Технологическая карта урока
Класс: -10
Предмет: география
Учитель: Дзиова Альбина Борисовна -учитель географии МКОУ СОШ №1 с.Эльхотово
Тема урока:«Минеральные ресурсы - основа хозяйственной деятельности человека»
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.
Формы работы на уроке:
- коллективная индивидуальная и групповая под руководством учителя;
Образовательная цель урока: Оценка мировых минеральных ресурсов, установление закономерностей их размещения, определения значения минеральных ресурсов для развития мировой экономики. Оценка обеспеченности отдельных стран и регионов мира минеральными ресурсами;
Цель урока: продолжить формирование умений анализировать карты, таблицы и делать выводы.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Образовательная цель урока: Оценка мировых минеральных ресурсов, установление закономерностей их размещения, определение значения минеральных ресурсов для развития мировой экономики. Оценка обеспеченности отдельных стран и регионов мира минеральными ресурсами;
Деятельностная цель урока: Продолжить формирование умений анализировать карты, диаграммы, таблицы; выполнять расчеты, заполнять таблицы и делать выводы.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные:
изучение мировых минеральных ресурсов, определение их значения для развития мирового хозяйства;
Метапредметный (УУД):
Регулятивные:
Развитие умения: определять и формулировать цель урока, оценивать свою деятельность, вносить коррективы по ходу своей работы.
Коммуникативные:
Формулирование и аргументация своего мнение, умение принимать совместное решение.
Познавательные:
Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников: учебника, дополнительной литературы, интернета, проявлять инициативу и самостоятельность
Личностные:
Развивать умение работать в группе, воспитывать бережное отношение к природе и природным ресурсам формирование толерантности, уважения к чужому мнению.
Ресурсы:учебник Е.М. Домогацких; Н.И. Алексеевский География 10 класс М. «Русское слово », 2016.
раздаточный материал (тесты, инструктивные карты, ноутбуки каждой группы, мультимедийный проектор. Атласы, контурные карты,
Структура урока усвоения новых знаний
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | ||||||||||||||
I. Самоопределение и мотивация учебной деятельности учащихся | Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствует учащихся, . | Приветствуют учителя, настраиваются на работу | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим | ||||||||||||||
Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Целепологание | Активизирует знания учащихся -1.Какую тему сейчас изучаем 1. Что такое природные ресурсы? 2. Какие виды классификации природных ресурсов существуют? 3. На какие группы делятся природные ресурсы по происхождению? Включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы. Сегодня мы приступим к изучению одной из ключевых тем всего курса экономической географии, мы будем открывать тайны, находящимися «под нами, под нашими ногами» Какая группа природных ресурсов находится у нас под ногами? Какое значение имеют минеральные ресурсы в жизни человека? Попробуйте сформулировать тему нашего урока Тема мировых минеральных ресурсов интересная, актуальная сегодня для всего человечества. Есть ли у вас вопросы по этой проблеме, и на какие из них вы хотели бы найти ответ на уроке. | Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, записывают тему урока в тетради. «Минеральные ресурсы - основа хозяйственной деятельности человека» Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вопросы. Определяют образовательную цель урока. Образовательная цель урока:«Оценка мировых минеральных ресурсов, установление закономерностей их размещения, определения значения минеральных ресурсов для развития мировой экономики. Оценка обеспеченности отдельных стран и регионов мира минеральными ресурсами, разработка приемов рационального использования минеральных ресурсов». | Личностные: осознание своих возможностей Личностные: самоопределение циативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи | ||||||||||||||
3. Актуализация знаний. | - Активизация знаний учащихся - беседует по вопросам. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Почему к минеральным ресурсам человек должен относиться бережно, экономно? | Контрольно-подготовительный тест - Выпишите номера природных ресурсов в зависимости от их положения при классификации по исчерпаемости, по происхождению.
