12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Мяленко Екатерина635
Умна, ответственна, трудолюбива, опытна, скромна))
Россия, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Урок «Футуриум – мир будущего»

 

Учитель: Мяленко Екатерина Алексеевна, МБОУ «Средняя школа №15»

Тип урока: урок развития речи с элементами исследовательской деятельности

Класс: 6 класс

Вид урока: комбинированный (сочетание различных видов)

Цель: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным впечатлениям, способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно - творческих способностей, учить видеть красоту окружающего мира и находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.

Планируемые результаты

Предметные: формировать умение решать практические задачи средствами русского языка, вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, основания для упорядочения), знать тип текста (описание).

Метапредметные:

Личностные: уметь работать в группе самостоятельно, отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы; уважать оппонента; давать позитивную оценку себе и окружающим; уметь вести диалог со всеми участниками конкретного образовательного процесса.

Регулятивные: ставить новые творческие и учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем; уметь планировать свою деятельность и деятельность группы; различать способ и результат действия.

Познавательные: находить в предложенной информации нужное; анализировать и использовать это в письменной и устной речи, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Коммуникативные: слушать, слышать и понимать речь других; задавать вопросы, формулировать собственное мнение; строить монолог и диалог; формулировать вопросы и ответы, переводить материал из одной формы в другую (на уровне понимания), использовать учебный материал в конкретной практической ситуации (на уровне применения), умение разбить материал на составляющие (на уровне анализа).

Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство (живопись).

Методы:

по характеру познавательной деятельности учащихся: побуждающе-репродуктивный, исследовательский;

по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;

стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный;

по организации деятельности: индивидуальные, общеклассные, фронтальные, словесная игра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакат, раздаточный материал, презентация, карандаши.


Этапы урока:

Мотивирование на учебную деятельность

Самая чёрная-чёрная история

В черном-черном лесу

Есть черный-черный город.

В черном-черном городе –

Черный-черный пруд.

Возле черного-черного пруда -

Черный-черный дом.

В черном-черном доме

Есть черная-черная парадная.

В черной-черной парадной –

Черная-черная лестница.

На черной-черной лестнице

Есть черная-черная площадка.

На черной-черной площадке –

Черная-черная дверь.

За черной-черной дверью –

Черная-черная комната.

В черной-черной комнате –

Черный-черный гроб.

А в черном-черном гробу –

Беленький котенок!

Э. Успенский в своем коротком юмористическом рассказе описывает черный, мрачный город.

Литература, история, философия, экономика и множество других научных дисциплин проявляют интерес к образу города. Сегодня и мы на уроке русского языка обратимся к данной теме.

Актуализация знаний

Что такое город? (Ответы учеников)

Попробуйте дать определение слову «город» так, будто вы прочитали его в словаре.

Вспомните, какие особенности словарной статьи обязательно должны присутствовать (заглавие, ударение, окончание в Р.п., род, лексическое значение, примеры, пометы, фразеологизмы или устойчивые сочетания)

Давайте обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова и сравним полученный результат.

ГО́РОД, -а, мн. ч. -а, -ов, м.

1. Крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. Портовый город. За городом жить (в пригородной местности). За город поехать (в пригородную местность). За городом (вне города).

2. Центральная главная часть этого населённого пункта в отличие от окраин и пригородов (разг.). Из нового района приходится в магазин ездить в город.

3. В старину на Руси: ограждённое стеной, валом поселение; крепость. Китай-город (в центре Москвы).

4. ед. ч. Городская местность в отличие от сельской, деревенской. Сельская молодёжь стремится в город.

5. В игре в Городки: площадка, на которой ставятся фигуры из городков (см. городок в 3 знач.).

Теперь давайте обратимся к историческим корням слова «город». Из какого языка данное слово пришло? Какое значение имело? (Рассуждение учеников)

Го́род. От гордъ — «городить, огораживать». Первоначальное значение — ограда, забор. Впоследствии слово город стало означать «огороженное место» (жилье нужно было защищать от врагов), а от этого уже недалеко и до современного значения.

Общеславянское — gordъ.

Старославянское — градъ.

Древнерусское — город.

Слово широко известно в древнерусском языке с XI в. «Город» — полногласное образование от старославянского градъ, которое, в свою очередь, восходит к общеславянскому gordъ. Первоисточником является корень ghard в индоевропейском праязыке, что и объясняет наличие родственных слов в других языках: немецкое Garten (сад), английское garden (сад), албанское garth (ограда), готское grhas (дом).

Первоначально слово «город» означало «забор», «ограда», «огороженное место» (здесь наблюдается родство со словом «огород»), потому как древние славяне старались разными способами оградить свои поселения, защитить от врагов, диких животных и т.д. В итоге городами стали называться крупные поселения с домами, огороженные крепостной стеной.

Родственными являются:

Болгарское — градът.

Чешское — hrad.

Польское — grod.

Подберите производные слова: городской, горожанин, городить.

