12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Габова Полина Николаевна1261
Интересуюсь всем новым в сфере педагогики, психологии, неврологии, педиатрии, психиатрии. Люблю фотографировать обыденные, но такие интересные вещи, упущенные нами в быстром темпе жизни.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Дошкольники»
5

Статья «Особенности нервно-психического развития детей с перинатальным поражением центральной нервной системы»

 

 ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Проблемы развития детей и перинатальным поражением центральной нервной системы чрезвычайно актуальны в связи с их распространенностью, риском неблагоприятных исходов (параличи, стойкие сенсорные дефекты, гидроцефалия, эпилепсии, умственная отсталость) и декомпенсаций резидуально-органического фона в последующие этапы жизни, в том числе у детей с минимальными мозговыми дисфункциями. Проявляется функциональной несостоятельностью различных сфер нервно-психического реагирования (двигательной, эмоционально-мотивационной, вегетативной, познавательной) на отдельных этапах онтогенеза, особенно при повышенных нагрузках и в периоды возрастных физиологических кризов.

Основной контингент стационарных учреждений составляют дети, имеющие последствия перинатального поражения цнс, которые могут выражаться в различных неврологических нарушениях.

Первые проявления ППЦНС фиксируются у новорожденного. Это поздний, слабый и болезненный крик новорожденного; длительная синюшность, плохая терморегуляция, измененное сердцебиение, отсутствие сосательного рефлекса, нарушенный сон, измененная двигательная активность. Эти неврологические нарушения могут быть устранены к году (у доношенных детей) или к полутора годам (у недоношенных), и в последующем у ребенка не будет отклонений со стороны нервной системы. У других детей неврологическая симптоматика нарастает, отягощается двигательными нарушениями в виде повышения или понижения мышечного тонуса, задержки темпов моторного и психического развития. Возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом (дисбактериоз, плохая усвояемость пищи, плохая прибавка в весе). В этом случае можно говорить о переходе ППЦНС в другие болезненные состояния, которые определяют дальнейшее развитие ребенка в условиях дизонтогенеза.

Последствия перинатального поражения головного мозга в старшем возрасте выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразований, и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности. Неврологическая симптоматика проявляется в виде минимальной мозговой церебральной дисфункции, психоорганического синдрома, гидроцефалии, детского церебрального паралича и т. д.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) проявляется повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением восприятия, диффузными и легкими очаговыми неврологическими симптомами. Моторное развитие грубо не страдает, однако выявляется своеобразная моторная неловкость и стертые двигательные нарушения. У детей с ММД в анамнезе отмечается рассеянная неврологическая симптоматика: ассиметрия лицевой иннервации, наличие небольшой спастики, вальгусная или варгусная установка стоп, сколиоз, косоглазие, небольшое снижение остроты зрения, признаки частичной моторной незрелости (тремора, проявляющегося при нагрузке, волнении), отставание в формировании общего динамического праксиса. В психическом состоянии отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, недостаточность функций активного внимания, утомляемость, повышенная возбудимость. Патогенетической основой этого состояния является задержанное созревание поздно формирующихся структур и функций мозга.

При психоорганическом синдроме неврологические и психологические нарушения будут более грубо проявляться в виде:

-гипертензионно-гидроцефального синдрома (повышение внутричерепного давления). Его признаки: выраженность лобных бугров, увеличение окружности головы, расширенная венозная сеть в области лба, висков и век. Нарушения умственной работоспособности проявляются при данном синдроме в виде повышенной утомляемости и истощаемости и сочетаются с недостаточностью памяти, внимания, переключаемости, замедленностью мыслительных процессов, недостаточной их целенаправленностью, склонностью к побочным ассоциациям. Для некоторых детей характерна повышенная возбудимость, раздражительность. Эти дети плохо переносят жару, транспорт, часто жалуются на головные боли и головокружения;

-церебрастенического синдрома, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушений активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости – признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности;

-неврозоподобных синдромов в виде страхов, нарушения сна, тиков мышц лица и конечностей, преходящего или более стойкого энуреза;

-редких или эпизодических судорожных состояний или эпи – синдрома;

-двигательных нарушений: асимметрии сухожильных рефлексов, неустойчивой походки при остаточных явлениях гемисиндрома или мозжечкового синдрома (тремор, нарушения координации движения и артикуляционной моторики);

-более грубых нарушений зрения (частичной атрофией дисков зрительного нерва и др.).

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.