Графические инструменты анализа информации как эффективный прием формирования функциональной грамотности обучающихся
Муниципальное автономное общеобразовательное упреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
Графические инструменты анализа информации как эффективный прием формирования функциональной грамотности обучающихся
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Елена Александровна Анисимова
Березники, 2024
Понятие функциональной грамотности впервые было предложено ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью подразумевалось наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих индивиду решать простейшие жизненные задачи.
В 1990 году ЮНЕСКО провела Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности с 2002 по 2012 годы. С этого времени функциональная грамотность начинает приобретать всё большую значимость.
Формирование функциональной грамотности у современных школьников – один из глобальных трендов современного образования, отражающий идею эффективной интеграции личности в общество. Функциональная грамотность предполагает развитие разносторонних способностей обучающихся с целью овладения системой знаний, умений и навыков для обеспечения возможности «вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Компонентами функциональной грамотности являются:
знания сведений, правил, принципов;
усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу;
решение практико-ориентированных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру;
решать конфликты, работать с информацией;
вести деловую переписку;
применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;
повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Универсальными составляющими функциональной грамотности выступают
читательская, математическая и естественно-научная грамотность (рисунок 1).
Содержательная структура функциональной грамотности постоянно расширяется. Кроме читательской, естественно-научной и математической составляющих, добавляются новые направления: финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Одним из эффективных средств развития функциональной грамотности, при котором обучающиеся должны уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных задач, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, является работа со статистической информацией.
Для решения разнообразных задач статистических исследований используются различные по форме графики:
1. Линейные графики – статистические кривые.
2. Плоскостные графики:
столбиковые;
полосовые (ленточные);
секторные;
круговые;
квадратные;
прямоугольные;
фигурные;
точечные;
фоновые.
Статистическая информация используется на уроках истории и обществознания и способствует развитию метапредметных и предметных умений.
При проведении государственной итоговой аттестации на основном государственном экзамене по обществознанию проверяются умения работы со статистической информацией – это задание 12.
В самом задании дается статистический источник, представленный в виде таблицы или диаграммы, таблицы есть небольшой текст, описывающий, что за данные приведены в задании.
Для успешного решения этого задания требуется овладеть приёмами поиска и извлечения социальной информации: текстовой, графической, аудиовизуальной по заданной теме из различных адаптированных источников и публикаций СМИ. Также, уметь анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами.
Таким образом, задача выпускника проанализировать представленный материал и сделать на основе полученной информации уместные и правильные выводы о сходствах и различиях тех или иных данных.
В условиях задания ученику также предлагается сделать несколько собственных, обоснованных предположений по заданной теме. То есть описать, почему есть сходства и различия в представленных данных.
В 12 задании по обществознанию нет правильных и неправильных ответов. Главная задача — правильно интерпретировать представленную информацию и аргументировано отвечать на вопросы, опираясь на нее.
Рассмотрим пример:
В странах Z и Y ученые проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей – изображения
с заштрихованными столбцами и пояснения, называемого легендой диаграммы. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый столбец диаграммы, а по шкале на оси у можно определить, сколько респондентов выбрали каждый вариант ответа.
Алгоритм выполнения задания:
проанализируйте сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;
прочитайте легенду диаграммы, соотнесите ее с соответствующими столбцами;
установите, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;
в случае необходимости можно записать соответствующее число над каждым столбцом.
Целесообразно отметить на гистограмме эти сходства и различия мнений.
Рассмотрим сходства
На данной диаграмме определяется сходство по двум позициям. Большинство опрошенных (35 % и 30%) совершеннолетних граждан обеих стран ответили, что платят налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия. И одинаковое количество респондентов (20%) обеих стран ответили, что платят налоги, так как за счёт налоговых поступлений финансируется здравоохранение и образование. В данной ситуации выпускник должен выбрать то сходство, по которому он сможет дать уместное предположение.
Перейдем к различиям. Необходимо еще раз внимательно рассмотреть диаграмму и найти вариант, где различия позиции наиболее выражены.
Различий на данной диаграмме пять, но учащемуся нужно, внимательно изучив данные, выбрать явное различие «В три раза больше граждан государства Z, чем государства Y не планирует платить налоги, пока правительство не наведет порядок в полиции, здравоохранении, образовании».
Далее самая важная часть: под буквой а) формулируем вывод о черте сходства и затем формулируем предположение о том, что чем могло быть вызвано подобное сходство. Здесь важно грамотно составить свой аргумент, почему группа опрошенных ответила именно так.
Теперь то же самое нужно сделать, но для различий в результатах социологического опроса: под буквой б) формулируем вывод о сути различия и затем предположение о том, чем могли быть вызваны подобные различия.
В конце проверяем ответ, еще раз сопоставив его с данными из условия задания.
