Статья «Грамотная устная и письменная речь — залог взаимопонимания между людьми»
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Кежемская средняя
образовательная школа»
Грамотная устная и письменная речь - залог взаимопонимания между людьми
Учитель русского языка
и литературы
Вараксина С.В.
2020 г.
Содержание
1.Введение 2
2.Методические проблемы изучения русского языка и литературы 3
3.Методические приёмы при работе с текстом 4
4.Культура речи в современных социокультурных условиях 6
5.Организация индивидуально-групповой формы работы на уроках русского
языка с помощью ИЛО (индивидуальный лист обучения) 8
6.Заключение 13
7.Литература 14
Введение
Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.
Аристотель
Сегодня перед учителем стоит непростая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать свои потребности, повышать мотивацию к изучению предметов. Важно, чтобы они сегодня научились применять полученные знания в процессе собственной самостоятельной деятельности. Учитель теперь «наставник», «координатор», а не непосредственный источник знаний и информации. Перед современным учителем стоит проблема создания условий для эффективного формирования орфографической, пунктуационной грамотности, навыков устной и письменной речи. И сколько бы ни работал учитель русского языка, для него всегда главными будут вопросы: как эффективно обучать русской орфографии? Каковы пути совершенствования работы по овладению пунктуацией?
Важной особенностью обучения является содержание огромного количества заданий, развивающих орфографическую зоркость, упражнений в тестовой форме. Содержание учебников по литературе дают возможность улучшить технику чтения современных не- читающих детей. Продуманная система вопросов к текстам разных стилей заставляет учеников искать ответ на вопрос, а значит перечитывать отрывки из текстов великих знатоков русского языка – писателей–классиков. Особое значение на разных этапах урока имеют текстовые упражнения. Это формирует целостную картину мира, над ними можно размышлять, спорить, развивая таким образом навыки мышления, рассуждения, устной речи и правильного говорения.
Методические проблемы изучения русского языка и литературы
1.Проблема подхода к изучению русского языка.
Проблема заключается в устаревшем подходе к изучению русского языка. Сюда, прежде всего, относится представление языка как свода правил, а не как «живую» систему, меняющуюся со временем и под воздействием различных факторов, но в то же время хранящую важную культурную информацию о народе – носителе языка.
Сегодня важно показать ученикам, что из себя представляет русский язык, его место среди других языков, из каких разделов он состоит и какова его роль в жизни современного человека. Сейчас все чаще звучит мнение о том, что акцент на правописание и грамматику при обучении русского языка малоэффективен, так как делает уроки скучными и не позволяет осваивать язык как инструмент коммуникации.
2.Проблема обучения правильной речи и коммуникации.
Проблема, вытекающая из предыдущей – недостаток навыков правильной устной речи у школьников. В течение долгих лет самостоятельное формирование устной речи считалось чем-то само собой разумеющимся и не требующим специального обучения.
Особое внимание в процессе обучения родному языку должно уделяться именно работе с текстом. Причем изучаться язык художественных произведений должен не только на уроках литературы, но и на занятиях по русскому языку и других дисциплинах.
Шаги в этом направлении предпринимаются, идет работа по разработке новых методик, и в новых учебниках развитию речи уделяется больше внимания, чем прежде. Особенно важной эта задача становится в связи с прохождением тестирования по русскому языку в рамках ЕГЭ, так как в основе многих заданий лежит именно работа с разными видами и жанрами текста, проверяется умение учащихся определять тему и идею текста.
3.Проблема низкой культуры чтения учеников.
Большой проблемой остается и низкий интерес детей к чтению. Утверждение, что молодежь совсем не читает, было бы неверным. Детективы, комиксы, модные журналы с яркими картинками, тематические статьи в интернете - довольно популярное чтение, но классическая литература, которая является примером «чистого» правильного языка, по-прежнему мало привлекает школьников.
