Материал на проверке

Функциональная тренировка на уроках физкультуры в старших классах.

0
0
Материал опубликован Вчера в 19:38

Функциональная тренировка на уроках физкультуры в старших классах.

Современная учебная программа по физическому воспитанию в старшей школе сталкивается с уникальной задачей: подготовить учащихся к требованиям активного образа жизни при одновременном решении таких проблем, как снижение уровня физической активности, рост показателей ожирения и растущая распространенность малоподвижного образа жизни. Традиционные подходы к физкультуре, часто ориентированные на конкретные виды спорта или навыки, могут удовлетворять различные потребности современных школьников. Функциональные тренировки, более целостный и адаптируемый подход, предлагает многообразное решение для улучшения здоровья учащихся и привития им полезных привычек на всю жизнь.

Функциональные тренировки, в отличие от традиционной физической культуры, ориентированной на спорт, в первую очередь направлены на развитие базовых двигательных навыков и физических способностей, которые напрямую применяются в повседневной жизни. Речь идёт не столько об освоении конкретного вида спорта, сколько о формировании сильного, гибкого тела, способного справляться с различными физическими нагрузками. Этот подход признаёт, что способность поднимать, переносить, наклоняться и эффективно двигаться имеет решающее значение для всех аспектов жизни, от академических успехов до личного благополучия.

Ключевые компоненты функциональной подготовки в старших классах физкультуры:

Базовые модели движений: функциональные тренировки направлены на освоение базовых моделей движений, таких как приседания, выпады, толкание, подтягивание и задействование мышц кора. Эти модели являются основой для более сложных движений, делая повседневные задачи проще и менее травматичными. Упражнения разработаны таким образом, чтобы одновременно задействовать несколько групп мышц, имитируя комплексные движения, выполняемые в повседневной жизни.

Силовые и кардиотренировки: развитие силы и выносливости жизненно важно для функциональных тренировок. Это включает в себя соответствующие силовые тренировки, в которых основное внимание уделяется сложным движениям, таким как приседания, становая тяга, жим и тяга, с использованием собственного веса, эластичных лент или лёгких гантелей. Упор делается на функциональную силу, то есть силу, которую можно эффективно применять в различных реальных ситуациях. Упражнения должны быть постепенно усложняющимися, чтобы обеспечить адаптацию и прогресс.

Подвижность и гибкость: гибкость и подвижность имеют решающее значение для предотвращения травм и эффективного движения. Динамическая растяжка, статическая растяжка и упражнения на подвижность улучшают амплитуду движений, снижают мышечное напряжение и укрепляют суставы. Это позволяет повысить работоспособность и снизить риск травм во время повседневных занятий.

Баланс и координация: упражнения на баланс и координацию, такие как упражнения на одной ноге, работа на балансировочной доске и упражнения на ловкость, необходимы для поддержания равновесия и улучшения контроля над движениями. Эти навыки важны для передвижения по неровной поверхности, безопасного выполнения задач и эффективного реагирования на непредвиденные ситуации.

Укрепление сердечно-сосудистой системы: поддержание здоровья сердечно-сосудистой системы в целом важно для здоровья и работоспособности. Аэробные упражнения, такие как бег, плавание, езда на велосипеде и командные виды спорта, улучшают состояние сердечно-сосудистой системы и общее самочувствие. Функциональный подход к кардиотренировкам часто включает упражнения разной интенсивности и продолжительности, отражающие требования повседневной деятельности.

Практическое применение и интеграция: функциональные тренировки должны выходить за рамки изолированных упражнений и быть ориентированными на применение в реальной жизни. Это включает в себя упражнения, имитирующие повседневные задачи, с элементами баланса, силы и выносливости в различных сценариях. Например, студенты могут практиковаться в подъёме и переноске предметов, подъёме и спуске по лестнице или перестановке мебели — упражнения, которые напрямую связаны с их повседневной жизнью.

Внедрение функционального тренинга в физкультуру средней школы:

Разработка учебной программы: интеграция функционального тренинга в учебную программу по физкультуре требует всестороннего анализа и пересмотра текущих планов уроков. Необходимо сместить акцент с навыков, характерных для конкретного вида спорта, на базовые модели движений и функциональную подготовку.

Подготовка учителей: крайне важно повышать квалификацию учителей в области функциональных тренировок, профилактики травм и оценки успеваемости учащихся. Обучение должно быть направлено на создание адаптируемых планов уроков и включение безопасных и эффективных упражнений для учащихся с разными потребностями и уровнями подготовки.

Методы оценки: традиционные методы оценки, основанные на результатах, должны развиваться и включать в себя наблюдение за моделями движений, оценку равновесия, силы и функциональных возможностей, а также самооценку учащихся. Отслеживание прогресса должно быть адаптировано к каждому учащемуся с учетом индивидуальных особенностей и прогресса.

Оборудование и помещения: важно адаптировать помещения и оборудование для выполнения упражнений по функциональным тренировкам. Это может включать в себя использование эластичных лент, мячей для стабилизации и других приспособлений, которые позволяют выполнять более широкий спектр упражнений.

Вовлечённость и мотивация учащихся: функциональные тренировки должны быть увлекательными и актуальными для учащихся. Интерактивные занятия, игры и соревнования помогут учащимся глубже понять преимущества функциональных тренировок и почувствовать себя причастными к своему фитнес-пути.

Преимущества, выходящие за рамки физической подготовки:

Функциональные тренировки дают преимущества, выходящие за рамки улучшения физической формы. Они повышают уверенность в своих силах, способствуют формированию позитивного образа тела, побуждают к заботе о здоровье и благополучии на протяжении всей жизни и создают прочную основу для участия в других видах физической активности, включая командные виды спорта и развлечения.

Заключение:

Внедрение функционального тренинга в программу физической культуры в старших классах — важный шаг на пути к созданию более целостной и эффективной программы физического воспитания. Этот подход не ограничивается только развитием навыков, необходимых для занятий конкретным видом спорта, и делает акцент на развитии основных двигательных навыков, базовых физических качеств и глубоком понимании важности здорового образа жизни. Приняв этот новый подход, мы сможем помочь учащимся вести более здоровый, активный и успешный образ жизни.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.