1 уголь 2. вода 3. энергия ветра4.почва 5.растения 6.песок 7. медные руды8.железные руды 9. Рыба 10. нефть 11.глина 12.солнечная энергия 13.золото 14. энергия внутреннего тепла Земли. Учащиеся отвечают на вопросы. Делают вывод : значение минеральных ресурсов в хозяйственной деятельности человека велико, но так как эти виды ресурсов исчерпаемые и невозобновимые их необходимо рационально использовать. Важным материальным и энергетическим источником | Познавательные: первичные компетенции обучающихся в теме: «Мировые природные ресурсы и экологические проблемы »Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. | ||||||||||||||
4.Первичное усвоение новых знаний. | Устанавливаю правильность и осознанность изучаемого материала. Организую практическую работу в группах Итак, ребята цель нашего путешествия в недра земли определена. Задачи поставлены и мы отправляемся в путь. Мини исследование (ноутбуки, карточки, учебник, дополнительная литература) Характеристику мировых минеральных ресурсов мы будем давать, работая в поисковых группах. Каждая поисковая группа выступит в роли геологов . 1 группа: минеральные ресурсы 2 группа: земельные и биологические ресурсы 3 группа: климатические и рекреационные ресурсы 4 группа: водные ресурсы и ресурсы Мирового океана . Работают с учебниками. Заполнение таблицы. Создают слайды презентации ( 3,4 слайда) Учитель- консультант Учитель следит за правильностью и четкостью формулировок ответов учащихся. Оценивает их ответы | Восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний. 1- я группа Работа с учебником стр. 87 2- я группа Работа с учебником стр. 87- 91 3- я группа - Работа с учебником стр. 92- 4-я группа -Работа с учебником стр. 93-94 Защита проектов с использованием презентации. Ученики четко должны сформулировать ответы на задания и выступить по 1 человеку от группы перед классом. | Познавательные: умения анализировать и извлекать необходимую информацию из текста. Коммуникативные: учитывать мнение других Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок | ||||||||||||||
5. Первичное закрепление | Учитель обеспечивает в ходе закрепления повышение уровня осмысления нового материала и предлагает задания для закрепления. Вопросы для закрепления 1 Что такое ресурсообеспечен- ность? 2. Каковы закономерности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых 3. Почему о ресурсообеспечен -ности нельзя судить только по размерам запасов? 4. Каковы закономерности размещения топливных полезных ископаемых 5. На каком месте находится наша страна по обеспеченности нефтью? Какие страны наиболее обеспечены нефтью? 6. Какие страны, имеют наибольшие запасы железных руд. 7. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем? 8. Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом. 9. Перечислите приемы рационального использования минеральных ресурсов. 10. Предложите свои приемы рационального использования минеральных ресурсов. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Отмечают страны- лидеры на контурной карте.
| Личностные: самоопределение. | ||||||||||||||
6. Проверка понимания | Осознанность изученный материал, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | -Называют особенности, делают вывод Выполняют первичный тест. Выполняют самопроверку (ответы слайды презентации) Оценивают свои знания | Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, составление и анализ схемы | ||||||||||||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Учитель выводит на экран и обеспечивает понимание учащимися способов выполнения домашнего задания . Задание выполняется по жела нию. Подготовить рефераты: «Лесные ресурсы» и «Земельные ресурсы» | Слушают учителя Записывают д/з в дневник. | | ||||||||||||||
8.Рефлексия (подведение итогов урока) | Формирование осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценки результатов деятельности - Назовите тему сегодняшнего урока. - Какую цель ставили перед собой? -Достигли ли образовательной цели? (слайд с образовательной целью) -Чему вы научились на уроке? Перед вами на листочках нарисованный клоун его нужно дорисовать. Если он у вас будет веселый- значит вам было интересно на уроке, если же он будет хмурый, значит остались вопросы над, которыми нужно будет еще поработать. Благодарю всех за работу. Выставление оценок. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке, выявляя самого активного. | Личностные: самооценка на основе успешности, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Инна Николаева