Занятие по биологии на тему «Гигиена слуха» (5–6 классы)
Приветствие учащихся.
Ход урока:
Проверка домашнего задания
Доклад ученицы о заболеваниях слухового анализатора 5 мин
Проверка знаний, усвоенных на прошлом уроке (раздаю карточки с текстом) 2 минуты на повторение и 3 на написание.
Прочитайте текст, выпишите нужные слова по порядку через запятую:
Вариант № 1
«Каждое ухо состоит из трех отделов: ..., ..., .... Наружное ухо заканчивается ... .... В среднем ухе находятся ... .... И они нужны для… . Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено.... Во внутреннем ухе находится преддверие, улитка и ... .... Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в ..., а именно в … .»
Почему при взрыве или очень громком звуке рекомендуется открыть рот?
В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?
1) затылочную
2) теменную
3) височную
4) лобную
Вариант № 2
1. Почему, когда мы летим в самолёте нам предлагают зевнуть или просто открыть рот?
2. Установите, в какой последовательности осуществляется передача звуковых волн в органе слуха:
А) Барабанная перепонка
Б) мембрана овального окна
В) звуковая волна
Г) слуховые косточки
3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?
1) затылочную
2) теменную
3) височную
4) лобную
Тема урока «Гигиена слуха» 10 минут
Основы гигиены ушей. Все ученики записывают в тетрадь 5 основных правил гигиены ушей.
1. Мыть уши, так же, как и умываться, нужно каждый день. Это основа.
2.Не стоит отказываться от чистки ушей ватными палочками. При большом выделении железами серы она накапливается в наружном слуховом проходе и может образоваться пробка, что приводит к ухудшению слуха.
В среднем за месяц ухо человека вырабатывает до 20 мг серы.
3.Вред здоровью наносят сильные шумы. Они могут приводить не только к ослаблению слуха или его полной потере, но и снижать работоспособность, повышать утомляемость, вызывать бессонницу. Норма интенсивности звука составляет около 40 децибел. Для сравнения такую интенсивность имеет тихий разговор, интенсивность звука громкого разговора - 60 децибел, шума транспорта на улице - 70-80 децибел. При уровнях звука свыше 160 децибел - возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких, больше 200 - смерть (шумовое оружие)
Децибел — это безразмерная единица, применяемая для измерения отношения некоторых величин — «энергетических» (мощности, энергии, плотности потока мощности и т. п.) Для борьбы с производственными шумами используются различные средства защиты – звукопоглощающие материалы, звуконепроницаемые наушники.
4. Попадание воды в уши. Попадание воды в уши приводит к ощущению заложенности, ухудшению слуха, а при длительном воздействии - к сильной боли. Чтобы избавиться от недавно попавшей воды, необходимо лечь на спину, а затем медленно (примерно за 5 секунд) повернуть голову на больное ухо.
5. При насморке в воспаленных пазухах носа происходит накопление слизи, которая может проникнуть и в слуховую трубу. Инфекция, вызвавшая воспаление слизистых оболочек носоглотки может распространиться во внутренние отделы органов слуха, спровоцировав серьезное заболевание.
В результате происходит разбалансировка наружного давления и давления в среднем ухе. Возникает чувство заложенности, из-за чего человек испытывает дискомфорт. Но это не самое опасное. После записи этих основных правил гигиены слуха в тетрадь мы приступаем к лабораторной работе.
Лабораторная работа Лабораторная работа “Изучение влияния шума на слух” 20 минут
Цель работы: узнать влияния шума на слух
Выполните работу:
а) К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируется расстояние, на котором тиканье часов он услышал.
б) Аналогичный опыт провести с левым ухом. (Нормальным считается расстояние 10-15 см.)
в) Прослушайте громкую музыку в течение 2 минут, а затем опыт повторите.
Результаты внесите в таблицу.
Сравните полученные результаты работы и объяснить их. Сделать вывод.
Условия опыта |
Порог чувствительности в (см) |
|
Правое ухо |
Левое ухо |
|
Обычное восприятие |
||
Восприятие после воздействия шума |
Результаты записать на листочке, и я потом соберу их и проверю.
Объяснение результатов:
Вывод:
Рефлексия 3 минуты
Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты. Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Это все будет письменно.
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Домашняя работа. 2 минуты
Подготовиться к самостоятельной работе, в которую войдет 2 темы:
Слуховой анализатор, строение.
Гигиена слухового анализатора.