Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Глагол как часть речи»

5
0
Материал опубликован 9 September 2019

                                                       Конспект урока по русскому языку, 5 класс

                                                      Повторение по теме : « Глагол как часть речи»

                                                    Тип урока: урок общеметодологической направленности

    Цель урока: обобщить изученный теоретический материал, прививать навыки использования теории в практической деятельности

                      Задачи:

1.Совершенствовать умения и навыки учащихся находить и объяснять изученные орфограммы

определять морфологические признаки глагола ,синтаксическую роль глагола.

2 Развивать познавательную деятельность учащихся ,мыслительные процессы,

память ,внимание ,быстроту реакции ,развивать навыки самостоятельной работы,

умение синтезировать изученный материал.

3.Воспитывать интерес к предмету, внимание к слову ,культуру речи.

 

 

 

 

 

 

 

                                              

      Этап

            Деятельность учителя

         Деятельность учащихся

 

 

 

1.Вводно – мотивационный

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

 

 

 

Постановка

учебной задачи

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель читает:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди  строят зданья.

И рожь в полях цветёт.

 

О какой части речи говорится?

Назовите ключевое слово?

Посмотрите в  учебнике темы о глаголе.

Мы все темы изучили?

Как вы думаете,какова цель нашего урока?

Что конкретно нужно повторить?

Учитель записывает цель урока на доске

Подготовка учащихся к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают : о глаголе

Действие

Работают с учебником

Да

Повторить всё о глаголе

Дети говорят : орфограммы, признаки глагола, синтаксическая роль глагола

Ставят цели, формулируют тему урока

 

 

2 Операционно -содержательный

Цель этапа:

Систематизировать знания о глаголе как части речи,

совершенствовать

Умения находить орфограммы и объяснять их, закрепить знания о морфологических признаках глагола, развивать познавательную деятельность учащихся ,умение самостоятельно работать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивно- оценочный этап

Цель :осознание учащимися своей учебной деятельности самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Все задания распечатаны на каждого ученика

 

1Внимательно прочитайте слова

Разжеч(?), держ…им,(не)навидим ,возвыша…м, обеспеч(?), (не)переживайте пада…т,

улыбает(?)ся,поеш…,забл…стела,броса…м,(не)годую,совет…вать,стараеш…ся,

бесед…вал

- Какие виды орфограмм вы можете назвать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Как называются записанные сочетания слов?

Брать пример ,падать духом ,тянуть лямку, врасти корнями, бросать на ветер, вбивать в голову, набивать руку.

Выпишите фразеологические обороты ,в состав которых входят переходные

Глаголы .Почему эти глаголы называются переходными?

Объясните значение фраз.оборотов, используя слова для справок.

 

Материалы для справок:

- пристально, внимательно смотреть на кого – либо;

- подражать кому –  нибудь;

- заниматься тяжёлым, однообразным трудом;

- приобретать сноровку в каком – либо деле.

 

 

Учитель организует физминутку:

Поскачите ,попляшите,

Сядьте тихо ,полежите,

Поднимитесь ,распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими старайтесь.

Вы рифмовку прочитали…

А глаголы вы узнали

 

Запишите 3 глагола, которые вы запомнили, определите их

постоянные морфологические признаки .Давайте перечислим их.

 

Учитель выносит на доску в виде таблицы

 

3. Игра «Игра  ,что вы можете сказать об этом слове»

Учитель называет любое слово ,например, «ДУМАЙ», кидает поочерёдно мячик любому учащ – ся .Ученики рассматривают слово с разных языковых сторон.

 

 

 

 

4 Работа с текстом.

Постройте предложения так, чтобы получился текст

1 Люди заботливо берегут и охраняют редкостных красивых зверей ,а умные лоси людей почти не страшатся.

2  Много лосей живёт в наших лесах.

3 Иногда молодые и старые лоси близко подходят к людным селениям и шумным городам ,бродят по городским паркам ,на глазах людей переплывают реки, перебегают наезженные большие дороги.

 

- выпишите глаголы, разберите их по составу

- найдите предложения с однородными сказуемыми

- дайте характеристику сложному предложению, составьте его схему

- придумайте и запишите в тетрадь задания к тексту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Самостоятельная работа. Тест

  1 Глагол обозначает:

     А признак предмета;

     Б действие предмета;

      В предмет

   2 Глагол совершенного вида отвечает на вопрос:

А что сделать;

 Б что делать.

 3 Укажите постоянные морфологические признаки:

  А время;

  Б вид;

   В наклонение;

   Г спряжение;

   Д лицо

4 Укажите глагол в повелительном наклонении:

А работаем;

Б напишите;

В нарисовал бы

5 Среди перечисленных слов найдите видовую пару:

А наступил – наступит
Б решу – решить

В открыть – открывать

6 Найдите глаголы 2 спряжения:

А почу…ешь

Б раста…шь

В полож…шь

Г хвата…шь

7Где нужно вставить букву Е:

 А вер…те

Б люб…те

 В ответ…те

 Г тян…те

8 Найдите глаголы – исключения:

А держать

Б увидать

В присмотреть

Г обижать

 

Учитель выводит на экран правильный вариант

3б,г

8а,в


Посмотрите на цель нашего урока.

Как вы думаете мы ее достигли?

Закончите предложение

-У меня сегодня получилось

- Сегодня на уроке

-Я научился…

Учитель организует рефлексию, организует самооценку рузультатов уч.-ся

 

 

 

 

 

 

 

Читают вслух

Учащиеся перечисляют орфограммы , объясняя правописание глаголов

Сильные учащиеся записывают слова ,группируя их по орфограммам ,приводя свои примеры на каждую орфограмму.

Остальные записывают слова в тетрадь ,коллективно объясняют написание слов

 

Учащиеся отвечают: фразеологические обороты.

 

Выписывают фр.об., дают им толкование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют морф. пр.

Записывают глаголы в тетрадь, определяют их признаки, зачитывают вслух.

 

Говорят, что это глагол ,кто-то называет любой признак,

Кто-то подбирает синонимы, антонимы, составляет предложения, разбирает по составу ,производит частичный фонетический разбор т.д.

 

 

Составляют текст

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

Зачитывают предложение

Составляют схему у доски

Записывают задания в тетрадь ,зачитывают(определите стиль тип речи, выделите грамм .основу,  найдите односоставное предложение, найдите слова с проверяемыми гласными в коре слова, непроизносимыми согласными т. п)

 

самопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают цели на доске отвечают, что цель достигнута

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты

 

Комментарии
Комментариев пока нет.