Урок биологии в 8 классе «Гигиена кожи. Красота — это страшная сила»

0
0
Материал опубликован 30 March 2019

Технологическая карта урока « Гигиена кожи"

« Красота- это страшная сила»

Разработанная учителем биологии ГБОУ гимназии 441 г. Санкт-Петербурга Фадеевой Еленой Александровной

Педагогическая цель

Выявить проблемы здоровья кожи подростка, косвенно или напрямую связанные с модой .

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать строение и функции кожи, научится формировать нравственно-гигиеническую культуру и будет развивать ответственность за своё здоровье

Личностные результаты

Будут сформированы: познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (ФГОС ООО п. 10), идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (ФГОС ООО п. 10), соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

Формы и методы обучения

Формы:

фронтальная

индивидуальная

групповая

Методы:

Словесные ( беседа, диалог, дискуссия),

наглядные ( работа с рисунками, схемами),

практические ( составление синквейна, поиск информации,

дедуктивные ( анализ, применение знаний, обобщение)

Технологии

информационно-коммуникативные,

здоровьесберегающие,

развития критического мышления,

проблемного обучения

Понятия и термины

Кожа, эпидермис, дерма, татуировка, синквейн

Оборудование

Мультимедийный проектор, ПК


 

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Осуществляемые действия обучающихся

Формируемые умения обучающихся

Текущий контроль

1. Актуализация опорных знаний ( проверка знаний, которые необходимы для изучения новой темы)

Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль

( В начале урока, учитель разбивает класс по группам. Дети, заходя в класс, тянут разноцветную бумажку и согласно ей попадают в ту или иную группу. Во время этого процесса звучит легкая музыка)

Учитель здоровается с учащимися и предлагает вспомнить ранее изученную тему « Строение и функции кожи»

- Из каких слоев состоит кожа ( Эпидермис, дерма, подкожно жировая клетчатка)

- Какая особенность у клеток эпидермиса? ( клетки нижних слоев эпидермиса постоянно делятся, клетки вышележащих слоев орговевшие, мертвые и постоянно слущиваются)

- Из какого типа ткани состоит дерма( соединительная)

- Благодаря каким образованиям кожа эластична( коллаген, элластин)

- С помощью каких образований мы чувствуем боль и холод ? (рецепторы)

- Как вы думаете, на каких участках больше всего потовых желез (в подмышечных впадинах, на спине)

-- Как вы думаете, каким типом ткани образована подкожная жировая клетчатка? ( рыхлая соединительная)

- Назовите функции кожи

1. защитная

2. рецепторная

3. выделительная

4.запасающая

5. терморегуляционная

Слушают вопросы учителя, отвечают, слушают ответы одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы учителя

2. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающих, к определению темы.

- Истинная красота всегда трогает душу человека, её увидевшего, однако о вкусах, как известно, не спорят. Что красивее: глаза любимой или озёра, осторожно затягивающиеся льдом? Творение прославленного художника или открытка, нарисованная ребёнком? Замок из песка или известная на весь мир Эйфелева башня? Ответов на эти вопросы нет – красота неделима как истина и любовь.

Научитесь видеть её везде - и вы обретёте счастье. Красота, как и было обещано, спасёт мир, начиная с вас – пытливого, увлекающегося и открытого для всего нового. Узнайте о том, что считали красивым величайшие умы человечества – посмотрите на мир их глазами.

- Ребята, а вы хотели бы быть красивыми? Привлекать внимание других? Вот героиня из советского фильма «Девчата» так выражает свои мысли… Слайд № 1

- А что для вас быть красивым ( Ответы учащихся). Что для этого необходимо делать?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Какая тема нашего урока?

После ответов учащихся на экране слайд № 2

- Тема нашего урока « Гигиена кожи»

И эпиграф к теме

« Красота – это страшная

сила»

Слушают учителя, отвечают на вопрос и участвуют в постановке темы урока

Наблюдают, осуществляют анализ обьекта и устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

Усвоение новых знаний

Вводная беседа, вовлечение в дискуссию

- Девушки и юноши готовы терпеть любые неудобства, лишь бы «быть на высоте» в обществе ровесников, которые, если что засмеют или изгонят из престижной компании. Современные средства массовой информации навязывают молодёжи модные тенденции, во многом негативно влияющие на здоровье. Трудно, живя в обществе, не поддаваться веянию моды, да и вряд ли стоит яростно ей сопротивляться, постоянно противопоставляя себя обществу.

- Ребята, какие вы знаете сегодня модные течения среди молодежи, так или иначе связанные с кожей?

