Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: формирование любви к Родине с малых лет
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: формирование любви к Родине с малых лет
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Актуальность: На сегодняшний день гражданско-патриотическое воспитание – одна из ключевых задач современного дошкольного образования.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. В этом возрасте у детей закладываются основы ценностного отношения к Родине, развивается чувство принадлежности к своему народу, формируются нравственные качества, необходимые для будущих граждан страны. Работа с детьми дошкольного в этом направлении имеет свою специфику и требует особого подхода.
Дошкольники очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для позитивной социализации, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Цель: Формирование у дошкольников представлений о Родине, воспитание чувства любви к родному краю, уважения к истории и культуре своей страны, развитие чувства гордости за достижения своего народа.
Задачи:
- Формирование первичных представлений о малой Родине (семья, детский сад, город, село);
- Знакомство с символами государства (флаг, герб, гимн);
- Развитие представлений о России как многонациональной стране;
- Воспитание уважения к культурным традициям разных народов;
- Формирование элементарных знаний об истории России;
- Воспитание уважения к защитникам Отечества;
- Развитие чувства ответственности и гордости за свою страну.
Формы и методы работы:
- Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры народов России);
- Познавательная деятельность (беседы, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы, презентации, экскурсии);
- Художественно-эстетическая деятельность (рисование, лепка, аппликация, музыка, театрализованные постановки);
- Трудовая деятельность (участие в благоустройстве территории детского сада, изготовление подарков ветеранам);
- Праздники и развлечения (проведение тематических утренников, посвященных государственным праздникам и знаменательным датам).
Принципы гражданско-патриотического воспитания дошкольников:
- Доступность: информация должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть представлена в доступной и интересной форме;
- Системность и последовательность: работа должна проводиться планомерно, с постепенным усложнением материала;
- Комплексный подход: необходимо использовать разнообразные формы и методы работы, интегрировать патриотическое воспитание во все образовательные области;
- Наглядность: широкое использование наглядных пособий, иллюстраций, мультимедийных презентаций;
- Эмоциональная насыщенность: важно вызывать у детей положительные эмоции, интерес к теме;
- Деятельностный подход: дети должны быть активными участниками воспитательного процесса;
- Взаимодействие с семьей: Успешность патриотического воспитания зависит от тесного сотрудничества детского сада и семьи.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных и патриотических чувств дошкольников
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – это непрерывный процесс, который требует от педагогов творческого подхода, умения учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Только при таком подходе можно достичь поставленной цели – воспитать достойных граждан своей страны.