Логопедическое занятие «Состав слова. Приставки» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Логопедическое занятие в 3 классе.
Тема: Состав слова. Приставка.
Цель: закрепить знания детей о приставках, их значении и написании в словах, учить детей образовывать относительные прилагательные; развивать умение словообразования и словоизменения, умение работать с антонимами, развивать внимание, слуховую память, логическое мышление, развивать связную речь, расширение словарного запаса; воспитывать самоконтроль, коллективизм, трудолюбие, любовь к русскому языку, бережное отношение к домашним животным и их детенышам.
Оборудование: карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши, интерактивная доска, компьютер, презентация «Состав слова. Приставки», "Домашние животные и их детеныши".
Ход занятия:
I. Орг. момент.
II. Повторение пройденного материала.
Запись на интерактивной доске:
- Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Полёт, выходка, озеленять, заморозки, убежал, отмерить.
Логопед: Что такое корень?
- Корень - это самая главная часть слова.
Логопед: Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
- Приставка.
III. Изучение нового материала
1. Дидактическая игра "Ромашка".
Логопед: Прочитайте слова. Какие это слова?
- Однокоренные, родственные.
Логопед: А почему они так называются?
- Эти слова произошли от одного корня. Однокоренные или родственные слова имеют одинаковый корень и сходны по значению.
Логопед: Чем отличаются эти слова? (выделяются приставки)
- У них разные приставки.
/data/files/n1575889828.png (0x0) /data/files/n1575889832.png (0x0)
2. Запись числа, темы занятия.
3. Работа со стихотворением.
Перед корнем есть приставка
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
Логопед: Прочитайте вслух стихотворение. Где стоит приставка в словах? Как пишется приставка в словах? Для чего нужна приставка?
4. Сказка о приставках.
Логопед: А вы знаете, почему приставки пишутся со словами слитно? Нет? Тогда послушайте сказку о приставках. Попробуйте сформулировать правило о приставках самостоятельно.
Сказка о приставках.
В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным - давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила.
Однажды Слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели Слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь заблудившимся путникам. Звери позвали девочку Приставку.
На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их Словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но Слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Смотрит Приставка, а многие Слова за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА.
С тех пор прошло много времени , со временем Слова научились примерять к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.
- Вывод: приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Каждая приставка несет смысловую нагрузку. Приставки со словами пишутся слитно.
5. Роль приставки в словообразовании. Смысловая нагрузка приставок. Графическое выделение приставок.
Задание 1. Логопед: На интерактивной доске и на карточках слова. Выписать в тетрадь в 1-й столбик слова, обозначающие удаление, а во 2-й столбик - слова, обозначающие приближение. Обозначить приставки. Сделать вывод.
На доске и карточках: убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь, улететь.
1. Убежать 2. Прибежать
отъехать подъехать
отойти подойти
угнать пригнать
улететь прилететь
- Вывод: в зависимости от того какая приставка стоит перед корнем изменяется смысл слова.
- Приставки у - , от - , ото - имеют значение удаления;
при - , под - , подо - имеют значение приближения.
Задание 2. Логопед: Записать слова без приставок (слова на доске и на карточках).
Потерял, высмотрел, застучал, покрасили, прилетели, посидел, просушили, поспать, отдать
IV. Физкультминутка "Буратино" (текст на доске).
Буратино подтянулся
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Задание 3. Логопед: Подобрать к данным словам однокоренные глаголы с противоположным значением. Выделить приставку (устно).
На доске:
развернуть - завернуть,
вылетел - залетел,
завязать - развязать,
вбежал - убежал,
утащил - притащил,
принес- унес,
разлепить - слепить,
внести - унести,
въехать - уехать,
вскочить - отскочить.
Задание 4. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных (устно).
Логопед: Замените каждое словосочетание словом с приставкой. Образец: час перед рассветом - предрассветный час.
часы на стене - ...
повязка на руке - ...
переход под землей - ...
камни под водой - ...
совет без пользы - ...
жители под водой - ...
календарь на столе - ...
Задание 5. Логопед: Подобрать нужную приставку в словосочетание. Составить предложение с каждым словосочетанием (устно).
На доске:
___бежать в комнату,
____ставить стул,
___плыть до берега,
___писать письмо,
___колоть орех,
___вязать рану.
Задание 6. Работа на уровне текста.
Логопед: Прочитать текст. Откуда этот отрывок? Назовите автора этой сказки?
На доске и на карточках:
Бедняжка совсем (...) мерзла. Она (...) шла к норке старой полевой мыши. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и (...) просила дать ей хоть кусочек зёрнышка. Мышь (...) решила ей (...) пуститься в норку, (...) греться и (...) есть.
Логопед: Списать текст, вставляя приставки, подходящие по смыслу (самостоятельная работа, проверка).
V. Лексическая тема "Домашние животные и птицы, их детеныши".
Логопед: Игра "Кто у кого?" Для этого вам нужно вспомнить детенышей домашних детенышей.
На итерактивной доске дается презентация "Домашние животные и их детеныши".
Корова - телята, лошадь - жеребята, свинья - поросята, овца - ягнята, коза - козлята, собака - щенята, кошка - котята, кролики - крольчата.
Логопед: Почему эти животные называются "домашними"? Какую пользу приносят домашние животные человеку? Как человек заботится о домашних животных и их детёнышах?
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
- Какая часть слова образует новые слова?
- Приставка.
- Что называют приставками?
- Часть слова, стоит перед корнем.
- Какие приставки вы запомнили?
- За-, по-, вы-, при-, пере-, у-, с-, от-, до-, на-, под-, в-, со-.
- Что вам сегодня понравилось на занятии?
Лесенка успеха.
Логопед: Ребята, а сейчас нарисуйте у себя в тетради лесенку успеха. Теперь сами оцените успешность выполнения всех заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человека - себя. Если вы считаете, что были внимательными, старательными и поэтому выполнили все задания без ошибок, то рисуйте человечка (себя) на верхней ступеньке.
/data/files/i1575889836.png (0x0)
Логопед: Спасибо! Занятие закончено! До свидания!
Состав слова. Приставки.
PPT / 313.5 Кб
Домашние животные и их детеныши.
PPS / 232 Кб
Веснина Ирина
Гайтанова Ляйсан