- Как вы наверно уже догадались, мы будем говорить о новых веяниях моды – тату, перманентный макияж. И цель нашего урока выявить проблемы здоровья кожи подростка, косвенно или напрямую связанные с модой (Слайд 3)

- Что это такое тату?

- Какова история возникновения тату?

(Учитель дает текст учащимся. Приложение 1)

-Составьте кластер, показывающий изменение значения татуировки в обществе)

4. История возникновения татуировки (Слайд с 4 по 7)

- Может ли как то повлиять тату на организм, если все сделано в стерильных условиях?

(Ответы учащихся)

5.Влияние тату на организм человека (Слайд 8- видеофрагмент)

- Нанесение татуировки – это довольно болезненный процесс, который сопровождается выделением небольшого объема крови. Это следствие травмирования верхних слоев кожи, в которых есть капилляры.

- Давайте вернемся к строению кожи, как вы думаете какой слой кожи затрагивается при нанесении татуировки, куда должна попасть краска ( Приложение 2

Учащиеся вспоминают ответы по строению кожи- дерма) (Слайд 9)

 

- А если тату будет затрагивать только эпидермис? Что произойдет? (стирается)

- Какая же будет реакции кожи, протекающие при создании татуировки? ( учитель подводит небольшой итог по ответам групп)

Повреждение эпидермиса, соединительнотканных волокон, а также клеток кожи и сосудов. Результат - точечные кровоизлияния.

В зоне повреждения развивается асептическое воспаление, сопровождающееся расширением капилляров и переполнением их кровью. При этом стенки капилляров истончаются, становятся проницаемыми, в результате чего плазма и клетки крови (лейкоциты и эритроциты) начинают проникать в окружающие ткани. Визуально данный процесс оценивается как появление отека и покраснения на поврежденном участке кожи, сопровождающееся местным повышением температуры.

Иммунные системы организм вступают в борьбу с воспалением: вокруг поврежденного участка скапливаются клетки-макрофаги, которые начинают поглощать разрушенные волокна и утратившие жизнеспособность клетки. Их задача — уничтожить вокруг очага воспаления все, что мешает процессам нормальной жизнедеятельности тканей. Однако следует учитывать, что частицы красящего состава тоже воспринимаются макрофагами как инородные тела, и клетки-защитники пытаются удалить и их. «Съеденный» пигмент попадает внутрь макрофага, но не уничтожается им, а накапливается в клеточной цитоплазме, в этом случае говорят о незавершенном фагоцитозе. В результате подобной реакции организма макрофаги погибают, а пигменты татуировки остаются в коже

Слайд 10

Тату с использованием хны, ставшие особенно популярным в последнее время, крайне опасны. Причём не сама хна, а краска в состав которой она входит. Краситель содержит очень сильный аллерген, и у многих людей может вызвать пожизненную аллергию на солнцезащитные кремы, болеутоляющие таблетки, а также на содержащие такой же краситель одежду и тени для век. Были случаи, когда у казалось бы ,здоровых подростков после нанесения тату развивалась бронхиальная астма. Кроме того, частицы краски попадают в лимфатические сосуды, а по ним – в лимфатические узлы, которые становятся похожими на забитую грязью ливневую канализацию и перестают выполнять свою защитную иммунологическую функцию.

Сведение татуировки облегчения не принесёт, т.к. частицы краски, попавшие в лимфатические узлы, успевают сделать своё чёрное дело. В результате снижения иммунитета возникают герпес, гнойничковые заболевания кожи, активируется вирус, вызывающий появление папиллом. Могут появиться цистит и заболевания почек. При нанесении татуировки у кустарей есть вероятность получить гепатит и ВИЧ – инфекцию. То, что кто-то ходит с ног до головы в татуировках – «и ничего» - не повод для успокоения. Во-первых, неизвестно, насколько им «ничего». Во-вторых, все люди разные – одни крепче, другие слабее. Никто не знает, где его уязвимое место. (Слайд 11)

(Слайд 12)

- Учитель раздает группам проблемную задачу и дает 2-3 минуты на ее обсуждение и решение.

Задача:

Коля и Варвара дружили с начальной школы. К 8 классу их детские дружеские отношения постепенно переросли во влюбленность. И чтобы доказать друг другу и всем окружающим свою любовь, подростки сделали себе татуировки с признаниями во взаимной любви. Родители не одобрили таких проявлений чувств и очень огорчились. Что вы думаете по этому поводу? Приведите аргументы за и против. Какое решение приняли бы вы?

( Каждая группа дает свой вариант ответа)

- Теперь, казалось бы мы все обсудили, но у меня загадка, о какой еще модной тенденции говорит в этом фрагменте? (Слайд 13-видеофрагмент)

( учитель слушает ответы учащихся)

6. Перманентный макияж.

