План урока истории в 5 классе «Гай Юлий Цезарь»

1
0
Материал опубликован 4 May 2016

План урока

Класс 5

Предмет – история.

Тема урока: Гай Юлий Цезарь.

Тип урока: комбинированный урок с проблемными заданиями.

Триединая цель урока

Образовательная: создать общее представления о гражданской войне в Риме, как борьбе за власть между римскими полководцами.

Воспитательная: подвести к выводу, что попытка Цезаря установить единоличную власть показала слабость республиканской власти в Риме.

Развивающая: развивать умения характеризовать и давать нравственную оценку исторической личности.

УУД:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.

 

План изучения нового материала:

1.Проверка домашнего задания.

2. Путь Цезаря к власти. Триумвират.

3. Галльская война.

4. Война Цезаря за власть в Риме.

Основные понятия: триумвират.

Средства: скульптурные портеры триумвиров, карта Римского государства. Схема: должности Цезаря, картина : Убийство цезаря.

Преемственные связи: внутрикурсовые : война римлян с галлами, устройство римской республики, завоевания Рима во II веке до н.э; диктатура Суллы.

Подготовка к уроку: Консультация учеников, готовящих сообщения о Триумвирах.

Опрос: фронтальный, по вопросам учебника.

 

Изучение нового материала:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников.

Орг момент

Приветствие

Приветствие.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по вопросам учебника.

Ответы на вопросы со взаимопроверкой.

 

В 60 г. До н. э для борьбы за власть объединились три полководца: М. Красс, Г. Ю. Цезарь и Г. Помпей. Задать вопросы о том, кто такие Помпей и Красс. Вопрос ученикам: какие по духу личности подавили восстание?

В ходе беседы ученики должны понять значение слова: Триумвират

Ученики отмечают. Что эти полководцы подавили восстание рабов. А после этого свои войска не распустили, но использовали для борьбы за власть, были сильными личностями.

Красс и Помпей составили триумвират с Юлием Цезарем.

Ученики слушают доклады одноклассников о Крассе и Помпее, определяют черты характера их, военные заслуги. Определяют, какие способы борьбы за власть каждый из них изберут.

Вспомните, пожалуйста, в начальный период с какими племенами воевали римляне, когда они чуть не были полностью разгромлены.

Учитель рассказывает, что Риму снова пришлось столкнуться с галльскими племенами в 58-51гг. до. н. э. и на должность наместника Рима в галлии был сенатом назначен Г. Ю. Цезарь. Он платил своим солдатам двойное жалованье, поэтому они были готовы идти за ним, поддержать его во всех действиях. Зачитывает сообщение Плутарха о действиях Цезаря в Галлии

Вспоминают, что римляне в 390 г. До. Н. э. боролись за выживание с галльскими племенами, вспоминают о словосочетании: горе побежденным.

На основе сообщения из Плутарх, ученики высказывают суждение о ходе и итогах войны в Галлии.

Учитель сообщает, что в Риме не все сенаторы были довольны растущим влиянием в армии авторитета Г. Ю. Цезаря. Сенат потребовал от Цезаря распустить армию и как простой гражданин вернулся в Рим. Что же сделал Цезарь?

Ученики рассказывают на основе изученного текста из п.3 параграфа ,что Цезарь поступил в точности наоборот, вернулся в Рим с войском и захватил власть в Риме.

Учитель на доске чертит схему с указанием должностей Цезаря

Ученики приходят к выводу, что Цезарь сосредоточил в своих руках огромную власть, чего не позволял себе никто до него, носил титул императора пожизненно. Ученики приходят к выводу, что такую власть Цезарь сосредоточил себе благодаря поддержке легионов.

Учитель показывает ученикам схему: реформы Цезаря для анализа его деятельности. Задает учащимся вопросы:

1.Какими полномочиями обладал трибун, а каким диктатор и консул?

2. К чему могло привести сосредоточение всех этих полномочий в руках одного человека?

Ученики приходят к выводу, что реформы служили Цезарю для укрепления своей собственной власти.

Учитель сообщает, что у Цезаря, будучи просто полководцем, было множество врагов, и с укреплением его единоличной власти их не убавилось, а наоборот их количество возросло. И заговор был составлен не среди народа, а среди сенаторов, которых возглавил молодой сенатор Брут, к которому Цезарь относился как к сыну.

На основе памятки №6 ученики составляют рассказ «Убийство Цезаря» на основе картины В. Камуччини Убийство Цезаря.

В конце урока учитель организует обсуждение оценок деяний Цезаря, данные Цицероном и Плутархом:

Кто из мыслителей ближе к истине и почему?

Какой точки зрения на деятельность Цезаря придерживаетесь вы?

Отвечают на вопросы

Рефлексия, Д/З.

Закрепление происходит на основе задания 2 на стр. 99 РТ. Д/З §51 РТ§ 51.

Выполняют работу в РТ, выставляют друг другу оценки , записывают Д/З в дневник.

Комментарии
Комментариев пока нет.