Хочу обратить ваше внимание на 2 исторических корня, которые также имеют значение «город»:

Греческий – полис [ˈpolʲɪs] (истор. город-государство)

Латинский – урбан (город, городской)

Подберите к ним однокоренные слова (Урбанизация, мегаполис, политолог, монополия).

Целеполагание, постановка проблемы

На настоящий момент имеются данные без малого о 2 млн 668 тысячах мест, имеющих статус города. В каких городах вы мечтаете побывать? А в каких уже были?

Сегодня вам предстоит нелегкая задача: придумать и описать свой идеальный город. Может он будет существовать в настоящее время, следуя современным тенденциям и законам общества. Может это будет город будущего, изменится до неузнаваемости и выйдет за рамки понимания современного города. А может это будет волшебный город где-то по ту сторону мироздания. Решать вам.

Для начала давайте подумаем, из каких элементов будет состоять наш город. Оформим наши рассуждения в виде кластера.

Название

Размер

Улицы

Дома

Люди

Цвет

Реализация проекта

Посмотрите на доску. Перед вами Филворд. Ваша задача: отгадать все слова. Что их всех объединяет? (Это названия городов)

Как пишутся названия городов и почему? (С заглавной буквы, это имена собственные)

Придумайте название для своего города.

https://onlinetestpad.com/f6urkcj6h6x5y

t1589772722aa.gif

Теперь необходимо определить, какого размера будет ваш город. Для этого выполните задание: распределить слова от наименьшего к наибольшему. Объясните свой выбор.

Крохотный, маленький, средний, большой, крупный, крупнейший, миллионник.

Для того, чтобы ваш город был уникальным и неповторимым, необходимо описать его. Какие части речи вы будете использовать для этого? (Прилагательные)

А как называется троп в литературоведении со значением «образное прилагательное»? (эпитет)

Физкультминутка

Я буду называть слова. Если слово вызовет приятное, хорошее чувство – прыгаем и хлопаем в ладоши. Если плохое, отрицательное – присядем.

Свежий, усталый, ясный, мрачный, добрый, темный, вежливый, чистый, грустный, прозрачный, грубый, тоскливый, счастливый.

Теперь необходимо подобрать эпитеты к вашему городу. Для этого давайте прочитаем отрывок рассказа М. Горький «Город желтого дьявола»:

На берегу стоят двадцатиэтажные дома, темные, квадратные, лишенные желания быть красивыми. Тупые, тяжелые здания поднимаются вверх угрюмо и скучно. В окнах нет цветов и не видно детей...

Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными зубами.

Войдя в него, чувствуешь, что ты попал в желудок из камня и железа.

Как огромные черви, ползут локомотивы, влача за собою вагоны, крякают, подобно жирным уткам, рожки автомобилей, угрюмо воет электричество, душный воздух напоен, точно губка влагой, тысячами ревущих звуков. Придавленный к этому грязному городу, испачканный дымом фабрик, он неподвижен среди высоких стен, покрытых копотью.

Какое же впечатление у нас вызывает описанный писателем город? (Неприятное, безрадостное)

Давайте попробуем изменить текст так, чтобы город М. Горького стал солнечным, красивым, счастливым и ярким. Для этого нам необходимо вспомнить, что такое антонимы и подобрать их к словам в тексте.

Темный – светлый

Тяжелый – легкий

Угрюмый – веселый

Скучный – интересный

Черный - белый

Грязный – чистый

Злой – добрый

Красивый – страшный

Скучный – веселый

Неряшливый – аккуратный

Ветхий – новый

Лицемерный – искренний

Пасмурный – ясный

Мертвый – живой

Шумный – тихий

Подчиненный – вольный

Безлюдный – многолюдный

(Проверяем измененный текст)

Молодцы. Теперь вы можете описать свой город, используя слова из упражнения.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Футуриум – от англ. слова «future» - будущее. Вы создали свои идеальные города со своими нормами и законами, города будущего. Оформили их по своему желанию и вкусу. А теперь мы с вами соберем наш идеальный мир.

Чтение работ учащихся. Каждый выбирает место на карте и прикрепляет свой город.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…


Библиографический список

Интернет библиотека Алексея Комарова: М. Горький. Город желтого демона: [сайт]. URL: https://ilibrary.ru/text/496/p.1/index.html

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры: [сайт]. URL: http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

Сказки: Э. Успенский. Страшные сказки: [сайт]. URL: http://vseskazki.su/eduard-uspenskij/samye-strashnye-uzhasy.html?start=6

Словарь антонимов русского языка и противоположных по смыслу выражений: [сайт]. URL: https://antonymonline.ru/

Типы уроков по ФГОС: [сайт]. URL: http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой: [сайт]. URL: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=%D0%93%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%94

Этимологические онлайн-словари русского языка: [сайт]. URL: https://lexicography.online/etymology/%D0%B3/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4


Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (2)

Любовь Павловна, 19.05.20 в 02:10 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за хорошй материал и ответственный подход к работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.