Обвинять в этом исключительно школу нельзя. Семейное окружение школьника также оказывает влияние на то, что он читает и изучает.
В связи с развитием интернета появилась еще одна проблема – усвоение корявых выражений и «ломаного» языка. К сожалению, редко можно увидеть в сети тексты, написанные без ошибок, логично и понятно.
4.Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ
по русскому языку, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом.
В части В: орфоэпические нормы русского языка, лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики); синтаксические нормы русского языка; стилистические нормы русского языка, средства связи в словосочетании; морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги); типы сложных предложений и их специфика; средства языковой выразительности.
В части С: композиционное оформление сочинения; логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение); грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка; теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).
5.Проблема чтения сложных текстов и загруженность.
Дети меньше читают потому, что перегружены новыми предметами.
Количество произведений в образовательных программах по литературе необходимо привести в соответствие с реально существующим временем на их изучение, прежде всего — на полноценное чтение.
6.Наличие сборников, готовых домашних заданий, так называемых «решебников» по предмету.
7.Низкая оснащённость дидактическими материалами, мультимедийным оборудованием в сельских школах.
8.Огромная загруженность учителя лишает его времени не только на отдых, самообразование, но и на полноценную подготовку к урокам.
Методические приёмы при работе с текстом
Немаловажную роль в повышении мотивации обучения играет творческая личность педагога. Чтобы развить творческий потенциал каждого учащегося, каждому педагогу важно самому быть творческой личностью. Нужно отметить, что работа современного учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, то есть уважения к личности ребенка. Учитель — друг по отношению к детям, советник и союзник. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно, и часто определяет одно другое: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний. Таким образом, интерес к личности учителя — средство активизации интереса к предмету.
Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику,
которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.
Как сформировать и повысить речевые навыки учащихся при работе с текстом? Главная мысль заключается в том, что текст является основным звеном в процессе развития речи. Главное, что выдает человека при общении — это культура речи. Именно развитие речевой культуры школьников в последнее время становится всё более актуальным. Современные подростки увлечены просмотром сериалов, всевозможными компьютерными играми, редкий случай, когда увидишь школьника с книгой в руках. Сегодняшние школьники мало читают. Больно становится от того, когда слышишь, как они разговаривают. У современных детей очень низкий уровень речевой культуры. Как же сформировать речевые навыки у учащихся? С чем нам приходится работать каждодневно на уроках литературы? Конечно же, с текстом. Я считаю, что именно при работе с текстом у школьников и формируются речевые навыки. Анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, перенос, самостоятельный поиск, интуитивные решения, догадка, связанные с изучением русского языка и литературы, являются важнейшими предпосылками для развития речевых способностей учащихся, условиями, предопределяющими правильность употребления слов и построения предложений, точность выражения мыслей, убедительность и доходчивость составляемых текстов. О чем бы ни шла речь на уроке — мы, формируя соответствующие понятия, умения, непременно отталкиваемся от действительности, а сформировав их, снова обращаем учащихся к реалиям действительности, к практическому опыту.
Вместе с развитием речевых навыков при работе с текстом также происходит и развитие умственных способностей, нравственных основ, эстетических вкусов, взглядов, убеждений, мировоззрения.
1.Чтение под карандаш.
При таком виде чтения учащийся самостоятельно делает акценты на наиболее важных и значимых, по его мнению, деталях, а уже при анализе произведения, ученику будет проще ориентироваться в тексте. Виды заданий, которые могут быть предложены при таком чтении:
- описание героя произведения, место действия и т. д. (общие внешние факторы и детали);
- эмоции, диалоги и монологи (внутренний мир героя);
- мир вокруг (позиция автора. Что автор хочет донести до читателя? Почему именно это?).
2. Работа с изобразительно-выразительными средствами языка. Ученики работают с примерами в тексте, выписывая их в тетрадь, возможно в формате таблицы, и раскрывают их роль в тексте. Этот вид работы возможен как самостоятельно, так и в парах или группе.
