Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Глагол как часть речи»
Конспект урока по русскому языку, 5 класс
Повторение по теме : « Глагол как часть речи»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: обобщить изученный теоретический материал, прививать навыки использования теории в практической деятельности
Задачи:
1.Совершенствовать умения и навыки учащихся находить и объяснять изученные орфограммы
определять морфологические признаки глагола ,синтаксическую роль глагола.
2 Развивать познавательную деятельность учащихся ,мыслительные процессы,
память ,внимание ,быстроту реакции ,развивать навыки самостоятельной работы,
умение синтезировать изученный материал.
3.Воспитывать интерес к предмету, внимание к слову ,культуру речи.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
|
1.Вводно – мотивационный Цель этапа: включение учащихся в деятельность
Постановка учебной задачи |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Учитель читает: Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья. И рожь в полях цветёт.
О какой части речи говорится? Назовите ключевое слово? Посмотрите в учебнике темы о глаголе. Мы все темы изучили? Как вы думаете,какова цель нашего урока? Что конкретно нужно повторить? Учитель записывает цель урока на доске |
Подготовка учащихся к уроку
Учащиеся отвечают : о глаголе Действие Работают с учебником Да Повторить всё о глаголе Дети говорят : орфограммы, признаки глагола, синтаксическая роль глагола Ставят цели, формулируют тему урока
|
2 Операционно -содержательный Цель этапа: Систематизировать знания о глаголе как части речи, совершенствовать Умения находить орфограммы и объяснять их, закрепить знания о морфологических признаках глагола, развивать познавательную деятельность учащихся ,умение самостоятельно работать
Рефлексивно- оценочный этап Цель :осознание учащимися своей учебной деятельности самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
Все задания распечатаны на каждого ученика
1Внимательно прочитайте слова Разжеч(?), держ…им,(не)навидим ,возвыша…м, обеспеч(?), (не)переживайте пада…т, улыбает(?)ся,поеш…,забл…стела,броса…м,(не)годую,совет…вать,стараеш…ся, бесед…вал - Какие виды орфограмм вы можете назвать?
2 Как называются записанные сочетания слов? Брать пример ,падать духом ,тянуть лямку, врасти корнями, бросать на ветер, вбивать в голову, набивать руку. Выпишите фразеологические обороты ,в состав которых входят переходные Глаголы .Почему эти глаголы называются переходными? Объясните значение фраз.оборотов, используя слова для справок.
Материалы для справок: - пристально, внимательно смотреть на кого – либо; - подражать кому – нибудь; - заниматься тяжёлым, однообразным трудом; - приобретать сноровку в каком – либо деле.
Учитель организует физминутку: Поскачите ,попляшите, Сядьте тихо ,полежите, Поднимитесь ,распрямитесь, Потянитесь и согнитесь. Встаньте прямо, улыбнитесь, Быть хорошими старайтесь. Вы рифмовку прочитали… А глаголы вы узнали
Запишите 3 глагола, которые вы запомнили, определите их постоянные морфологические признаки .Давайте перечислим их.
Учитель выносит на доску в виде таблицы
3. Игра «Игра ,что вы можете сказать об этом слове» Учитель называет любое слово ,например, «ДУМАЙ», кидает поочерёдно мячик любому учащ – ся .Ученики рассматривают слово с разных языковых сторон.
4 Работа с текстом. Постройте предложения так, чтобы получился текст 1 Люди заботливо берегут и охраняют редкостных красивых зверей ,а умные лоси людей почти не страшатся. 2 Много лосей живёт в наших лесах. 3 Иногда молодые и старые лоси близко подходят к людным селениям и шумным городам ,бродят по городским паркам ,на глазах людей переплывают реки, перебегают наезженные большие дороги.
- выпишите глаголы, разберите их по составу - найдите предложения с однородными сказуемыми - дайте характеристику сложному предложению, составьте его схему - придумайте и запишите в тетрадь задания к тексту
5 Самостоятельная работа. Тест 1 Глагол обозначает: А признак предмета; Б действие предмета; В предмет 2 Глагол совершенного вида отвечает на вопрос: А что сделать; Б что делать. 3 Укажите постоянные морфологические признаки: А время; Б вид; В наклонение; Г спряжение; Д лицо 4 Укажите глагол в повелительном наклонении: А работаем; Б напишите; В нарисовал бы 5 Среди перечисленных слов найдите видовую пару: А наступил – наступит В открыть – открывать 6 Найдите глаголы 2 спряжения: А почу…ешь Б раста…шь В полож…шь Г хвата…шь 7Где нужно вставить букву Е: А вер…те Б люб…те В ответ…те Г тян…те 8 Найдите глаголы – исключения: А держать Б увидать В присмотреть Г обижать
Учитель выводит на экран правильный вариант 1б 2а 3б,г 4б 5в 6в 7г 8а,в
Как вы думаете мы ее достигли? Закончите предложение -У меня сегодня получилось - Сегодня на уроке -Я научился… Учитель организует рефлексию, организует самооценку рузультатов уч.-ся
|
Читают вслух Учащиеся перечисляют орфограммы , объясняя правописание глаголов Сильные учащиеся записывают слова ,группируя их по орфограммам ,приводя свои примеры на каждую орфограмму. Остальные записывают слова в тетрадь ,коллективно объясняют написание слов
Учащиеся отвечают: фразеологические обороты.
Выписывают фр.об., дают им толкование.
Дети называют морф. пр. Записывают глаголы в тетрадь, определяют их признаки, зачитывают вслух.
Говорят, что это глагол ,кто-то называет любой признак, Кто-то подбирает синонимы, антонимы, составляет предложения, разбирает по составу ,производит частичный фонетический разбор т.д.
Составляют текст
Взаимопроверка Зачитывают предложение Составляют схему у доски Записывают задания в тетрадь ,зачитывают(определите стиль тип речи, выделите грамм .основу, найдите односоставное предложение, найдите слова с проверяемыми гласными в коре слова, непроизносимыми согласными т. п)
самопроверка
Читают цели на доске отвечают, что цель достигнута Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты
|