Функциональная грамотность младших школьников:понятие, виды, значение.
Выступление на педагогическом совете школы на тему:
«Функциональная грамотность младших школьников:
понятие, виды и значение»
Послушайте китайскую притчу: «Чайная церемония и ученики». (Слайды 1-12)
Однажды учитель сказал своим ученикам: « Сегодня вам предстоит изучить обряд чайной церемонии», - и дал им свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушёл в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- Вот, что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову, это значит, прополощи чайник кипятком»,- с гордостью сказал первый ученик.
-Ботхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник,- добавил второй.
- Струя греет чайник,- это значит, кипящей водой залей чайник,- подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю о тонкостях чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим,- похвалил учитель последнего ученика. Ты порадовал меня вкусным чаем и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочёл, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил,- заметил кто- то. Дела всегда говорят громче, чем слова,- ответил учитель.
(Слайд 12) Мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; обучение в сотрудничестве дает также положительные результаты; а умение применять знания в жизни - это то самое главное, чему мы должны учить детей. Так вот, притча «Чайная церемония»- о знаниях и применении их на деле, это и есть функциональная грамотность.
Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы? (Слайд 13)
Актуальность темы обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума.
Социальная функция образования — передача из поколения в поколение опыта
человечества (знаний, умений, общественных идей, культуры поведения и взаимоотношений, сохраняемого на протяжении всей истории государств и обществ. Но
культура общества развивается, и, конечно, информация, которую получают дети,
значительно расширяется. Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Ребенок основной объем информации получает в школе с помощью учителя.
(Слайд 14) Все мы понимаем: от того, как состоится ребенок на каждом этапе своего развития, зависит не только его будущая индивидуальная судьба, но и культура общества, его
жизненность, уровень цивилизованности. Отсюда важнейшая задача системы образования
— сформировать готовность жить в постоянно изменяющейся природной и социальной
среде, т. е. обладать знаниями, умениями, способностями; найти свое место в современной
жизни, которое гармонично отражало бы две важнейшие идеи — принятие индивидом
общества и принятие обществом индивида.
(Слайд 15) Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда, 65 лет назад,
функциональная грамотность понималась, как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Применялось понятие в основном к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. Функциональная грамотность- это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Отличительными особенностями характеристики понятия назывались направленность на решение бытовых проблем и возможность решения стереотипных задач; основой грамотности считался базовый уровень навыков чтения и письма.
В «Новом словаре методических терминов и понятий» Э.Г. Азимова, А. Н Щукина функциональная грамотность понимается, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. (Слайд 16)
Долгое время функциональная грамотность рассматривалась как определенный уровень овладения элементарными знаниями и умениями, необходимыми конкретному человеку для решения конкретных жизненных задач, адаптации к окружающему миру, т. е. основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования знаний-умений, ценных в основном для человека. Для общества это было неполное признание ценности людей с таким уровнем функциональной грамотности.
Грамотность - это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
(Слайд 17). Таким образом, функциональная грамотность
1.Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма
2.Направлена на решение бытовых проблем
3.Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации
4.Связана с решением стандартных, стереотипных задач
5.Используется в качестве оценки,
прежде всего взрослого населения.
По мере развития общества, изменения потребностей человека, усиления его
стремления участвовать в различных сферах жизни (экономической, политической,
культурной и др.) изменяется и отношение к целям, назначению и содержанию
функциональной грамотности. Понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки
простых умений-навыков читать — писать — понимать — ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.
Происходит попытка предусмотреть интеграцию личности в общество, ее вклад в его развитие, проявление индивидуальности в созидательной деятельности на благо общества.
И тогда изменяется назначение функциональной грамотности: она становится ценной не только для человека, но и для общества.
Как же сегодня понимается функциональная грамотность?
Эту задачу решал коллектив Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Он представил обновленную характеристику функциональной грамотности младшего школьника.
Академик РАО А.А. Леонтьев писал: (Слайд 18)
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности, которое представлено определенными показателями: человек непрерывно познающий, умеющий жить в обществе и человек самостоятельный. (Слайд 19)
(Слайд 20) Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Член - корреспондент РАО, российский педагог- Н.Ф. Виноградова, считает, что ребенок, который завершает обучение в первом школьном звене, должен обладать:
— готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
— возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
— способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
— совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
2. Функциональная грамотность младших школьников: виды.
Особенность функциональной грамотности состоит в том, что она касается любого
обучающегося в начальной школе, независимо от места нахождения образовательной
организации, условий обучения, уровня индивидуального развития ребенка.
Принципиально важно понимание того, что функциональная грамотность
базируется на расширении и углублении практического опыта учащегося.
Сущность грамотности — не сами знания, а четыре главные способности школьника: (Слайд 21)
добывать новые знания, применять полученные знания, оценивать свое знание-незнание, готовность к самообразованию.
Коллектив Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО» предложил рассматривать функциональную грамотность как
совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. (Слайд 22)
Предметные компоненты соответствуют предметам учебного плана начальной
школы: языковая, литературная, математическая, естественно-научная и общекультурная грамотность.
