Гласные и согласные звуки и буквы

0
0
Материал опубликован 1 January в группе








Конспект

открытого логопедического

занятия на тему:

«Гласные и согласные звуки и буквы»







- общее недоразвитие речи

- первый год обучения

- заключительное занятие по теме













Цель: научить различать гласные и согласные звуки и буквы.

Задачи

Образовательные:

- продолжать учить различать гласные и согласные звуки и обозначать их соответствующими буквами;

- продолжать формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза;

- учить давать характеристику согласным звукам;

- закреплять образ букв;

- упражнять в соотнесении звука с буквой и буквы со звуком;

Коррекционные:

- развивать речевое дыхание, фонематический слух, формировать фонематическое восприятие, продолжать работу по развитию связной речи;

- развивать познавательную активность учащихся, мышление, вербальные внимание и память;

- развивать мелкую моторику, тактильное восприятие, зрительно-двигательную координацию, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;

Воспитательные:

- формировать интерес и мотивацию к занятиям;

- развивать навыки самоконтроля учащихся;

- воспитывать умение работать в группе;

- учить принимать правила игры и соблюдать их.

Оборудование: компьютер: слайд № 1 – графическое изображение парусника на фоне моря, слайд № 2 – изображение карты острова букв и звуков, слайд № 3 - картинки: ЗУБЫ, ЛИПА, АИСТ, ПИЛА, ГУСИ; компьютерная программа «Русский язык 1 класс»; индивидуальные тетради в клетку; карандаши; цветные символы звуков (индивидуальные и демонстрационные); логопедические карты; магнитофон; CD – звуки природы.

Ход занятия

Вводная часть.

I. Организационный момент.

II. Постановка темы занятия.

Л. Ребята, давайте вспомним, на какие две больших группы делятся все звуки и буквы русского языка.

Д. В русском языке есть гласные и согласные звуки и буквы.

Л. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Д. Гласные звуки тянутся, поются и воздух не встречает во рту преград.

Л. Все правильно. Скажите, а вы любите путешествовать?

Д. отвечают.

Л. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к острову звуков и букв. Во время путешествия мы поговорим о гласных и согласных звуках и буквах. Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие?

Д. В путешествие можно отправиться на самолете, на машине, на поезде. А ещё путешествовать можно пешком.

Л. Молодцы. А каким видом транспорта мы воспользуемся, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание.

2. Основная часть.

I. Графический диктант.

Л. Откройте свои тетради, поставьте карандаш на красную точку, сейчас будем рисовать:

От точки 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх, 7 клеток вправо.

Л. На чём мы с вами поплывём? Догадались? (появляется изображение, получившееся у детей).

Д. на корабле.

Л. Ребята, а разве это корабль, посмотрите, похоже на лодку, но только с парусом. Что это такое? Вот какой должен у вас получиться парусник.

II. Дыхательная гимнастика.

Л. А кто скажет, зачем нужен парус? Парус наш повис и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему?

Д. Парус нужен для того, чтобы лодка двигалась. Еще нужен ветер. Наш парус повис, потому что нет ветра.

Л. Давайте поможем нашему паруснику, подуем, чтобы получился ветер. Поднесите прямую ладонь к лицу. Посмотрите, похожа на сдутый парус. Дуем на ладошку и она надувается как парус. Дышать будем вот так: вдох через нос, выдох через рот. Когда вдыхаем ладонь прямая, выдыхаем ладошка-парус надувается.

Д. выполняют упражнение 4-5 раз.

Л. Молодцы, наш парусник поплыл, и помог нам ветер, который мы с вами создали.

III. Звуковой анализ слова.

Л. Возьмите фишки и выложите на парте схему слова «ВЕТЕР».

Д. выполняют задание самостоятельно, один ученик выполняет на доске. Логопед контролирует выполнение задания. Все дети проверяют.

Л. Сколько звуков в слове ветер?

Д. В слове «ветер» пять звуков.

Л. Сколько гласных звуков в этом слове?

Д. В этом слове два гласных звука.

Л. Сколько согласных звуков в этом слове?