3. Краткий пересказ. При данном виде работы дети учатся отделять главное от второстепенного, выделять в тексте ключевые предложения.
4. Подробный пересказ. Здесь как раз мы говорим о языке автора. Виды заданий, которые могут быть предложены при работе над подробным пересказом:
- пересказ близко к тексту (фрагмент текста, глава, акт, явление и т. д.) с использованием авторского стиля. Перед учащимися ставится задача изложить события языком, близким к авторскому, используя наиболее характерные слова, выражения, обороты речи персонажей. Ученики в своих ответах нередко используют слова и выражения из речи действующих лиц, но не как цитаты, а как элементы собственной речи. Однако для того чтобы учащиеся глубже проникли в законы языка, чтобы их речь стала красивой, выразительной и яркой, необходимо прибегнуть к ещё одному виду работы — пересказу от лица одного из героев произведения;
- пересказ от лица одного из героев произведения. Рассказ о каком-либо событии или о другом герое от лица одного из героев. При данном виде работы учащиеся глубже погружаются в атмосферу произведения, при этом ученики стараются осмысленно передать особенность языка и стиля писателя;
- работа с цитатами. Хорошо этот вид работы давать в парах или группе. Можно составить цитатный план.
5. Рисунки. Иллюстрации. При данном виде работ ребята также могут выражать своё видение героев, сюжета, изображая на бумаге всё то, чем бы им хотелось поделиться.
8. Самостоятельная работа в тетради.
Культура речи в современных социокультурных условиях
«Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка… Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается ещё и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое…и наиболее уместное…и, следовательно, стилистически оправданное», - сказал в своём исследовании известный лингвист С.И.Ожегов. Нынешняя социокультурная ситуация в России свидетельствует о том, что очень маленькая часть населения страны говорит правильно, следит за своей речью и прививает любовь к родному языку подрастающему поколению.
2000-е годы стали временем речевой свободы для представителей различных общественных и возрастных групп. Молодёжь особенно сильно поддаётся влиянию новых веяний. Сознание подростков трансформируется при просмотре не проходящих строгой цензуры телепередач, модных сериалов, при прослушивании радиопередач на станциях, не заботящихся о воспитании юношества в рамках традиций.
На телевизионных каналах СТС, ТНТ предлагают подростковой аудитории окунуться в мир студенческих, семейных и других проблем вместе с героями сериалов «Универ», «Счастливы вместе», «Папины дочки» и др. Но если последний хотя бы пытается учить добру, взаимопониманию в семье и школе, то первые два разрушают семейные и иные жизненные ценности, потому что их герои - откровенно плохие студенты, сексуально озабоченные персонажи, в речи которых к тому же звучат слова «общага», «шняга», «пипец», «клёво» и т.д.
Задача филологов - вытащить подростков из болота тусовочного языка, предложить им другой вариант общения - традиционный, литературный язык. Это наша первейшая задача.
Задача современного педагога усложнена многократно. Дело в том, что среда общения главенствует при выборе ребёнком манеры общения. А если рядом взрослые, коверкающие язык, допускающие стилистические, грамматические, лексические ошибки, телевидение, где не каждый ведущий знает нормы орфоэпии, а депутаты и иные «деятели» позволяют себе высказывания жаргонного и просторечного характера, то подростку ничего не остаётся, как копировать предложенные варианты речевых оборотов. Учитель-словесник не всесильный бог, он может лишь предложить нормированную речь, поддержать статус языка, обучая детей в 1-11 классах. А дальше этим в жизни ребёнка никто не займётся. Поэтому вторая задача учителя - показать воспитанникам превосходство литературного языка над другими формами речи и успеть это сделать, пока дети учатся в школе!
Третья задача филолога - постоянное самосовершенствование, изучение новинок методической литературы, ортологических словарей.
Четвёртая задача - научить детей слышать себя, подмечать ошибки в речи взрослых и не допускать ошибок в повседневной устной и письменной речи.