К интегративным относятся: читательская грамотность, коммуникативная грамотность; информационная грамотность; социальная грамотность.
Их интегративная сущность проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности. Это обязывает в содержании обучения, по каждому учебному курсу выделить специальный раздел, определяющий ведущие содержательные линии по формированию коммуникативной, читательской, информационной и социальной грамотности на конкретном предметном содержании. Наполняемость каждого интегративного компонента конкретизировалась в соответствии с начальным этапом обучения потребностями и возможностями младших школьников.
(Слайд 23) Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:
- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
- готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
«Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
(Слайд 24) Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает:
- способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;
- готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.;
- потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.
(Слайд 25) Информационная грамотность включает:
- осознание необходимости в расширении своего информационного поля;
- способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;
- совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.
(Слайд 26) Социальная грамотность включает:
- готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;
- совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;
- наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
(Слайд 27) Языковая функциональная грамотность:
владение культурой речи; способность решать актуальные задачи общения средствами языка; использование языковых средств, исходя из ситуации общения; выбор программы речевого поведения.
Языковая грамотность младшего школьника как предметный компонент функциональной грамотности — это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих следующие аспекты: (Слайд 28)
1. Стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры.
2. Целесообразный отбор языковых средств, для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструкторов, как устных, так и письменных.
3. Готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
(Слайд 29) Литературная грамотность младшего школьника
1. Сформированность мотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни.
2. Овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста.
3. Умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы.
4. Готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
( Слайд 30) Математическая грамотность младшего школьника:
1.Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач, оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний, умений;
2.Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
3.Владение математическими фактами, математическим языком для решения учебных задач, построения математических суждений.
«Математическая грамотность» – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
(Слайд 31) Естественно - научная функциональная грамотность младшего школьника:
1.Готовность осваивать и использовать знания о природе.
2.Осознавать ценность природы и научно объяснять явления природы
3.Овладевать методами познания, понимать особенности естественно- научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства
4.Обладать способностью к рефлексивным действиям
«Естественнонаучная грамотность» – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественно научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
-научно объяснять явления;
-понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
-интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
В начальной школе учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Включает тематические прогулки, экскурсии, исследовательские проекты.
3. Функциональная грамотность младших школьников: значение в развитии младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к новым целям образования. В соответствии со
Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется «…формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности —умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе…». Обращается внимание и на необходимость особого подхода к становлению личностных достижений школьника: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции.
ФГОС НОО выдвигает еще новое требование к результатам развития
обучающегося — сформированность универсальных учебных действий. Они
представляют метапредметные результаты, которые включают познавательные,
коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД). Достижимый на этом возрастном этапе уровень их развития положительно влияет на становление тех способностей, которые определяют успешность обучения школьника сегодня и завтра. И конечно, УУД обогащают содержание функциональной грамотности школьника, поскольку определяют эффект его развития. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию.
Цель учителя - развить ребёнка. ( Слайд 32)
-Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.
- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована
у ученика? (Слайд 33)
Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Специфика заданий, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности в начальной школе. (Слайд 34)
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, близки их опыту и окружению, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.
(Слайды 35-38) На уроках математики я использую практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью. Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Детям нравится решать логические задачи, такие как: В парке 8 скамеек, 3 покрасили. Сколько скамеек осталось в парке? или Что тяжелее: 1кг железа или 1 кг ваты? и др. Включение комбинаторных задач в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников.
Различные формы работы над задачей:
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач различными способами.
3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.
4. Самостоятельное составление задач учащимися.
5. Решение задач с недостающими данными.
6. Изменение вопроса задачи.
7. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение.
8. Объяснение готового решения задачи.
9. Использование приема сравнения задач и их решений.
10. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
11. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
12. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
13. Решение обратных задач.
Таким образом, на уроках математики через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления, комбинаторных задач, происходит формирование функциональной грамотности младших школьников.
(Слайд 39). Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю на уроках русского языка. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе
-зрительного, -предупредительного,-выборочного диктантов, -при орфографическом выделении орфограмм, - в ходе звукобуквенного анализа, -при разборе слов по составу.
(Слайд 40).На уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе уделяю внимание работе со словом, словосочетанием, предложением, текстом, а также развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую. Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Согласно требованиям ФГОС НОО для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения: (Слайд 41)
1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.
2. Поисковое или просмотровое чтение ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в тексте или книге конкретная информация, конкретный факт.
3. Изучающее чтение направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:
-предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
-анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения.
Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
(Слайд 42).Вывод: Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?
1. Готовность человека к успешному взаимодействию с изменяющимся миром.
2. Возможность решать учебные и жизненные задачи, конструировать алгоритмы
осуществления деятельности.
3. Способность строить социальные отношения в малой социальной группе, в частности- в школьном классе в соответствии с нравственными нормами.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
( Слайд 43) Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
В конце хочется сказать, что сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.
Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.
Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.