Функциональная грамотность на уроках русского языка с обучающимися с ОВЗ
Выступление по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка у обучающихся с ОВЗ»
Происходящие в мире глобальные изменения запрашивают и владение глобальными компетенциями.
Мы не можем знать, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для постройки своего успешного пути развития. Но для того, чтобы их позиции в будущем мире были достаточно прочными, мы можем и должны обучить их функциональной грамотности.
Давайте рассмотрим, что же включает в себя функциональная грамотность:
Математическую
Финансовую
Естественнонаучную
Глобальные компетенции
Читательскую
Критическое мышление
Наталья Федоровна Виноградова доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ даёт следующую характеристику: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
- способностью строить социальные отношения…;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от многих факторов: от дошкольного развития, влияния родителей, учителей, школьной программы и самого человека. Причем, основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие - остаются неизменно востребованными.
Среди существующих основных форм функциональной грамотности педагог на этапе обучения в коррекционной школе может повлиять на:
- общую грамотность, развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций, подбирая точные слова;
- бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;
- коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности
- информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.
Отметим те дисфункции, которые мешают формированию грамотной устной и письменной речи, являющейся существенным компонентом функциональной грамотности обучающихся:
неустойчивое внимание,
недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
недостаточное развитие способности к переключению,
леворукость ,
недостаточное развитие мелкой моторики,
нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,
снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд, особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза,
дефекты произношения
недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),
слабо развитое словесно-логическое мышление,
пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.
Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Поэтому свою работу направляем на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организуем упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.
Другими словами формирование функциональной грамотности на уроках русского языка заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у учащегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.
ФГОС предполагает овладение личностными и предметными результатами. Предметные результаты оцениваются по двум уровням: минимальному и достаточному. В связи с новыми требованиями нужно выделить ещё уровень функциональной грамотности.
Для реализации уровня формирования функциональной грамотности на уроках русского языка можно использовать:
Богатый дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающихся, поддержанию интереса к предмету;
- диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;
- вопросы и задания, требующие от обучающихся самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее слово», «Придумай рифму».
В учебнике 5 класса Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской 2014 г. для развития функциональной грамотности можно использовать упражнения 26 (с.17), 56 и 57 (с.34,35), 69 (с.45), 96 (с.61), 123 (с.76), 127 (с.78), 133 (с.82), 139 (с.84), 142 (с.86). только задания к этим упражнениям нужно дополнить заданиями из Пирамиды Блума:
Глаголы справа помогут педагогам сформулировать задания, направленные на развитие нужных навыков у школьников. Более подробно с заданиями, построенными на основе Пирамиды Блума, вы можете ознакомиться здесь: http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/book/ilushin1.pdf
.