- Девочки мечтают об этой процедуре, когда хотят подправить форму губ и бровей, а контур глаз сделать более ярким. Однако если в рекламе пишут, что такой макияж держится от 3 до 5 лет, верить подобному объявлению не стоит. Перманентный макияж – та же татуировка, а значит украшать лицо будет всю жизнь. Единственное отличие от тату – более щадящий способ нанесения пигмента и более быстрая потеря качества. Перманентный макияж нужно подправлять каждый год, иначе краски полиняют: коричневые брови станут красными или розовыми, а контур губ может побелеть. (Слайд 14)

- Почему это более щадящий вариант тату . Вспоминаем строение кожи .

Воспринимают информацию, работают с карточками в группах, составление кластера

Представление от одной группы и дополнение от других групп . Вывешивают листы с кластерами на доске

Работа с карточками в группах

Ищут и отбирают источники необходимой информации, устанавливают причинно - следственные связи

Дискуссия,

Закрепление изученного материала

Закрепляющая беседа

-А теперь я предлагаю группам попробовать составить синквейн к слову «тату, татуировка». Учитель раздает карточки с напоминанием правил составления синквейна и карточки – подсказки с текстом про татуировку. (Приложение 3,4). Затем, через 2-3 мин., Учитель слушает синквейн групп и предлагает свой вариант. ( Слайд 15) Например:

Татуировка
Вредная, постоянная
Отталкивает, интересует, оставляет след
Надпись или рисунок на теле
Подростки

Учитель предлагает сделать синквейн к слову «красота».

Вариант учителя:

Красота
Гармоничная, неописуемая
Завораживает, вдохновляет, радует глаз
Доставляет эстетическое наслаждение
Страшная сила

(Слайд № 16)

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение. Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Подводит обучающихся к выводу, вспоминая эпиграф к уроку. Действительно ли «Красота – это страшная сила!»

 

-«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».( Генрих Гейне) (Слайд 17)

- Будьте здоровы , ребята!

Воспринимают информацию, составляют синквейн в группах

Делают свои выводы

   

Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов деятельности на уроке

(Слайд 18)

Учитель выдает цветные стикеры и предлагает выбрать детям любое предложение из слайда и продолжить его

Ребята записывают на стикере предложение и продолжают его сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Приклеивают на доску при выходе из класса

Воспринимают оценку учителем , одноклассниками

Я думаю, что это не последнее наше общение на тему : Гигиена кожи», предлагаю продолжить эту тему дома, выполняя домашнее задание

П. 40 прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа

           

 

Список использованной литературы и сайтов

(http://vse-o-tattoo.ru/articles/istoriya-pirsinga)

кадры из фильмов:

Из Морозко

Из Девчат

Приложение 1

Составьте кластер, показывающий изменение значения татуировки в обществе

Широкое распространение среди молодёжи получило нанесение на тело рисунков, выполненных в одном и нескольких цветах – татуировка. Татуировка представляет собой внедрение в кожу не выводимых, нестираемых пигментов с целью создания на теле текста или изображения.

История татуировки насчитывает 60 тысяч лет. Она наносилась ещё в Древнем Египте. Найденным мумиям было 4 тысячи лет, но рисунки на них различимы. В первобытном обществе древние люди изображали на своём теле рисунки, указывающие на принадлежность к племени, роду, социальный статус и якобы обладающие магической силой. С татуировкой были связаны так называемые «переходные обряды»; посвящение юношей в мужчин, переселение в загробный мир. Татуировки наделялись магическими свойствами защиты воинов в бою, охраны стариков от болезней и т.д. Узоры мужчин являлись постоянной боевой окраской, показателем доблести и воинственности. По женским татуировкам можно было узнать, замужем ли женщина, сколько у неё детей. В некоторых случаях татуировка считалась наказанием. В Японии преступникам наносили на лоб иероглиф ИНУ – «собака». Во времена первой мировой войны буквой D метили дезертиров, а в Германии выбивали номера жертвам концлагерей.

С распространением христианства обычай нанесения тату практически угас. В XIX веке татуировка была привилегией моряков, горняков, литейщиков, использовавших её как символ братства, солидарности, верности традициям. Начало XXвека было отмечено большим всплеском моды на тату, ей увлекались даже аристократы. К середине столетия происходит почти полное забвение этого модного течения.

