12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Илона191
Мой девиз:"Самообразование — это ключ к успеху в жизни".
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Ардон

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ардона Ардонского района РСО-Алания


Разработка урока

на тему :

«Гормоны - система регуляции деятельности внутренних органов» 



Разработала:  Дзебоева Илона Олеговна, учитель химии




Тема: «Гормоны»

Цели: Изучить эндокринную систему — систему регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, лимфу или спинномозговую жидкость. 

Задачи:

Образовательные:

-систематизировать знания о химической природе, механизме действия и классификации гормонов  

-рассказать о гормональной регуляции углеводного, липидного, белкового и водно-солевого обмена

- установить механизм действия гормонов. Роль циклазной системы в механизме действия гормонов.

Развивающие:

-развивать умения работать с различными источниками информации;

-развивать интеллектуальные умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные:

- развивать  интерес к предмету.

Методика: выполнение самостоятельных исследований; ролевая игра; демонстрация слайдов с фотографиями гормональных заболеваний.

Форма проведения: урок на основе групповой формы работы.

Использование инновационных технологий: метод  проблемного обучения (проверка гипотезы при проведении  наблюдений);

приёмы технологии развития критического мышления  (логические цепочки).

Оборудование: компьютер, проектор; презентация,

 фотокарточки  –  на каждую группу (определение заболеваний по фото).

Планируемый результат: учащиеся изучают фотографии и понимают важность полученных знаний.





План урока:

I.Стадия вызова.

Логические цепочки

II.Стадия осмысления.

Необходимость правильного питания.

Необходимость  физических упражнений

III.Стадия рефлексии.

1.Составление кластера по теме «Гормоны».

2.Опрос по цепочке.

IV.Подведение итогов. Выставление отметок.

V.Домашнее задание.

Ход урока:

- Ребята, сегодняшний урок я начну  такими словами: Чувство, которое мы описываем как «счастье», обеспечивается наличием в мозге четырех особых нейрохимических веществ: дофамина, эндорфина, окситоцина и серотонина.

Гормоны – это одни из эволюционно- ранних механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, его физиологических процессов в различных органах и системах.

Мы познакомились с человеческой системой и познакомились со свойствами и химическим составом гормонов.

I. Вызов

1. Логические цепочки.

Внимательно  прочитайте  начало  каждого  высказывания в 1-ой графе таблицы. Расставьте карточки в строчках 2-ой графы так, чтобы получились правильные, законченные   по смыслу  высказывания.

Начало высказывания

Окончание высказывания

По химическому составу гормоны делятся:

стероидные гормоны (гормоны коркового слоя надпочечников и половые гормоны);

производные аминокислот (тироксин, адреналин, норадреналин);

пептидные гормоны (рилизинг-гормоны; инсулин, глюкагон, гормон роста).


Свойство гормонов

 высокая физиологическая активность;

каждый гормон регулирует определенный процесс;

каждый гормон действует на определенный орган-мишень.


Восприятие гормонов органами


В органах мишенях есть рецепторы к соответствующим гормонам:

Если гормоны плохо проникают через клеточную мембрану (производные аминокислот и пептидные гормоны):

гормон — рецепторы мембраны — посредники: (простагландины) — фермент аденилатциклаза катализирует синтез цАМФ из АТФ — синтез необходимых белков-ферментов.

Если гормон легко проходит через клеточную мембрану (стероидные гормоны):

гормон — внутриклеточный рецептор — гормон-рецепторный комплекс — синтез белков-ферментов. 


Все ткани и органы имеют механизм обратной связи, который участвует в саморегуляции восприимчивости органов к гормонам:   

при низком уровне определённого гормона автоматически возрастает количество рецепторов в тканях и их чувствительность к этому гормону повышается;

при высоком уровне определённого гормона происходит автоматическое понижение количества рецепторов в тканях и их чувствительности к этому гормону понижается.


Эндокринная система включает:

центральное звено: гипоталамус и гипофиз.
Функция: регуляция работы эндокринных желез.

периферическое звено: эндокринные железы и эндокринные клетки. 
Функция: регуляция работы организма.

