Урок биологии в 8-9 классе «Функциональные особенности и гигиена пищеварения в кишечнике»
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия: крипты, подслизистая основа, перистальтика, сфинктер, дивертикула, колит
Изучение нового материала
Функциональные особенности и гигиена пищеварения в кишечнике
В самой длинной части пищеварительного тракта в кишечнике, состоящем из тонкой и толстой кишок, продолжаются процессы переваривания пищи, обработанной в ротовой полости и желудке. В тонком кишечнике белки, жиры, углеводы и другие простые пищевые вещества расщепляются на более простые и всасываются в кровь и лимфу. В толстой кишке активно идут процессы брожения, всасывается вода и формируются каловые массы, которые удаляются через прямую кишку.
Кишечник
Выделяют два отдела тонкого кишечника: короткий двенадцатиперстный длинный (3,0—3,5 м) — брыжеечный. Начальный отдел тонкой кишки, назван двенадцатиперстной, поскольку длина ее 25—30 см, что. в среднем равно ширине сложенных вместе 12 пальцев. Эта кишка плотно прилежит к задней стенке живота и покрыта брюшиной только спереди. В нисходящей ее части есть продольная складка, заканчивающаяся выпячиванием в виде сосочка, на котором общим устьем открываются желчный проток и проток поджелудочной железы. По первому протоку сюда поступает желчь, а по второму — панкреатический сок. Многочисленные ферменты панкреатического сока действуют на пищевые вещества строго специализированно и последовательно, но при этом обязательно должна присутствовать желчь, их активизирующая.
Брыжеечная часть тонкой кишки со всех сторон покрыта брюшиной. Всасывание различных веществ осуществляется благодаря особому строению стенок тонкой кишки и прежде всего ее
слизистой оболочке. Она вся собрана в складки и покрыта множеством ворсинок — выростами неправильной формы длиной до 1,2 мм. Основу ворсинки составляет рыхлая соединительная ткань, в центре которой, подобно стержню, проходит широкий лимфатический капилляр, а по сторонам от него располагаются кровеносные сосуды и капилляры. По лимфатическому капилляру в лимфу, а затем в кровь попадают жиры, а по кровеносным капиллярам ворсинок в кровоток поступают белки и углеводы. В слизистой оболочке тонкой кишки имеются многочисленные маленькие железы трубчатого строения — крипты, которые выделяют кишечный сок сложного состава, содержащий пищеварительные ферменты. Мышечная оболочка отделяется от слизистой основой , которая состоит из двух .слоев гладких мышечных клеток — внутреннего циркулярного и наружного продольного. Она обеспечивает перистальтическое (волнообразное) и маятникообразное движение тонкой кишки, что способствует лучшему перемешиванию и всасыванию пищевых веществ, а также их проталкиванию к толстой кишке. На границе тонкого и толстого кишечника круговые пучки образуют сфинктер — своеобразную заслонку, которая регулирует периодическое проталкивание кишечного содержимого только в одном направлении— из тонкой кишки в толстую.
Обычная смешанная пища, составляющая наш ежедневный рацион, находится в тонкой кишке около 6—7 ч. Все, что не всосалось в тонкой кишке, небольшими порциями поступает в начальный отрезок толстой кишки — слепую кишку. Здесь благодаря работе различных бактерий начинаются активные процессы брожения.
Длина толстой кишки — примерно 1,5 м 1, 59. Она словно обод обхватывает петли тонкой кишки . Перистальтика толстой кишки совершается медленнее, чем тонкой, и пищевые массы находятся здесь дольше. Слизистая оболочка толстой кишки не образует ворсинок, а ее железы вырабатывают сок, в котором мало ферментов, но зато он богат слизью, способствующей продвижению содержимого кишечника к прямой кишке. В толстом кишечнике непереваренные остатки пищи освобождаются от избытка воды, которая также всасывается в кровь: В слизистой оболочке толстой кишки сосредоточено множество одиночных лимфоидных узелков. Особенно ими богат червеобразный отросток — аппендикс.