Д. Здесь три согласных звука.

Л. Назовите первый звук в слове «ветер», расскажите мне о нём.

Д. Первый звук в слове [в’], он согласный, мягкий, звонкий.

Л. Назовите последний звук в этом слове, охарактеризуйте его.

Д. Последний звук в этом слове [р], он согласный, твердый, звонкий.

Л. Скажите, какой еще согласный звук есть в слове «ветер»?

Д. Звук [т’], он согласный, мягкий, глухой.

Л. Молодцы.

IV. Игра «Эхо».

Л. Ребята, я слышу, как ветер доносит какие-то звуки. Послушайте. Повторите, что вы слышите.

А У А А У О

Л. Какие звуки вы слышали и произносили?

Д. Мы повторяли гласные звуки.

Л. Почему вы решили, что это гласные? Как вы догадались?

Д. Гласные звуки поются, тянутся и не встречают во рту преград.

Л. Правильно.

V. Физминутка.

Л. Ребята, вот мы и подплыли к острову, на котором живут звуки и буквы. (появляется изображение острова). Давайте сойдём не надолго на берег. Только парусник наш далеко от берега, нам придется плыть. Вставайте, спускаемся по веревочной лестнице в воду и поплыли сначала брассом, теперь кролем. Ребята, устали? Переворачиваемся на спину и плывём баттерфляем. Доплыли до острова, выходим на берег и располагаемся на своих местах.

VI. Игра «Узнай букву».

Л. (слышится плеск волн). Погода хорошая, пригревает солнышко, давайте позагораем на песочке. Знаете такую игру, когда кто-то вам на спине пишет букву, а вы угадываете? Сейчас я каждому напишу на спине букву, а вы угадаете. Закройте глазки и отдохните. Только не подсматривайте и не подсказывайте.

Д. закрывают глаза и отгадывают буквы.

Л. Какую букву я написала? (музыка выключается) А теперь давайте потянем их. Начнем сначала тихо-тихо, а потом всё громче и громче. Послушайте, как я это сделаю: А-а-а-а.

Д. каждый тянет свою букву, по очереди.

Л. А теперь наоборот, начнем громко-громко, а потом всё тише и тише: А-а-а-а.

Д. каждый тянет свою букву, по очереди.

VII. Игра «Карты».

Л. Так хорошо лежать на песочке. Я предлагаю вам поиграть в карты. Но карты у меня не простые, а логопедические. Я раздам их вам. Посмотрите, какие буквы вам достались и попробуйте из них сложить слово.

Д. Складывают слова.

Л. У кого что получилось?

Д. Называют свои слова.

Л. Какие гласные есть в твоём слове? Какие согласные есть в твоём слове? Прочитай своё слово.

Д. отвечают на вопросы.

Л. (слайд с изображениями слов, составленных детьми + еще одно). Ребята, вы составили четыре слова, а у меня почему-то пять картинок. Как вы думаете, какое слово можно переделать, чтобы получилось новое слово.

3. Заключительная часть.

Л. Засиделись мы на острове, нам пора возвращаться обратно. На борту нашего современного парусника есть компьютер. Давайте им воспользуемся.

I. Работа на компьютере.

Л. Мышонок нарисовал картинки, но они пока чёрно-белые, потому что в подписях к картинкам есть не все буквы. Нам надо вставить в слова недостающие буквы и картинки станут цветными.

Д. вставляют в слова пропущенные буквы по очереди.

II. Итог занятия.

Л. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в обратный путь. Глазки закройте. Раз, два, три, четыре, пять. В класс вернулись мы опять.

Л. Я надеюсь, что вам понравилось путешествие. На чём мы путешествовали? На каком острове мы были? Какие звуки и буквы есть в русском языке.

Д. Мы путешествовали на паруснике. Мы были на острове звуков и букв. В русском языке есть гласные и согласные звуки и буквы.

Л. Молодцы ребята, вы хорошо поработали сегодня. Занятие окончено.

Учитель-логопед Резниченко Елена Николаевна

- 5 -

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.