12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анисимова Елена Александровна142
Россия, Пермский край, Березники
6

Графические инструменты анализа информации как эффективный прием формирования функциональной грамотности обучающихся

Муниципальное автономное общеобразовательное упреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30»











Графические инструменты анализа информации как эффективный прием формирования функциональной грамотности обучающихся








Подготовила:

учитель истории и обществознания

Елена Александровна Анисимова



















Березники, 2024

Понятие функциональной грамотности впервые было предложено ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью подразумевалось наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих индивиду решать простейшие жизненные задачи.

В 1990 году ЮНЕСКО провела Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности с 2002 по 2012 годы. С этого времени функциональная грамотность начинает приобретать всё большую значимость.

Формирование функциональной грамотности у современных школьников – один из глобальных трендов современного образования, отражающий идею эффективной интеграции личности в общество. Функциональная грамотность предполагает развитие разносторонних способностей обучающихся с целью овладения системой знаний, умений и навыков для обеспечения возможности «вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.


Компонентами функциональной грамотности являются:

знания сведений, правил, принципов;

усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу;

решение практико-ориентированных задач в различных сферах жизнедеятельности;

умения адаптироваться к изменяющемуся миру;

решать конфликты, работать с информацией;

вести деловую переписку;

применять правила личной безопасности в жизни;

готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;

принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;

повышать уровень образования на основе осознанного выбора.


Универсальными составляющими функциональной грамотности выступают

читательская, математическая и естественно-научная грамотность (рисунок 1).



t1712851265aa.png


Содержательная структура функциональной грамотности постоянно расширяется. Кроме читательской, естественно-научной и математической составляющих, добавляются новые направления: финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.


Одним из эффективных средств развития функциональной грамотности, при котором обучающиеся должны уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных задач, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, является работа со статистической информацией.

Для решения разнообразных задач статистических исследований используются различные по форме графики:

1. Линейные графики – статистические кривые.

2. Плоскостные графики:

столбиковые;

полосовые (ленточные);

секторные;

круговые;

квадратные;

прямоугольные;

фигурные;

точечные;

фоновые.

Статистическая информация используется на уроках истории и обществознания и способствует развитию метапредметных и предметных умений.

При проведении государственной итоговой аттестации на основном государственном экзамене по обществознанию проверяются умения работы со статистической информацией – это задание 12.

В самом задании дается статистический источник, представленный в виде таблицы или диаграммы, таблицы есть небольшой текст, описывающий, что за данные приведены в задании.

Для успешного решения этого задания требуется овладеть приёмами поиска и извлечения социальной информации: текстовой, графической, аудиовизуальной по заданной теме из различных адаптированных источников и публикаций СМИ. Также, уметь анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами.

Таким образом, задача выпускника проанализировать представленный материал и сделать на основе полученной информации уместные и правильные выводы о сходствах и различиях тех или иных данных.

В условиях задания ученику также предлагается сделать несколько собственных, обоснованных предположений по заданной теме. То есть описать, почему есть сходства и различия в представленных данных.

В 12 задании по обществознанию нет правильных и неправильных ответов. Главная задача — правильно интерпретировать представленную информацию и аргументировано отвечать на вопросы, опираясь на нее.


Рассмотрим пример:

В странах Z и Y ученые проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».

 Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

t1712851265ab.png

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей – изображения

с заштрихованными столбцами и пояснения, называемого легендой диаграммы. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый столбец диаграммы, а по шкале на оси у можно определить, сколько респондентов выбрали каждый вариант ответа.

Алгоритм выполнения задания:

проанализируйте сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;

прочитайте легенду диаграммы, соотнесите ее с соответствующими столбцами;

установите, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;

в случае необходимости можно записать соответствующее число над каждым столбцом.

Целесообразно отметить на гистограмме эти сходства и различия мнений.



Рассмотрим сходства

t1712851265ac.gift1712851265ac.gift1712851265ad.gift1712851265ad.gif

t1712851265ab.png

На данной диаграмме определяется сходство по двум позициям. Большинство опрошенных (35 % и 30%) совершеннолетних граждан обеих стран ответили, что платят налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия. И одинаковое количество респондентов (20%) обеих стран ответили, что платят налоги, так как за счёт налоговых поступлений финансируется здравоохранение и образование. В данной ситуации выпускник должен выбрать то сходство, по которому он сможет дать уместное предположение.

Перейдем к различиям. Необходимо еще раз внимательно рассмотреть диаграмму и найти вариант, где различия позиции наиболее выражены.

t1712851265ae.gift1712851265af.gif

t1712851265ab.png

Различий на данной диаграмме пять, но учащемуся нужно, внимательно изучив данные, выбрать явное различие «В три раза больше граждан государства Z, чем государства Y не планирует платить налоги, пока правительство не наведет порядок в полиции, здравоохранении, образовании».

Далее самая важная часть: под буквой а) формулируем вывод о черте сходства и затем формулируем предположение о том, что чем могло быть вызвано подобное сходство. Здесь важно грамотно составить свой аргумент, почему группа опрошенных ответила именно так.

