12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ксения19
Вологодская обл.

Конспект урока

Тема «Глобус и карта» (5 класс)

Цель урока: формирование представлений об изображениях земной поверхности.

Планируемые результаты обучения:

предметные: делать вывод, чем отличается географическая карта от глобуса. Давать определение понятию модели Земли, и объяснять, каковы её особенности. Выявлять какие фотографические изображения позволяют исследовать Землю;

метапредметные: умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради;

личностные: осознание целостности природы Земли; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение работать в парах; овладение на уровне общего образования законченной системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

Рассмотреть способы изображения земной поверхности.

Познакомить с вариативностью изображения земной поверхности.

Раскрыть особенности видов изображения Земли.

Сформировать представление о глобусе, географической карте, фотографических снимках как видах изображения земной поверхности.

Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Основные понятия: глобус, модель, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок.

Оборудование: учебник Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. 5 класс (учебник для общеобразовательных учреждений); Атлас 5 класса (учебно-справочное картографическое пособие); рабочая тетрадь, глобус, карты школьные стенные, глобус.

Форма организации учебной работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Метод: объяснительно - иллюстративный с элементами частично- поискового.

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока

Этапы и смысловые блоки урока


Деятельность учителя


Деятельность учеников

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания.

Приветствие:

- Долгожданный дан звонок, начинаем мы урок. Тетрадь, учебник, ручку, атлас и дневник, все на парту приготовил, ученик?

Приветствуют учителя, подготавливают необходимое оборудование к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня у нас очень интересный урок и я думаю, что сегодня каждый из вас узнает много нового и полезного. А поможет нам в этом ваши знания. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним что мы уже знаем.

Внимательно слушают учителя

3. Проверка домашнего задания

Продолжите предложение:

1. Истинная форма Земли - __________________________

2. Полярный радиус составляет - _____________

3. Смена дня и ночи происходит, потому что Земля ____________________________________________

4. Линия, которая находится на равном расстоянии от обоих полюсов – это _________________


5. Время в течение, которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца – это ________________

6. Экваториальный радиус составляет - _____________

7. Смена времен года происходит, потому что Земля ____________________________________________

8. Точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью её вращения – это _________________

9. Продолжительность високосного года составляет _________ дней

10.Что длиннее полярный или экваториальный радиус.

Вспоминают изученный материал, выполняют небольшую проверочную работу.

4. Изучение нового материала

4.1. Целевая установка

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались в чем тут фокус?

Я держу руками…(глобус!)

Моря есть - плавать нельзя, дороги есть - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя. (карта)

Корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.

- Как вы думайте, чему будет посвящён сегодняшний урок?

- Тема нашего урока «Глобус и карта»


Вспоминают ранее изученный материал, формулируют ответы,

слушают других, дополняют ответы товарищей, формулируют и записывают тему урока


4.2. Глобус

- Ребята, а с помощью чего мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Правильно с помощью глобуса. Но что же такое глобус? Давайте посмотрим в учебнике на стр. 24. Глобус– это уменьшенная модель земного шара.

- Как вы думайте, какие есть достоинства и недостатки у глобуса? В этом вам поможет учебник на стр. 24. (в тетради небольшая таблица: достоинства глобуса – наиболее правильно отображает форму и облик планеты, отображены все имеющиеся на Земле крупные объекты, можно увидеть всю поверхность Земли; недостатки – громоздкий, не складывается, нельзя взять в поход).


Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. Анализируют. Высказывают предположения. Записывают в тетради понятие «глобус», а также таблицу «Достоинства и недостатки глобуса»

4.3. Географическая карта

- С перечисленными недостатками глобуса вполне сможет справиться другой источник географических знаний. Как думайте какой? (карта)

-Что такое географическая карта? Давайте самостоятельно попробуем составить определение. В этом нам поможет специальная формула: понятие = ключевое слово + существенные признаки. Сравните ваше определение с эталоном на стр. 25 учебника.

Карта – это чертёж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде.

- Но карты бывают разные. Есть такие, где изображена вся земная поверхность, есть те, где изображены и её отдельные части (страны, материки и т.д. А есть и такие изображения, где земная поверхность изображена очень подробно. Такие изображения называют топографическими картами и планами местности.

Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. Составляют определение «географическая карта» и записывают его в тетрадь.

4.4. Физическая карта мира

- В 5 классе вам, ребята, предстоит в основном встречаться с одной картой – физической. Давайте найдём её в наших атласах.

- Давайте сравним физическую карту мира и глобус, какая между ними разница?

- Ребята, чтобы получилась карта, изображение Земли пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены (контуры Евразии и Северной Америки).

- Ребята, давайте с вами разберёмся, что же изображено на этой карте.

-Как вы думайте, что изображено синим цветом? (океаны, моря, озёра, реки и т.д.). Например? Почему эти объекты окрашены разными оттенками синего?

- А как вы думайте, что же означают пятна зелёного, жёлтого и коричневого цветов? Правильно, это изображена суша. Зелёным и жёлтым цветом изображены равнины. Низкие по высоте равнины имеют зелёный цвет, а высокие – жёлтый.

Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее легенды.

4.5. Аэрофотоснимки и космические изображения

- Обратимся к рисункам на стр. 27 учебника. Как вы думаете, каким образом можно сделать такие фотографии?

- Давайте попробуем дать определение, что такое аэрофотоснимок, космический снимок?

- Для чего необходимы эти снимки?

Рассматривают аэрофотоснимки и космические снимки, отвечают на вопросы. Записывают необходимую информацию в тетрадь.

5. Закрепление

- Давайте с вами приступим к выполнению практической работы «Составление сравнительной характеристики различных способов изображения земной поверхности»


Глобус

Географическая карта

Аэрофотоснимок

Рисунок

Черты сходства



Черты отличий






Выполняют практическое задание.

6. Итоги урока

Давайте вернёмся к цели нашего урока.

Цель нашего урока мы выполнили.

Благодарит детей за урок.

Оценивает работу учащихся.


7. Домашнее задание

Параграф 5 (читать), вопросы после параграфа устно, задания в рабочей тетради параграфу 5, доделать практическое задание.
















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.