Статья «Групповая работа как одно из средств повышения мотивации на уроках русского языка»

6
4
Материал опубликован 18 August 2021 в группе

Групповая работа как одно из средств повышения мотивации

на уроках русского языка

«Передовые изменения в структуре и содержании образования, вызванные вхождением России в мировое образовательное пространство, поставили перед каждым педагогом  объективную задачу активного освоения и внедрения новых образовательных технологий, так как традиционные методы оказались не способны удовлетворить растущие потребности современного общества» [ Родкина 2013: URL]. Каждый из педагогов не понаслышке, а на личном опыте понимает, что обучать ребенка традиционными методами прошлого века становится невозможно. Изменилась психология ребенка, особенности его памяти и мышления, внимания, восприятия информации, поэтому процесс обучения требует активного внедрения новых методов и приёмов, направленных на активное вовлечение ребёнка в процесс добывания знаний. Если ребенок включается в активную деятельность на уроке, соответственно повышается и его мотивация.

Потеря мотивации к обучению – одна из проблем современного процесса обучения. По словам американского писателя и лектора Зига Зиглара, «мотивацию, конечно, невозможно поддерживать постоянно. Но это как принимать ванну: нужно делать это на регулярной основе». Создание мотивации заставляет современного учителя постоянно искать новые формы, методы и приемы работы, заставляющие ребенка «захотеть учиться», активно участвовать в процессе получения и усвоения новых знаний.

В данной статье я хочу поделиться возможностями использования методов и приемов групповой работы в плане повышения мотивации. Именно работа в группах, в отличие от фронтальной и индивидуальной, создает возможности для формирования коммуникативных УУД ребенка: планирование деятельности, сотрудничество в сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра. Работа в команде позволяет сформировать навыки продуктивного диалогического общения, выявлять и развивать лидерские качества, обучать умению слушать и слышать товарища, считаться с мнением окружающих. На мой взгляд, именно в этом заключаются резервы повышения мотивации посредством организации работы в группе: ребенок начинает чувствовать себя нужным и успешным в коллективе сверстников, понимает свою значимость. Именно эта значимость и создает мотивацию к активной деятельности ребенка на уроке.

Однако на личном опыте работы понимаю, как высоко должно быть мастерство учителя, чтобы правильно организовать групповую работу, сделать так, чтобы у членов группы не появлялось желание просто инертно отсидеться, не участвуя в процессе обучения, а то и получить незаслуженную оценку.

Приведу следующий пример: работая с учениками пятых классов, обращаю большое внимание на отработку умения составлять вопросы по тексту. Например, при изучении темы «Члены предложения: дополнение» предлагаю детям, разбившись на малые группы (2-3 человека), изучить тему самостоятельно. Вначале группа читает правило, затем по цепочке ребята задают вопрос – дают ответ. (Что такое дополнение?–– Это второстепенный член предложения.– На какие вопросы отвечает дополнение- на вопросы косвенных падежей. – Чем выражено дополнение? –и т.д.). По окончании работы с правилом дети совместно подбирают и записывают примеры из упражнения. Непременно обращаю внимание детей, что за результат отвечают в равной степени все участники группы. Это стимулирует детей в команде объяснять друг другу материал, совместно преодолевать трудности.

При другом варианте организации групповой работы каждая группа выполняет свою часть работы, а на следующем этапе ребята составляют общую картину изучаемого. Это может быть выборочная работа, которая применяется на этапе закрепления материала, формирования практических навыков и умений. Например, изучая тему «Словообразовательный разбор слова», делю детей на три группы и из ряда слов, обсудив ответы, группа должна выписать по заданию: 1)слова, образованные приставочным; 2)суффиксальным; 3)приставочно-суффиксальным способом. Затем каждая из групп представляет свой ответ, аргументирует его, корректирует ошибки. Как правило, такой вид работы проходит живо и интересно.

