Конспект урока географии в 5 классе на тему «Глобус и карта»
Конспект урока
Тема «Глобус и карта» (5 класс)
Цель урока: формирование представлений об изображениях земной поверхности.
Планируемые результаты обучения:
предметные: делать вывод, чем отличается географическая карта от глобуса. Давать определение понятию модели Земли, и объяснять, каковы её особенности. Выявлять какие фотографические изображения позволяют исследовать Землю;
метапредметные: умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради;
личностные: осознание целостности природы Земли; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение работать в парах; овладение на уровне общего образования законченной системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
Рассмотреть способы изображения земной поверхности.
Познакомить с вариативностью изображения земной поверхности.
Раскрыть особенности видов изображения Земли.
Сформировать представление о глобусе, географической карте, фотографических снимках как видах изображения земной поверхности.
Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Основные понятия: глобус, модель, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок.
Оборудование: учебник Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. 5 класс (учебник для общеобразовательных учреждений); Атлас 5 класса (учебно-справочное картографическое пособие); рабочая тетрадь, глобус, карты школьные стенные, глобус.
Форма организации учебной работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Метод: объяснительно - иллюстративный с элементами частично- поискового.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Этапы и смысловые блоки урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||||||||
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания. | Приветствие: - Долгожданный дан звонок, начинаем мы урок. Тетрадь, учебник, ручку, атлас и дневник, все на парту приготовил, ученик? | Приветствуют учителя, подготавливают необходимое оборудование к уроку. | |||||||||||||||
2. Мотивация к учебной деятельности. | - Сегодня у нас очень интересный урок и я думаю, что сегодня каждый из вас узнает много нового и полезного. А поможет нам в этом ваши знания. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним что мы уже знаем. | Внимательно слушают учителя | |||||||||||||||
3. Проверка домашнего задания | Продолжите предложение: 1. Истинная форма Земли - __________________________ 2. Полярный радиус составляет - _____________ 3. Смена дня и ночи происходит, потому что Земля ____________________________________________ 4. Линия, которая находится на равном расстоянии от обоих полюсов – это _________________ 5. Время в течение, которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца – это ________________ 6. Экваториальный радиус составляет - _____________ 7. Смена времен года происходит, потому что Земля ____________________________________________ 8. Точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью её вращения – это _________________ 9. Продолжительность високосного года составляет _________ дней | Вспоминают изученный материал, выполняют небольшую проверочную работу. | |||||||||||||||
4. Изучение нового материала 4.1. Целевая установка | Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. У меня в ладонях страны, Реки, горы, океаны. Догадались в чем тут фокус? Я держу руками…(глобус!) Моря есть - плавать нельзя, дороги есть - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя. (карта) Корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу. - Как вы думайте, чему будет посвящён сегодняшний урок? - Тема нашего урока «Глобус и карта» | Вспоминают ранее изученный материал, формулируют ответы, слушают других, дополняют ответы товарищей, формулируют и записывают тему урока | |||||||||||||||
4.2. Глобус | - Ребята, а с помощью чего мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Правильно с помощью глобуса. Но что же такое глобус? Давайте посмотрим в учебнике на стр. 24. Глобус– это уменьшенная модель земного шара. - Как вы думайте, какие есть достоинства и недостатки у глобуса? В этом вам поможет учебник на стр. 24. (в тетради небольшая таблица: достоинства глобуса – наиболее правильно отображает форму и облик планеты, отображены все имеющиеся на Земле крупные объекты, можно увидеть всю поверхность Земли; недостатки – громоздкий, не складывается, нельзя взять в поход). | Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. Анализируют. Высказывают предположения. Записывают в тетради понятие «глобус», а также таблицу «Достоинства и недостатки глобуса» | |||||||||||||||
4.3. Географическая карта | - С перечисленными недостатками глобуса вполне сможет справиться другой источник географических знаний. Как думайте какой? (карта) -Что такое географическая карта? Давайте самостоятельно попробуем составить определение. В этом нам поможет специальная формула: понятие = ключевое слово + существенные признаки. Сравните ваше определение с эталоном на стр. 25 учебника. Карта – это чертёж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде. - Но карты бывают разные. Есть такие, где изображена вся земная поверхность, есть те, где изображены и её отдельные части (страны, материки и т.д. А есть и такие изображения, где земная поверхность изображена очень подробно. Такие изображения называют топографическими картами и планами местности. | Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. Составляют определение «географическая карта» и записывают его в тетрадь. | |||||||||||||||
4.4. Физическая карта мира | - В 5 классе вам, ребята, предстоит в основном встречаться с одной картой – физической. Давайте найдём её в наших атласах. - Давайте сравним физическую карту мира и глобус, какая между ними разница? - Ребята, чтобы получилась карта, изображение Земли пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены (контуры Евразии и Северной Америки). - Ребята, давайте с вами разберёмся, что же изображено на этой карте. -Как вы думайте, что изображено синим цветом? (океаны, моря, озёра, реки и т.д.). Например? Почему эти объекты окрашены разными оттенками синего? - А как вы думайте, что же означают пятна зелёного, жёлтого и коричневого цветов? Правильно, это изображена суша. Зелёным и жёлтым цветом изображены равнины. Низкие по высоте равнины имеют зелёный цвет, а высокие – жёлтый. | Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее легенды. | |||||||||||||||
4.5. Аэрофотоснимки и космические изображения | - Обратимся к рисункам на стр. 27 учебника. Как вы думаете, каким образом можно сделать такие фотографии? - Давайте попробуем дать определение, что такое аэрофотоснимок, космический снимок? - Для чего необходимы эти снимки? | Рассматривают аэрофотоснимки и космические снимки, отвечают на вопросы. Записывают необходимую информацию в тетрадь. | |||||||||||||||
5. Закрепление | - Давайте с вами приступим к выполнению практической работы «Составление сравнительной характеристики различных способов изображения земной поверхности»
| Выполняют практическое задание. | |||||||||||||||
6. Итоги урока | Давайте вернёмся к цели нашего урока. Цель нашего урока мы выполнили. Благодарит детей за урок. Оценивает работу учащихся. | | |||||||||||||||
7. Домашнее задание | Параграф 5 (читать), вопросы после параграфа устно, задания в рабочей тетради параграфу 5, доделать практическое задание. | |