Организация индивидуально-групповой формы работы на уроках русского языка с помощью ИЛО (индивидуальный лист обучения)
Воплотить элементы самообразования в школе может с успехом методика индивидуально-группового обучения. Она развивает интерес к процессу учёбы, делает процесс получения знаний активным, что способствует усвоению полученной информации без механического заучивания. ИЛО становятся своего рода диагностической картой по изучению предмета, демонстрируя при этом личностный рост обучающегося, связь с другими предметами. ИЛО — это лист, в котором прописаны все задания, которые обучающиеся могут выполнить на уроке; даны чёткие указания (как и что должны обучающиеся сделать за урок). В работе с ИЛО обучающемуся предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока; так, работа с ИЛО — условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого, а также возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения). Обучающийся может планировать темп работы индивидуально, а учитель — контролировать формирование практических навыков у каждого обучающегося. На уроке каждый выбирает вариант работы в зависимости от сложности, но на листе даны также общие вопросы, и обучающийся может предположить, каков должен быть итог урока, какой вид работы поможет в достижении целей. На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов. ИЛО помогают сделать процесс обучения именно деятельностным и реализуют образовательную функцию урока. В структуру листа сегодня включаются задания на формирование различных УУД. Это может быть контролирующий блок с заданиями разной степени сложности, направленный на контроль и актуализацию знаний, блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания по структуризации материала, работе с терминологией, по составлению кластеров разного уровня. Кроме того, есть элементы, соответствующие требованиям стандартов второго поколения, — самооценивание работы на уроке. И что очень важно — практически весь урок обучающиеся самостоятельно, опираясь на схему ИЛО, изучают новый материал. ИЛО могут включать задания более высокого уровня, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. Вся работа на этом уровне построена на том, что теоретические основы материала изучаются на примерах, практических заданиях, обучающиеся добывают знания самостоятельно, делают выводы и сравнивают их с теорией учебника или иного источника. Каждый ИЛО — это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, ИЛО можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение. Стимулом к изучению предмета и получению знаний может быть и личная значимость материала для каждого обучающегося, поэтому ИЛО включает задания и информацию именно практической направленности. В основе использования ИЛО лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие — осмысление — запоминание — применение — обобщение — рефлексия. Работа с ИЛО может быть не только индивидуальной, но и предусматривать достижение целей в микро- и макро-группах, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции. Развивающая функция урока направлена на развитие у обучающихся личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Поэтому в ИЛО включаются проблемный вопрос, развивающие задания.
Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые даёт работа по ИЛО учителю. Если обучающийся работает непосредственно в ИЛО, то есть возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Процесс разработки и подготовки как урока, так и ИЛО очень трудоёмкий. Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным «вещателем» знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как обучающиеся становятся сами учителями, исследователями и сотрудниками. Итак, можно уверенно говорить о выполнении основной функции учителя на современном уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого обучающегося.
Индивидуальный рабочий лист
Фамилия, имя_________________________________________________Класс_______
Александр Сергеевич Пушкин. РОМАН «ДУБРОВСКИЙ.»
I. Жанровые особенности и история романа: _______________________________
II. Анализ романа.
1. Восстановите последовательность событий, проставив номера.
| Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку |
| Люди Троекурова воруют в роще Дубровского |
| Первое свидание Маши и Дубровского |
| Пожар |
| Саша прячет кольцо в дупле |
| Суд |
| Дубровский останавливает карету князя в лесу |
| Обед у Троекурова |
| Письмо Маши князю Верейскому |
| Похороны Андрея Гавриловича |
| Ссора Дубровского и Троекурова |
| Троекуровы в гостях у Верейского |
2. Обстоятельства, вызвавшие ссору соседей: _________________________________
_________________________________________________
3. В чём причина сумасшествия Андрея Гавриловича Дубровского?___________
____________________________________________________________________________________________________________________________
4. Установите соответствие между событиями (сценами) и описаниями.