Интересна такая форма работы, как заранее подготовленные группами выступления по своим темам, которые можно преподнести творчески. Например, «Фестиваль членов предложения». Всего их пять, следовательно, делимся на 5 групп, продумываем задания: рассказать о члене предложения (мы называем это «составить досье»), подобрать интересные примеры, которые следует объединить тематически, можно творчески оформить работу в виде газеты, презентации, забавных картинок, коллажей. То же самое можно проделать и в ходе урока, только нужно позаботиться заранее о том, как дети оформят свои работы: приготовить бумагу, цветные карандаши, старые журналы, из которых можно вырезать картинки и т.п. Урок лучше делать спаренным, т.к. работа трудоемкая и очень увлекательная. В качестве предварительного задания можно попросить детей подобрать материал: картинки, высказывания — по указанной теме. Это воспитывает ответственность за общее дело. Целесообразно, чтобы задание было тематическим: «Осенние деньки», «День Матери», «Мои увлечения» и т.п. Так в полной мере можно использовать воспитательные возможности урока.

В старших классах предпочтительнее вариант групповой работы, когда при обобщении каждая группа работает над своей частью материала, а потом результаты сводятся в общую таблицу или схему. (Например, изучая тему «Синтаксический разбор простого предложения» в 8 классе, мы создаем кластер «Характеристика простого предложения»)

В плане повышения мотивации нельзя обойти вниманием следующий момент: организация распределения ролей в группе. Кто-то из них зачитывает другим вопрос, кто-то, после обсуждения, записывает ответ, кто-то контролирует время, кто-то выступает с сообщением от группы. Желательно, чтобы роль ребенка в группе периодически менялась, но при этом необходимо, чтобы ученик чувствовал себя комфортно.

Для контроля результатов работы при использовании групповых методов обучения подойдут и традиционные приёмы: контрольные тесты, которые можно провести как для одного члена из группы (когда один ученик выступает представителем всей группы), так и для всего класса. Если работа была творческой, то результат - готовый продукт: сочинение, изложение, стенгазета, информационный листок и т.д. В плане формирования мотивации важна также воспитательная роль самооценки и взаимооценки, поэтому для каждой группы готовлю оценочный лист-таблицу с графами: фамилия, оценка группы, самооценка, итоговая оценка.

В качестве еще одного примера продемонстрирую, как можно проводить коллективную работу на уроках развития речи. Тема урока «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»(5 класс) [Бакшаева, 2016: URL]. Работа в группах проводилась для создания рабочих материалов к сочинению. После коллективного составления плана ребята получили задание: наполнить рабочие материалы опорными словами. Для этого они разделились на 5 групп. Каждая группа готовила рабочие материалы по одному из пунктов плана. План сочинения:

I. Вступление. О художнике. О его картинах.

II. Основная часть. Описание картины

1. Сосны.

2. Небо и солнце.

3. Колорит картины. Запахи, звуки.

III. Заключение. Творческая манера художника. Что хотел донести до нас художник?

Следует отметить, что всем группам были розданы опорные тематические материалы: по биографии, некоторым эпитетам, терминам (например, «колорит»), а также каждому из детей была дана заготовка в виде таблицы с графами «План» и «Опорные материалы».

После работы в исходных группах производился переход, и образовались новые группы, в которых каждый из участников, теперь уже эксперт в определенной части сочинения, делился своей частью информации, ребята совместно обсуждали работу, записывали ключевые слова, удачные выражения. Итог урока — выступление каждой из групп с устным сочинением по картине.

Во время рефлексии ребята отмечали, что теперь им «легко будет написать сочинение», «работать над подготовкой к сочинению в группе гораздо интереснее», «хочется попробовать написать работу с опорой на записи урока».

Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть: работа в группах повышает не только уровень усвоения темы, но и уровень психологического комфорта на уроке, качество обучения и мотивацию к обучению, а также воспитывает ответственность перед товарищами.



Библиографический список

Петрова Ирина. Мастер-класс « Использование технологии обучения в сотрудничестве как средство формирования творческой активности учащихся» [Электронный ресурс]. URL: http://petrova09.rusedu.net/post/451/1881 (дата обращения:20.12.2018)

Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во внеурочное время // Современная педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/01/824 (дата обращения: 19.11.2019).

Бакшаева Ирина Валерьевна. Урок развития речи «Сочинение по картине "Сосны, освещенные солнцем" Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/urok-razvitiya-rechi-sochinenie-po-kartine-sosni-osveschennie-solncem-1445459.html (дата обращения:15.08.2021).







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень полезный и интересный материал!

19 August 2021

Спасибо за полезную работу!

19 August 2021

спасибо за интересный материал! особенно за ссылки.

29 October 2023

Спасибо за отзывы, коллеги!

30 October 2023

Похожие публикации