Теперь то же самое нужно сделать, но для различий в результатах социологического опроса: под буквой б) формулируем вывод о сути различия и затем предположение о том, чем могли быть вызваны подобные различия.

В конце проверяем ответ, еще раз сопоставив его с данными из условия задания.



При выполнении данного задания

- не следует подменять выводы простым описанием данных диаграммы;

- нужно сравнивать позиции групп опрошенных (это могут быть группы, выделенные по возрасту, полу, профессии, уровню образования, месту проживания и т.п.), а не сами ответы между собой.

- выводы основываются на анализе информации, а предположения – это ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.

Как записывать ответ

Обратите внимание: учащиеся могут использовать фразу-клише: «обе категории опрошенных (указать категорию) … одинаково ответили… (написать ответ из легенды диаграммы и указать %) и др.

Примеры фраз-клише для формулировки сходства:

Граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что…

Равная доля опрошенных респондентов считают, что…

Большая часть граждан обоих государств считает…

Среди граждан обеих групп преобладает мнение, что …

Как для юношей, так и для девушек главным является…



Предположение: скорее всего…это может быть вызвано тем, что…

Примеры фраз клише для формулировки различия:

Граждане 55-летнего возраста в меньшей мере, чем граждане 25-летнего возраста считают, что…

Граждане старше 60 лет в меньшей мере, чем граждане других возрастных групп считают, что …

Существенно выросла доля опрошенных в 2005 году по сравнению с 2023 годом …

Девушки в меньшей степени, чем юноши…



Предположение: это может быть вызвано/объяснено тем, что …

Шаблон ответа



Смотрим в легенду и сам график, визуально ищем одинаковые или примерно одинаковые (по высоте колонки) в позициях групп опрошенных.

Формулируем вывод о сходстве: одинаковое количество опрошенных в… ответили, что… (смотрим легенду).

Визуально ищем максимальное разные (по высоте) колонки в позициях групп опрошенных.

Формулируем вывод о различии: в стране Z, большая часть опрошенных (%) ответила, что …, в то время как в стране Y такой ответ дали (%) опрошенных.

Формулируем предположение о сходстве: это может быть вызвано тем, что…

Формулируем предположение о различии: то может быть вызвано тем, что …

Что чаще всего приходится анализировать

Чаще всего на экзамене попадаются социологические опросы по следующим тематикам:

Сравнение ответов в рамках социологического опроса между мужчинами и женщинами.

Сравнение ответов между двумя разными возрастными группами. Например, молодежью и людьми пенсионного возраста.

Сравнение ответов жителей одной страны, но в разное время. Например, в 2020 и 2025 годах.

Сравнение ответов жителей из разных мест. Например, из Твери и Тамбова.

Сравнение ответов людей с разным уровнем образования. Например, с высшим и средним профессиональным образованием.













Разбираем пример

Ученые опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

 t1712851265ag.png

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Решение:

а) Граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что вести домашнее хозяйство обязанность жены (так как среди населения всегда есть патриархальные семьи, вне зависимости от возраста супругов).

б) Граждане 55-летнего возраста в меньшей мере, чем граждане 25-летнего возраста, считают, что в ведении домашнего хозяйства муж и жена должны участвовать в равной мере (так как среди молодежи сильнее тенденции к равноправию между мужчиной и женщиной и молодые женщины в большей степени, чем пожилые стремятся построить карьеру, а не вести домашнее хозяйство).

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Сформулированы по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение

4

Сформулированы один-два вывода, только по одному любому из них высказано уместное предположение

3

Сформулированы только два вывода

2

Сформулирован только один вывод

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4









































Приложение 1


Задание 1.

Ученые опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

 t1712851265ag.png

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.















Приложение 2

Примеры фраз-клише для формулировки сходства:

Граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что…

Равная доля опрошенных респондентов считают, что…

Большая часть граждан обоих государств считает…

Среди граждан обеих групп преобладает мнение, что …

Как для юношей, так и для девушек главным является…



Предположение: скорее всего…это может быть вызвано тем, что…



Примеры фраз клише для формулировки различия:

Граждане 55-летнего возраста в меньшей мере, чем граждане 25-летнего возраста считают, что…

Граждане старше 60 лет в меньшей мере, чем граждане других возрастных групп считают, что …

Существенно выросла доля опрошенных в 2005 году по сравнению с 2023 годом …

Девушки в меньшей степени, чем юноши…



Предположение: это может быть вызвано/объяснено тем, что …

Шаблон ответа


Смотрим в легенду и сам график, визуально ищем одинаковые или примерно одинаковые (по высоте колонки) в позициях групп опрошенных.

Формулируем вывод о сходстве: одинаковое количество опрошенных в… ответили, что… (смотрим легенду).

Визуально ищем максимальное разные (по высоте) колонки в позициях групп опрошенных.

Формулируем вывод о различии: в стране Z, большая часть опрошенных (%) ответила, что …, в то время как в стране Y такой ответ дали (%) опрошенных.

Формулируем предположение о сходстве: это может быть вызвано тем, что…

Формулируем предположение о различии: то может быть вызвано тем, что …


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.