12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Янакова Ольга Александровна8161
Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. (Джузеппе Мадзини)
Россия, Челябинская обл., Сатка

Головоломки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование мировоззрения ребенка начинается с развитием логического мышления. В процессе этого развития у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Вместе с этим развиваются такие качества, как любознательность, сообразительность, смекалка, самостоятельность, память, внимание.

Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего прививать привычку логично думать в дошкольном возрасте. Овладение логическими формами мышления в этот период способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. А одним из средств развития логического мышления являются игры-головоломки.

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Но эпохой расцвета принято считать Средневековье, когда рост уровня образования привел и к расширению круга любителей логических задач.

Наиболее широкое распространение головоломки получили на рубеже XIX и XX веков благодаря деятельности американца Сэма Лойда (автора популярнейшей во всем мире головоломки «Пятнашки»)

Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё Рубиком знаменитого кубика. Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. Стали проводятся соревнования по скоростной сборке кубика.

Современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.

С 1992 года проводятся чемпионаты мира по пазлспорту — интеллектуальному виду состязаний, в котором участники соревнуются в скоростном решении головоломок на бумаге.

Как таковая классификация головоломок отсутствует, хотя условно головоломки можно разделить на:

Устные головоломки — задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады)

Головоломки с предметами — логические задачи с обычными бытовыми предметами (карточные головоломки, головоломки со спичками, монетками)

Механические головоломки — предметы, специально изготовленные как головоломки (проволочные, шнурковые, складушки, узлы, шкатулки и т. п.). Это кубик Рубика, змейка Рубика, пятнашки, танграм, пазлы и т.п.

Печатные головоломки — напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие-то символы по определенным правилам (ребусы, кроссворды, судоку, японский кроссворд и т.д.).

Представленная головоломка «Домашние животные» является многоуровневой, так как содержит собственно кроссворд, вопросами к которому являются ребусы (загадки), а как подсказки использована головоломка Танграм.

Правила:

Конечной целью разгадывания кроссворда является получение ключевого слова в выделенном поле кроссворда.

Вопросом к кроссворду является карточка-ребус (1 ур. Сложности) (номер слова в кроссворде соответствует номеру карточки-ребуса).

В том случае, если при разгадывании карточки-ребуса возникает проблема, то альтернативой для получения слова является загадка (2 ур. Сложности). Возможно использовать загадку как сопутствующую для проверки правильности отгаданного слова.

Однако, поскольку для разгадывания слова необходимо было вместо ребуса прибегнуть к облегченному варианту, то, как штраф, необходимо оправдать полученное слово и составить по схеме изображение слова-отгадки в кармашке Подсказка (номер схемы Танграм соответствует номеру слова кроссворда).

Кроссворд разгадывается группой детей, разделенной на 2-3 команды по очереди.

Цель: разгадать кроссворд «Домашние животные» (получить ключевое слово ИГРА ГОЛОВОЛОМКА в выделенном поле кроссворда).

Задачи:

- Закреплять у детей ранее полученные знания о домашних животных;

- Развивать умение анализировать и обобщать полученные знания по теме;

- Воспитывать у детей интерес к разгадыванию кроссворда, формируя необходимые навыки;

- Совершенствовать умение детей разгадывать ребусы, решать логические задачи;

- Развивать способность детей отгадывать загадки, активизируя логическое мышление;

- Формировать умение работать в коллективе, стремясь к решению поставленной задачи;

- Расширять знания детей о существующем многообразии игр-головоломок;

- Продолжить знакомить детей с головоломкой «Танграм»;

- Развивать пространственные представления, конструктивное мышление, сообразительность;

- Воспитывать терпение и усидчивость;

- Совершенствовать мелко моторные навыки для подготовки детей к школе.

ru.wikipedia.nom.si/wiki/Головоломка

https://interactive-plus.ru/ru/article/113044/discussion_platform

http://neposed.net/training-games/razvitie-mishleniya/tangram-svoimi-rukami.html

 

Кроссворд Домашние животные
Головоломка Танграм
Загадки расположены под карточкой ребуса
В кармашке Подсказка расположены схемы к головоломке Танграм
Сама многоступенчатая головоломка Домашние животные

 


Кроссворд Домашние животные
DOCX / 14.39 Кб

Ребусы Домашние животные
PPTX / 9.45 Мб

Танграм Домашние животные схемы
PPTX / 209.49 Кб

Загадки Домашние животные
DOCX / 45.2 Кб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Лещёва Светлана Николаевна, 23.01.18 в 15:25 5Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе! Дальнейших творческих упехов!
Янакова Ольга Александровна, 23.01.18 в 15:30 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Николаевна! У нас достойные примеры перед глазами, поэтому есть куда стремиться!
Семяшкина Ирина Васильевна, 23.01.18 в 18:58 6Ответить Пожаловаться
Отличная работа! С заслуженной победой!

Янакова Ольга Александровна, 23.01.18 в 19:25 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Васильевна. Очень приятно!
Телепенина Татьяна Федоровна, 27.01.18 в 09:39 3Ответить Пожаловаться
Поздравляю Вас, Ольга Александровна, с победой!!!
Янакова Ольга Александровна, 27.01.18 в 10:43 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Федоровна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.