При выполнении данного задания
- не следует подменять выводы простым описанием данных диаграммы;
- нужно сравнивать позиции групп опрошенных (это могут быть группы, выделенные по возрасту, полу, профессии, уровню образования, месту проживания и т.п.), а не сами ответы между собой.
- выводы основываются на анализе информации, а предположения – это ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.
Как записывать ответ
Обратите внимание: учащиеся могут использовать фразу-клише: «обе категории опрошенных (указать категорию) … одинаково ответили… (написать ответ из легенды диаграммы и указать %) и др.
Примеры фраз-клише для формулировки сходства:
Граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что…
Равная доля опрошенных респондентов считают, что…
Большая часть граждан обоих государств считает…
Среди граждан обеих групп преобладает мнение, что …
Как для юношей, так и для девушек главным является…
Предположение: скорее всего…это может быть вызвано тем, что…
Примеры фраз клише для формулировки различия:
Граждане 55-летнего возраста в меньшей мере, чем граждане 25-летнего возраста считают, что…
Граждане старше 60 лет в меньшей мере, чем граждане других возрастных групп считают, что …
Существенно выросла доля опрошенных в 2005 году по сравнению с 2023 годом …
Девушки в меньшей степени, чем юноши…
Предположение: это может быть вызвано/объяснено тем, что …
Шаблон ответа
Смотрим в легенду и сам график, визуально ищем одинаковые или примерно одинаковые (по высоте колонки) в позициях групп опрошенных.
Формулируем вывод о сходстве: одинаковое количество опрошенных в… ответили, что… (смотрим легенду).
Визуально ищем максимальное разные (по высоте) колонки в позициях групп опрошенных.
Формулируем вывод о различии: в стране Z, большая часть опрошенных (%) ответила, что …, в то время как в стране Y такой ответ дали (%) опрошенных.
Формулируем предположение о сходстве: это может быть вызвано тем, что…
Формулируем предположение о различии: то может быть вызвано тем, что …
Что чаще всего приходится анализировать
Чаще всего на экзамене попадаются социологические опросы по следующим тематикам:
Сравнение ответов в рамках социологического опроса между мужчинами и женщинами.
Сравнение ответов между двумя разными возрастными группами. Например, молодежью и людьми пенсионного возраста.
Сравнение ответов жителей одной страны, но в разное время. Например, в 2020 и 2025 годах.
Сравнение ответов жителей из разных мест. Например, из Твери и Тамбова.
Сравнение ответов людей с разным уровнем образования. Например, с высшим и средним профессиональным образованием.
Разбираем пример
Ученые опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Решение:
а) Граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что вести домашнее хозяйство обязанность жены (так как среди населения всегда есть патриархальные семьи, вне зависимости от возраста супругов).
б) Граждане 55-летнего возраста в меньшей мере, чем граждане 25-летнего возраста, считают, что в ведении домашнего хозяйства муж и жена должны участвовать в равной мере (так как среди молодежи сильнее тенденции к равноправию между мужчиной и женщиной и молодые женщины в большей степени, чем пожилые стремятся построить карьеру, а не вести домашнее хозяйство).
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Сформулированы по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение | 4 |
Сформулированы один-два вывода, только по одному любому из них высказано уместное предположение | 3 |
Сформулированы только два вывода | 2 |
Сформулирован только один вывод | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Приложение 1
Задание 1.
Ученые опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Приложение 2
Примеры фраз-клише для формулировки сходства:
Граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что…
Равная доля опрошенных респондентов считают, что…
Большая часть граждан обоих государств считает…
Среди граждан обеих групп преобладает мнение, что …
Как для юношей, так и для девушек главным является…
Предположение: скорее всего…это может быть вызвано тем, что…
Примеры фраз клише для формулировки различия:
Граждане 55-летнего возраста в меньшей мере, чем граждане 25-летнего возраста считают, что…
Граждане старше 60 лет в меньшей мере, чем граждане других возрастных групп считают, что …
Существенно выросла доля опрошенных в 2005 году по сравнению с 2023 годом …
Девушки в меньшей степени, чем юноши…
Предположение: это может быть вызвано/объяснено тем, что …
Шаблон ответа
Смотрим в легенду и сам график, визуально ищем одинаковые или примерно одинаковые (по высоте колонки) в позициях групп опрошенных.
Формулируем вывод о сходстве: одинаковое количество опрошенных в… ответили, что… (смотрим легенду).
Визуально ищем максимальное разные (по высоте) колонки в позициях групп опрошенных.
Формулируем вывод о различии: в стране Z, большая часть опрошенных (%) ответила, что …, в то время как в стране Y такой ответ дали (%) опрошенных.
Формулируем предположение о сходстве: это может быть вызвано тем, что…
Формулируем предположение о различии: то может быть вызвано тем, что …