Функции эндокринной системы


гуморальная регуляция функций организма;

координация работы всех органов и систем;

гомеостаз организма при изменяющихся условиях внешней среды;         

рост и развитие организма;

половая дифференцировка и репродуктивная функция;

обмен веществ и энергии;

эмоциональные реакции;

психическая деятельность человека.

Гормоны передней доли гипофиза


Соматотропин  (СТГ = гормон роста) стимулирует синтез белков, деление клеток, обмен веществ.

Гиперфункция: гигантизм (1) — рост тела выше 2,0 м; акромигалия (2) — патологическое увеличение отдельных частей тела.

Гипофункция: задержка роста и физического развития (гипофизарный нанизм = гипофизарная карликовость 


гормоны задней доли гипофиза (нейрогипофиза)


Вазопрессин (АДГ = антидиуретический гормон) усиливает реабсорбцию воды в почечных канальцах.

Гипофункция: несахарный диабет (симптом: жажда и усиление диуреза до 15 л мочи в сутки).

Гиперфункция: повышение артериального давления.

Окситоцин регулирует тонус мускулатуры матки и молочных желез.


надпочечники


Гормоны коркового слоя надпочечников

Половые гормоны вырабатываются надпочечниками на протяжении всей жизни человека. В  детском возрасте и после наступления климактерического периода только надпочечники вырабатывают половые гормоны.

андрогены — стероидные мужские половые гормоны.

эстрогены — стероидные женские половые гормоны.

прогестерон — стероидный гормон жёлтого тела яичников.



половые гормоны

андрогены — стероидные мужские половые гормоны.

эстрогены — стероидные женские половые гормоны.

прогестерон — стероидный гормон жёлтого тела яичников.



Дофамин создает чувство радости от того, что человек находит что-то необходимое. Это то чувство, когда люди произносят: «Эврика! Я нашел!». Эндорфин формирует чувство легкости и забвения, которое помогает смягчать боль. Часто такое состояние называют эйфорией. Окситоцин дает человеку ощущение безопасности в кругу себе подобных. Теперь это называется «социальные связи». Серотонин создает у человека чувство признания и уважения со стороны окружающих.

Физминутка способствует профилактике утомления, нарушения осанки, повышению работоспособности.



Обобщение  учителя:

- Итак, наши гормоны влияют на все аспекты нашей жизни -с момента зачатия и до самой смерти. Они будут влиять на наш рост, половое развитие, формирование наших желаний, на обмен веществ в организме, на крепость мышц, на остроту ума, поведение, даже на наш сон.

II.Осмысление

«В гормонах сокрыта тайна человека.

Вывод:  Гормоны - это то, что делает нас особенным и непохожим на остальных. Они предопределяют наши физические и психические особенности

III.Рефлексия

1.Составление кластера по теме «Гормоны»

2. Опрос по цепочке.

Ответ одного ученика прерывается в любом месте и предаётся другому жестом учителя.

Выводы  по уроку:

Гормоны (от греч. hormao – привожу в движение, побуждаю) – биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции и выделяются непосредственно в кровь, лимфу .Они обладают способностью повышать или понижать уровень жизнедеятельности организма.

-Знания о гормонах необходимы человеку .

-Гормоны обладают высокой биологической активностью.

-Гормоны действуют только на живые клетки.



Вопросы

-Ребята, что  сегодня на уроке было главным?

-Что было интересным?

-Что нового  вы сегодня узнали?

IV. Подведение итогов. Выставление отметок.

V. Домашнее задание и вопросы:  

Какое воздействие оказывает адреналин и норадреналин  на мышечную работоспособность?

синтез каких гормонов они стимулируют? (стероидных).

Гипофункция коры надпочечников какое заболевание вызывает? (болезнь Аддисона возникает при недостатке кортикоидных гормонов (симптомы: хроническая усталость, истощение, раздражительность, гиперпигментация открытых частей тела).



Уходя с урока, поделитесь своим настроением, было ли вам интересно узнать, что дирижерами нашего организма являются гормоны?



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.