Что вам сегодня понравилось на занятии?

Лесенка успеха.

Логопед: Ребята, а сейчас нарисуйте у себя в тетради лесенку успеха. Теперь сами оцените успешность выполнения всех заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человека - себя. Если вы считаете, что были внимательными, старательными и поэтому выполнили все задания без ошибок, то рисуйте человечка (себя) на верхней ступеньке.

/data/files/i1575889836.png (0x0)

Логопед: Спасибо! Занятие закончено! До свидания!
Состав слова. Приставки.
PPT / 313.5 Кб

Домашние животные и их детеныши.
PPS / 232 Кб

Предварительный просмотр презентации

Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Полёт, выходка, озеленять, заморозки, убежал, отмерить.

"Ромашка" ход в за по вы при от

Состав слова. Приставки.

шёл у пере на при за по

Перед корнем есть приставка Слитно пишется она. Ведь при помощи приставки Образуются слова.

Задание 1. Убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь, улететь.

Проверка: 1. Убежать 2. Прибежать отъехать подъехать отойти подойти угнать пригнать улететь прилететь

Задание 2. Списать слова, выделить корень и приставку вывоз, забег, уход, пожар, привал, перепляс, перезвон, отвар, подкоп, закат.

Физкультминутка "Буратино" Буратино подтянулся Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

Задание 3. развернуть - вылетел - завязать - вбежал - утащил - принёс - разлепить - внести - въехать - вскочить - завернуть прилетел развязать выбежал притащил унёс слепить вынести выехать отскочить

Задание 4. Записать слова без приставок Потерял, высмотрел, застучал, покрасили, прилетели, посидел, просушили, поспать, отдать.

Задание 5. ___бежать в комнату, ___ставить стул, ___брать грибов, ___писать письмо, ___колоть орех, ___вязать рану. за по на на рас за

Задание 6. Бедняжка совсем (...)мерзла. Она (...)шла к норке старой полевой мыши. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и (...)просила дать ей хоть кусочек зёрнышка. Мышь (...)решила ей (...)пуститься в норку, (...)греться и (...)есть.

Проверка: Бедняжка совсем замерзла. Она пошла к норке старой полевой мыши. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила дать ей хоть кусочек зёрнышка. Мышь разрешила ей спуститься в норку, погреться и поесть.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, интересно, замечательная подборка заданий

25 July 2017

Спасибо!

4 October 2017