1) «Он шёл, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». | а) мужики Троекурова воровали лес |
2) «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки». | б) прогнал его |
3) Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? | в) Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью |
4) Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? | г) проучил прутьями |
5) «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод. | д) Дубровский в суде после провозглашения приговора |
6) Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? | е) Владимир Дубровский после похорон отца |
7) По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? | ж) вышивала на пяльцах |
8) Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? | з) церковного праздника |
9) Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? | и) отомстить |
10) С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? | к) собирал ягоды |
5. Узнайте героя по описанию.
1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»________________________________________________________
2) «…лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста»____________________________________
3) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…»______________________________
4) «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»; «надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»________________________________________________________________
5) «Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги»____________________________________________________________________
6) Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать»_________
______________________________________________________________________
7) В доме Троекурова «между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним ловко вальсировать»_________________________
8) Из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен________________________________________________________________
6. Расшифруй «антикроссворд»: дай определения словам из сетки кроссворда.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
| 5 |
|
|
|
| 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | К | у | п | ч | а | я |
|
|
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и |
|
|
| р |
|
|
|
| р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15 |
|
|
|
|
|
|
|
| с |
|
|
| б |
|
|
|
| х |
|
|
|
|
|
|
|
17 | М | а | Ш | а |
|
|
|
| 10 |
|
| т |
| 11 | к | а | м | е | р | д | и | н | е | р |
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
| Д |
|
| е |
|
|
| т |
|
|
|
| п |
|
|
|
|
|
|
|
| 18 |
| б |
|
|
| 9 | л | у | ч | и | н | а |
|
| о |
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и |
| а |
|
|
|
|
| б |
|
| е |
|
|
| в |
| к |
|
|
|
|
|
|
| 16 |
|
|
| с |
| ш |
|
|
| 13 |
| р |
|
| в |
| 4 | х | о | л | о | п |
|
|
|
|
|
| Т |
|
|
12 | П | о | к | р | о | в | с | к | о | е |
| к |
|
|
|
|
| р |
|
| 2 |
|
|
|
| и |
|
|
| р |
| и |
|
|
| м |
| в |
|
| а |
|
|
|
|
| н |
|
| Т |
|
|
|
| м |
|
|
| а |
| н |
|
|
| о |
| с |
|
|
|
|
|
| 1 | Д | е | ф | о | р | ж |
|
|
| о |
|
|
| в |
|
|
|
|
| т |
| к |
|
|
|
|
|
|
|
| т |
|
| о |
|
|
|
| ш |
|
|
| н |
|
|
|
|
| р |
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 | В | е | р | е | й | с | к | и | й |
| и |
|
|
|
|
| и |
| й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к |
|
|
|
| а |
|
|
| к |
|
|
|
|
| т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 19 | П | а | р | а | м | о | ш | к | а |
|
|
|
|
|
|
|
| л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в |
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальный лист оценивания
Ф амилия, имя
К ласс
№ урока | Дата | Тема урока | Работа у доски | Карточка (перфокарта) | Устный ответ | Домашнее задание (наличие) | Работа над ошибками |
1. | 11.02.19 | ………… | 4 балла | 3 балла | 1 балл | 1 балл | 1 балл |
2. | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Заключение
Русский язык и литература — базовые предметы. Изучение языка необходимо для того, чтобы выражать свои мысли, понимать сообщения других, общаться, делать правильные выводы из сказанного. Классическая русская литература — это обширнейший словарный запас, богатство выражений, она формирует эмоциональный интеллект, способности к выражению собственных чувств.
ЛИТЕРАТУРА
Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
Материалы сайта «Грамота.ру» на диске СарИПКиПРО «Культура речи», 2008 г.
Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
16. Якушина, Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23.
13
Легоцкая Вера Сергеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Вараксина Светлана Владимировна