План урока истории в 5 классе «Гай Юлий Цезарь»
План урока
Класс 5
Предмет – история.
Тема урока: Гай Юлий Цезарь.
Тип урока: комбинированный урок с проблемными заданиями.
Триединая цель урока
Образовательная: создать общее представления о гражданской войне в Риме, как борьбе за власть между римскими полководцами.
Воспитательная: подвести к выводу, что попытка Цезаря установить единоличную власть показала слабость республиканской власти в Риме.
Развивающая: развивать умения характеризовать и давать нравственную оценку исторической личности.
УУД:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.
План изучения нового материала:
1.Проверка домашнего задания.
2. Путь Цезаря к власти. Триумвират.
3. Галльская война.
4. Война Цезаря за власть в Риме.
Основные понятия: триумвират.
Средства: скульптурные портеры триумвиров, карта Римского государства. Схема: должности Цезаря, картина : Убийство цезаря.
Преемственные связи: внутрикурсовые : война римлян с галлами, устройство римской республики, завоевания Рима во II веке до н.э; диктатура Суллы.
Подготовка к уроку: Консультация учеников, готовящих сообщения о Триумвирах.
Опрос: фронтальный, по вопросам учебника.
Изучение нового материала:
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников. |
Орг момент |
Приветствие |
Приветствие. |
Проверка домашнего задания. |
Фронтальный опрос по вопросам учебника. |
Ответы на вопросы со взаимопроверкой. |
В 60 г. До н. э для борьбы за власть объединились три полководца: М. Красс, Г. Ю. Цезарь и Г. Помпей. Задать вопросы о том, кто такие Помпей и Красс. Вопрос ученикам: какие по духу личности подавили восстание? В ходе беседы ученики должны понять значение слова: Триумвират |
Ученики отмечают. Что эти полководцы подавили восстание рабов. А после этого свои войска не распустили, но использовали для борьбы за власть, были сильными личностями. |
|
Красс и Помпей составили триумвират с Юлием Цезарем. |
Ученики слушают доклады одноклассников о Крассе и Помпее, определяют черты характера их, военные заслуги. Определяют, какие способы борьбы за власть каждый из них изберут. |
|
Вспомните, пожалуйста, в начальный период с какими племенами воевали римляне, когда они чуть не были полностью разгромлены. Учитель рассказывает, что Риму снова пришлось столкнуться с галльскими племенами в 58-51гг. до. н. э. и на должность наместника Рима в галлии был сенатом назначен Г. Ю. Цезарь. Он платил своим солдатам двойное жалованье, поэтому они были готовы идти за ним, поддержать его во всех действиях. Зачитывает сообщение Плутарха о действиях Цезаря в Галлии |
Вспоминают, что римляне в 390 г. До. Н. э. боролись за выживание с галльскими племенами, вспоминают о словосочетании: горе побежденным. На основе сообщения из Плутарх, ученики высказывают суждение о ходе и итогах войны в Галлии. |
|
Учитель сообщает, что в Риме не все сенаторы были довольны растущим влиянием в армии авторитета Г. Ю. Цезаря. Сенат потребовал от Цезаря распустить армию и как простой гражданин вернулся в Рим. Что же сделал Цезарь? |
Ученики рассказывают на основе изученного текста из п.3 параграфа ,что Цезарь поступил в точности наоборот, вернулся в Рим с войском и захватил власть в Риме. |
|
Учитель на доске чертит схему с указанием должностей Цезаря |
Ученики приходят к выводу, что Цезарь сосредоточил в своих руках огромную власть, чего не позволял себе никто до него, носил титул императора пожизненно. Ученики приходят к выводу, что такую власть Цезарь сосредоточил себе благодаря поддержке легионов. |
|
Учитель показывает ученикам схему: реформы Цезаря для анализа его деятельности. Задает учащимся вопросы: 1.Какими полномочиями обладал трибун, а каким диктатор и консул? 2. К чему могло привести сосредоточение всех этих полномочий в руках одного человека? |
Ученики приходят к выводу, что реформы служили Цезарю для укрепления своей собственной власти. |
|
Учитель сообщает, что у Цезаря, будучи просто полководцем, было множество врагов, и с укреплением его единоличной власти их не убавилось, а наоборот их количество возросло. И заговор был составлен не среди народа, а среди сенаторов, которых возглавил молодой сенатор Брут, к которому Цезарь относился как к сыну. |
На основе памятки №6 ученики составляют рассказ «Убийство Цезаря» на основе картины В. Камуччини Убийство Цезаря. |
|
В конце урока учитель организует обсуждение оценок деяний Цезаря, данные Цицероном и Плутархом: Кто из мыслителей ближе к истине и почему? Какой точки зрения на деятельность Цезаря придерживаетесь вы? |
Отвечают на вопросы |
|
Рефлексия, Д/З. |
Закрепление происходит на основе задания 2 на стр. 99 РТ. Д/З §51 РТ§ 51. |
Выполняют работу в РТ, выставляют друг другу оценки , записывают Д/З в дневник. |