В современном обществе тату становится частью мировой индустрии красоты, атрибутом молодёжной моды. Татуировка давно не имеет той плохой репутации, которая у неё была в прошлом. Тем не менее, человек должен хорошо подумать и решить для себя, нужна ли она ему, т.к. нанесённое на тело изображение останется с ним на всю жизнь. Вкусы и пристрастия быстро меняются, мода проходит, поэтому не стоит спешить украшать себя татуировкой. Удалить её сложно, хотя современная наука и разработала методики выведение посредством лазера, но даже их применение позволяет сделать это далеко не всегда.

Приложение 2

1. Какой слой кожи затрагивается при нанесении татуировки, куда должна попасть краска

2.А если тату будет затрагивать только эпидермис? Что произойдет?

3. Какая же будет реакции кожи, протекающие при создании татуировки?


 


 


 

Приложение № 3

Первая строка - термин, фамилия, понятие. (существительное)

Вторая строка - два прилагательных – определение предмета, темы стихотворения.

Третья строка – три глагола, определяющие деятельность, функции «героя» синквейна.

Четвертая – предложение из четырех – пяти слов, раскрывающих смысл главного слова синквейна. Крылатая фраза, утверждение.

Пятая – одно слово существительное, выражающее суть первого.(синоним 1 слова)

Приложение № 4

Татуировка

Широкое распространение среди молодёжи получило нанесение на тело рисунков, выполненных в одном и нескольких цветах – татуировка. Татуировка представляет собой внедрение в кожу не выводимых, нестираемых пигментов с целью создания на теле текста или изображения.

История татуировки насчитывает 60 тысяч лет. Она наносилась ещё в Древнем Египте. Найденным мумиям было 4 тысячи лет, но рисунки на них различимы. В первобытном обществе древние люди изображали на своём теле рисунки, указывающие на принадлежность к племени, роду, социальный статус и якобы обладающие магической силой. С татуировкой были связаны так называемые «переходные обряды»; посвящение юношей в мужчин, переселение в загробный мир. Татуировки наделялись магическими свойствами защиты воинов в бою, охраны стариков от болезней и т.д. Узоры мужчин являлись постоянной боевой окраской, показателем доблести и воинственности. По женским татуировкам можно было узнать, замужем ли женщина, сколько у неё детей.

 

Татуировка

В некоторых случаях татуировка считалась наказанием. В Японии преступникам наносили на лоб иероглиф ИНУ – «собака». Во времена первой мировой войны буквой D метили дезертиров, а в Германии выбивали номера жертвам концлагерей.

С распространением христианства обычай нанесения тату практически угас. В XIX веке татуировка была привилегией моряков, горняков, литейщиков, использовавших её как символ братства, солидарности, верности традициям. Начало XXвека было отмечено большим всплеском моды на тату, ей увлекались даже аристократы. К середине столетия происходит почти полное забвение этого модного течения.

В современном обществе тату становится частью мировой индустрии красоты, атрибутом молодёжной моды. Татуировка давно не имеет той плохой репутации, которая у неё была в прошлом. Тем не менее, человек должен хорошо подумать и решить для себя, нужна ли она ему, т.к. нанесённое на тело изображение останется с ним на всю жизнь. Вкусы и пристрастия быстро меняются, мода проходит, поэтому не стоит спешить украшать себя татуировкой. Удалить её сложно, хотя современная наука и разработала методики выведение посредством лазера, но даже их применение позволяет сделать это далеко не всегда.
 

Татуировка

Тату с использованием хны, ставшие особенно популярным в последнее время, крайне опасны. Причём не сама хна, а краска в состав которой она входит. Краситель содержит очень сильный аллерген, и у многих людей может вызвать пожизненную аллергию на солнцезащитные кремы, болеутоляющие таблетки, а также на содержащие такой же краситель одежду и тени для век. Были случаи, когда у казалось бы ,здоровых подростков после нанесения тату развивалась бронхиальная астма. Кроме того, частицы краски попадают в лимфатические сосуды, а по ним – в лимфатические узлы, которые становятся похожими на забитую грязью ливневую канализацию и перестают выполнять свою защитную иммунологическую функцию.

Сведение татуировки облегчения не принесёт, т.к. частицы краски, попавшие в лимфатические узлы, успевают сделать своё чёрное дело. В результате снижения иммунитета возникают герпес, гнойничковые заболевания кожи, активируется вирус, вызывающий появление папиллом. Могут появиться цистит и заболевания почек.

При нанесение татуировки у кустарей есть вероятность получить гепатит и ВИЧ – инфекцию. То, что кто-то ходит с ног до головы в татуировках – «и ничего» - не повод для успокоения. Во-первых, неизвестно, насколько им «ничего». Во-вторых, все люди разные – одни крепче, другие слабее. Никто не знает, где его уязвимое место.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации