12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гайтанова Ляйсан140
Россия, Башкирская респ., Нуримановский район
5

Логопедическое занятие «Состав слова. Приставки» (3 класс)



Логопедическое занятие в 3 классе.

Тема: Состав слова. Приставка.

Цель: закрепить знания детей о приставках, их значении и написании в словах, учить детей образовывать относительные прилагательные; развивать умение словообразования и словоизменения, умение работать с антонимами, развивать внимание, слуховую память, логическое мышление, развивать связную речь, расширение словарного запаса; воспитывать самоконтроль, коллективизм, трудолюбие, любовь к русскому языку, бережное отношение к домашним животным и их детенышам.

Оборудование: карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши, интерактивная доска, компьютер, презентация «Состав слова. Приставки», "Домашние животные и их детеныши".

Ход занятия:

I. Орг. момент.

II. Повторение пройденного материала.

Запись на интерактивной доске:

- Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Полёт, выходка, озеленять, заморозки, убежал, отмерить.

Логопед: Что такое корень?

- Корень - это самая главная часть слова.

Логопед: Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?

- Приставка.

III. Изучение нового материала

1. Дидактическая игра "Ромашка".

Логопед: Прочитайте слова. Какие это слова?

- Однокоренные, родственные.

Логопед: А почему они так называются?

- Эти слова произошли от одного корня. Однокоренные или родственные слова имеют одинаковый корень и сходны по значению.

Логопед: Чем отличаются эти слова? (выделяются приставки)

- У них разные приставки.

/data/files/n1575889828.png (0x0) /data/files/n1575889832.png (0x0)

2. Запись числа, темы занятия.

3. Работа со стихотворением.

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

Ведь при помощи приставки

Образуются слова.

Логопед: Прочитайте вслух стихотворение. Где стоит приставка в словах? Как пишется приставка в словах? Для чего нужна приставка?

4. Сказка о приставках.

Логопед: А вы знаете, почему приставки пишутся со словами слитно? Нет? Тогда послушайте сказку о приставках. Попробуйте сформулировать правило о приставках самостоятельно.

Сказка о приставках.

В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным - давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила.

Однажды Слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели Слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь заблудившимся путникам. Звери позвали девочку Приставку.

На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их Словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но Слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Смотрит Приставка, а многие Слова за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА.

С тех пор прошло много времени , со временем Слова научились примерять к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.

- Вывод: приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Каждая приставка несет смысловую нагрузку. Приставки со словами пишутся слитно.

5. Роль приставки в словообразовании. Смысловая нагрузка приставок. Графическое выделение приставок.

Задание 1. Логопед: На интерактивной доске и на карточках слова. Выписать в тетрадь в 1-й столбик слова, обозначающие удаление, а во 2-й столбик - слова, обозначающие приближение. Обозначить приставки. Сделать вывод.

На доске и карточках: убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь, улететь.

1. Убежать 2. Прибежать

отъехать подъехать

отойти подойти

угнать пригнать

улететь прилететь

- Вывод: в зависимости от того какая приставка стоит перед корнем изменяется смысл слова.

- Приставки у - , от - , ото - имеют значение удаления;

при - , под - , подо - имеют значение приближения.

Задание 2. Логопед: Записать слова без приставок (слова на доске и на карточках).

Потерял, высмотрел, застучал, покрасили, прилетели, посидел, просушили, поспать, отдать

IV. Физкультминутка "Буратино" (текст на доске).

Буратино подтянулся

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


 

Задание 3. Логопед: Подобрать к данным словам однокоренные глаголы с противоположным значением. Выделить приставку (устно).

На доске:

развернуть - завернуть,

вылетел - залетел,

завязать - развязать,

вбежал - убежал,

утащил - притащил,

принес- унес,

разлепить - слепить,

внести - унести,

въехать - уехать,

вскочить - отскочить.

Задание 4. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных (устно).

Логопед: Замените каждое словосочетание словом с приставкой. Образец: час перед рассветом - предрассветный час.

часы на стене - ...

повязка на руке - ...

переход под землей - ...

камни под водой - ...

совет без пользы - ...

жители под водой - ...

календарь на столе - ...

Задание 5. Логопед: Подобрать нужную приставку в словосочетание. Составить предложение с каждым словосочетанием (устно).

На доске:

___бежать в комнату,

____ставить стул,

___плыть до берега,

___писать письмо,

___колоть орех,

___вязать рану.

Задание 6. Работа на уровне текста.

Логопед: Прочитать текст. Откуда этот отрывок? Назовите автора этой сказки?

На доске и на карточках:

Бедняжка совсем (...) мерзла. Она (...) шла к норке старой полевой мыши. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и (...) просила дать ей хоть кусочек зёрнышка. Мышь (...) решила ей (...) пуститься в норку, (...) греться и (...) есть.

Логопед: Списать текст, вставляя приставки, подходящие по смыслу (самостоятельная работа, проверка).

V. Лексическая тема "Домашние животные и птицы, их детеныши".

Логопед: Игра "Кто у кого?" Для этого вам нужно вспомнить детенышей домашних детенышей.

На итерактивной доске дается презентация "Домашние животные и их детеныши".

Корова - телята, лошадь - жеребята, свинья - поросята, овца - ягнята, коза - козлята, собака - щенята, кошка - котята, кролики - крольчата.

Логопед: Почему эти животные называются "домашними"? Какую пользу приносят домашние животные человеку? Как человек заботится о домашних животных и их детёнышах?

VI. Итог занятия и оценка работы детей.

- Какая часть слова образует новые слова?

- Приставка.

- Что называют приставками?

- Часть слова, стоит перед корнем.

- Какие приставки вы запомнили?

- За-, по-, вы-, при-, пере-, у-, с-, от-, до-, на-, под-, в-, со-.

- Что вам сегодня понравилось на занятии?

Лесенка успеха.

Логопед: Ребята, а сейчас нарисуйте у себя в тетради лесенку успеха. Теперь сами оцените успешность выполнения всех заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человека - себя. Если вы считаете, что были внимательными, старательными и поэтому выполнили все задания без ошибок, то рисуйте человечка (себя) на верхней ступеньке.

/data/files/i1575889836.png (0x0)

Логопед: Спасибо! Занятие закончено! До свидания!
Состав слова. Приставки.
PPT / 313.5 Кб

Домашние животные и их детеныши.
PPS / 232 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Веснина Ирина, 25.07.17 в 14:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересно, замечательная подборка заданий
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.