Строение тонкого кишечника
Конечный отрезок пищеварительной системы — прямая кишка имеет два изгиба и одно расширение перед заднепроходным отверстием, которое запирается сфинктером, образованным кольцевой мускулатурой прямой кишки.
Аппендикс или червеобразный отросток, выполняет в организме важные функции.
Лимфоидные фолликулы аппендикса принимают участие во всех защитных реакциях организма. Есть основания полагать, что они являются резервным гарнизоном армии иммунитета.
В аппендиксе, словно в инкубаторе, постоянно живёт и размножается кишечная палочка, в многочисленные обязанности которой входит и выработка витаминов группы В.
Аппендикс
В кишечном тракте могут возникать различные патологические изменения, например воспаление аппендикса (аппендицит). В отделе двенадцатиперстной кишки иногда образуются дивертикулы — выпячивание стенки полого органа (желудка, пищевода или кишки). Они появляются обычно у лиц пожилого возраста, когда ослабевает мышечный слой стенки кишки. Часто дивертикулы могут возникать при заболеваниях желчного пузыря или воспалительных процессах, происходящих в печени или поджелудочной железе. При этих заболеваниях человек испытывает ноющую боль, тошноту, снижение аппетита, изжогу, наблюдается похудание.
Основное лечение диета и режим питания.
При попадании в пищеварительную систему болезнетворных микробов и паразитов, кишечник воспаляется и развивается заболевание — колит. Если воспаляется тонкий кишечник, то развивается заболевание энтероколит. Помимо инфекционных микробов результат нарушений режима питания й расстройства нервной регуляции кишечника. Это приводит к застою содержимого кишечника (запорам), нарушению выделения кишечного сока и слизи. При колите отмечается вздутие живота, боли, поносы или запоры, слизь и кровь в испражнениях. Температура тела может повышаться до 38—39 °С.
Профилактика заболевания состоит в соблюдении правильного режима питания/ нормального образа жизни, отдыха и сна, занятиях физкультурой и водных процедурах
Желудочно-кишечное кровотечение может быть при различных острых и хронических заболеваниях пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки, печени, толстой кишки и других органов. Довольно распространенным заболеванием в настоящее время является язва желудка и двенадцатиперстной кишки.
При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки кровотечение чаще возникает в период обострения заболевания. Оно может появиться в любое время дня, вечером или ночью и нередко становится следствием грубых погрешностей в питании - употреблении острой, горячей нищи, алкогольных напитков. ' , , Обычно при начавшемся кровотечении человек ощущает нарастающую слабость, головокружение. Кожа и слизистые оболочки бледнеют, выступает холодный пот, усиливается сердцебиение, появляется шум в ушах и мелькание черных точек перед глазами. Кровавая рвота и дегтеобразный стул •— самые достоверные симптомы .кровотечения, Однако они далеко не всегда появляются в начальном его периоде.
Каждый из этих признаков должен насторожить больного и его близких, особенно если человек страдает каким-либо хроническим заболеванием органов пищеварения.
Нередко при желудочно-кишечном кровотечении становятся более выраженными и признаки основного заболевания. При язвенной болезни, например, может возникнуть боль в верхней части живота, чаще в подложечной области, которая ослабевает или, наоборот, усиливается после приема пищи. Больного мучает изжога, тошнота, рвота.
Подумайте и ответьте. 1. Каковы функциональные особенности отделов кишечника? 2. Какие гигиенические, правила необходимо соблюдать для" осуществления процесса пищеварения, в кишечнике? 3.К чему может привести несоблюдение гигиенических правил? 4. Какие заболевания могут возникнуть в кишечном тракте в. процессе нарушения его функции? 5. Какие меры профилактики необходимо соблюдать для предотвращения заболеваний кишечника?
Объясните значение терминов: крипты, подслизистая основа, перистальтика, сфинктер, дивертикула, колит
Три теста на болезни кишечника
Воспалительные заболевания кишечника
Здоровый кишечник крепкий иммунитет
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html