«Глинотерапия на занятиях по дополнительному образованию»

0
0
Материал опубликован 16 October

презентацияPPT / 2.16 Мб

/data/files/d1729084623.ppt (презентация)Доклад на тему:

«Глинотерапия на занятиях по дополнительному образованию»

Развитие системы дополнительного образования становится одним из ключевых направлений политики государства. Практика доступности образования в целом и дополнительного образования в частности не теряет своей актуальности в современном мире. Так в соответствии с приоритетами, нашедшими свое отражение в «Стратегии 2020», развитие и социализация детей и подростков заключается в обеспечении образовательной успешности каждого ребенка и вертикальной социальной мобильности через формирование системы поддержки особых групп детей. К обозначенной группе относятся, в том числе, и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Основное внимание по изучению опыта работы с детьми с ОВЗ направлено в плоскость школьного образования, тогда как дополнительное образование теоретиками изучено мало. Ориентируясь на имеющийся педагогический опыт, описанный в периодической литературе, и опыт педагогов нашей школы можно определить главную цель воспитания и обучения указанной группы детей – социализация и социокультурная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами разнообразной творческой деятельности, в том числе декоративно-прикладным творчеством.

Инклюзивное образование в нашей стране получило широкое распространение относительно недавно. Поэтому вопрос включения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в программы дополнительного образования не теряет своей актуальности. Ведь именно в системе дополнительного образования присутствует огромный потенциал саморазвития личности особенного ребенка. Включение ребенка с ОВЗ в реализацию дополнительных общеобразовательных программ открывает перед ним широкие возможности для творческой самореализации через творческую деятельность, а значит, он становится конкурентоспособным в борьбе за достижения, а впоследствии и на рынке труда.

Данным направлением в нашей школе я занимаюсь пятый год. Предлагаю вашему вниманию знакомство с нашим детищем, нашей гордостью, нашей мастерской. Организована она по нац проекту «Современная школа» в 2019.

Создание и реализация программы «Гончарное дело» для детей с особенностями развития в условиях нашего образовательного учреждения стало одним из возможных путей создания благоприятных условий для полноценного развития детей особой категории. Для многих детей с особенностями развития, особенно у тех, у кого нарушена речь, общая и мелкая моторика, поведенческие нарушения, декоративно-прикладное творчество является основным видом коррекционной работы.



Среди многообразия видов творческой деятельности лепка из глины занимает одно из ведущих положений, потому что лепка обладает большим развивающим потенциалом и является одним из направлений коррекционной работы развития творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности.

В процессе реализации программы у детей появился интерес к занятиям по гончарному ремеслу. Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами, выполняют задания самостоятельно, без моей помощи. Занятия позволяют каждому ребенку с особенностями развития, освоив основы лепки, проявлять свои творческие способности в изготовлении игрушек, сувениров; в создании индивидуальных работ по оформлению интерьера и умения занять свое свободное время.

Важным результатом участия воспитанников в занятиях лепки является получение знаний и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности. Я надеюсь, что проделанная работа в ходе реализации программы поможет детям в дальнейшей школьной жизни.

Основная идея программы заключается в поиске эффективных форм работы с детьми особой категории посредством применения декоративно-прикладного творчества и народного искусства. Что позволяет мне апробировать, внедрять, использовать в коррекционно-развивающий процесс инновационную технологию «Глинотерапию», направленную на актуализацию внутреннего мира ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Конечным результатом моей работы с воспитанниками является получение системы знаний, необходимых в социальной деятельности. Считаю, что творческий процесс усвоения школьниками новых техник (лепка из глины) расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Терапия посредством глины позволяет снять мышечные зажимы, снизить тревожность, выплеснуть эмоции, побороть страх. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в дальнейшей учебе, творчестве, в общении со сверстниками.

Практическая значимость использования нетрадиционной технологии глинотерапии в образовательном процессе изучена и подтверждена исследованиями многих известных ученых.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н Леонтьева психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Лепка, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим, её следует считать важным фактором формирования личности.

По мнению В.М.Бехтерева, движение руки тесно связаны с речью и способствует ее развитию.

В настоящее время проблемой является сохранение культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. Изделие из глины ограничено вошло в современный быт, но продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции. Хотя наш регион и многонационален, но конкурсы и выставки декоративно-прикладного творчества направлены, в основном, на сохранение традиций русского народного творчества. В связи с этим, отличительной особенностью программы «Гончарное дело» является работа по сохранению национальных традиций России посредством лепки из глины. У меня есть уникальная возможность расширить и систематизировать знания детей о глине, о том, какая она бывает, какими свойствами она обладает.

Занятие на гончарном круге – это форма ручного прикладного творчества, которая не распространена в образовательных учреждениях и недоступна в домашних условиях.

Целевая группа:

Обучающиеся 2-9 кл;

родители воспитанников (законный представитель);


Реализация программы рассчитана на 4 года и осуществлялась поэтапно:

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: заключительный

Поэтапный план реализации:

на первом этапе мной изучен отечественный опыт применения проективной методики (лепка из глины) в образовательном процессе; произведен анализ материально-технической базы школы; спланированы мероприятия.

Второй этап деятельности направлен на создание развивающей среды и апробирование инновационной технологии (глинотерапия) по следующим направлениям:

- диагностическая и консультативная деятельность;

- коррекционно – развивающая деятельность;

- взаимодействие с семьей обучающихся.

Заключительный этап предполагает:

- подведение итогов работы по данной программе;

- внесение изменений в содержание программы (при необходимости);

- разработка рекомендаций;

- диссеминации опыта по применению глинотерапии в коррекционно-развивающей работе с обучающимися.

В первый год реализации программы мной был включен этап пропедевтики для детей , обучающихся по второму варианту. Мы с ребятами работали пластелином. Я использовала в обучении такой метод, как сказкотерапия. Сказкотерапия очень хорошо пошла с нашими детьми. Сначала мы изучали сказку, слушали, смотрели мультфильм, а после уже начинали лепить из пластелина. Ребята учились выполнять разнообразные элементы лепки, которые будут применимы при работе с глиной. И только потом стали переходить на глину. Научились простейшим навыкам при работе с глиной, научились работать инструментами и изучили технику безопасности при работе с глиной.

Второй год обучения превзошел все ожидания. Ребята сели за гончарный круг и выдали очень хорошие результаты. Дети привыкли к материалу, инструментам и к концу года выполняли поставленные задачи самостоятельно. Дети с синдромом Дауна справлялись с работой на гончарном круге, проявляя элементы творческой работы.

Учащиеся с легкой умственной отсталостью полностью освоили работу на гончарном круге, изготовление разнообразных изделий, сушку, обжиг и дальнейшее декорирование этих изделий. Очень нам понравилось простой способ декорирования – это молочение. Они четко знают все этапы, последовательность и главное с удовольствием ждут результата своей работы.

На третьем году обучения обучающиеся научились работать с формами для заливания. Получили углубленные знания о народных промыслах, такие как «Гжель»

Четвертый год обучения подразумевал систематизацию и углубление полученных знаний и навыков у ребят. Результат работы – участие в разноуровневых конкурсах и всевозможных ярмарках.


Данное направление является актуальным и успешная реализация программы для детей с особенностями развития, идея глинотерапии стала ещё одним из направлений коррекционно-развивающей работы в нашей школе. Таким образом, педагогами создается методическая база по тематической направленности: методические рекомендации, дидактический инструментарий.











2024г



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.