Статья «Групповая работа как одно из средств повышения мотивации на уроках русского языка»
Групповая работа как одно из средств повышения мотивации
на уроках русского языка
«Передовые изменения в структуре и содержании образования, вызванные вхождением России в мировое образовательное пространство, поставили перед каждым педагогом объективную задачу активного освоения и внедрения новых образовательных технологий, так как традиционные методы оказались не способны удовлетворить растущие потребности современного общества» [ Родкина 2013: URL]. Каждый из педагогов не понаслышке, а на личном опыте понимает, что обучать ребенка традиционными методами прошлого века становится невозможно. Изменилась психология ребенка, особенности его памяти и мышления, внимания, восприятия информации, поэтому процесс обучения требует активного внедрения новых методов и приёмов, направленных на активное вовлечение ребёнка в процесс добывания знаний. Если ребенок включается в активную деятельность на уроке, соответственно повышается и его мотивация.
Потеря мотивации к обучению – одна из проблем современного процесса обучения. По словам американского писателя и лектора Зига Зиглара, «мотивацию, конечно, невозможно поддерживать постоянно. Но это как принимать ванну: нужно делать это на регулярной основе». Создание мотивации заставляет современного учителя постоянно искать новые формы, методы и приемы работы, заставляющие ребенка «захотеть учиться», активно участвовать в процессе получения и усвоения новых знаний.
В данной статье я хочу поделиться возможностями использования методов и приемов групповой работы в плане повышения мотивации. Именно работа в группах, в отличие от фронтальной и индивидуальной, создает возможности для формирования коммуникативных УУД ребенка: планирование деятельности, сотрудничество в сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра. Работа в команде позволяет сформировать навыки продуктивного диалогического общения, выявлять и развивать лидерские качества, обучать умению слушать и слышать товарища, считаться с мнением окружающих. На мой взгляд, именно в этом заключаются резервы повышения мотивации посредством организации работы в группе: ребенок начинает чувствовать себя нужным и успешным в коллективе сверстников, понимает свою значимость. Именно эта значимость и создает мотивацию к активной деятельности ребенка на уроке.
Однако на личном опыте работы понимаю, как высоко должно быть мастерство учителя, чтобы правильно организовать групповую работу, сделать так, чтобы у членов группы не появлялось желание просто инертно отсидеться, не участвуя в процессе обучения, а то и получить незаслуженную оценку.
Приведу следующий пример: работая с учениками пятых классов, обращаю большое внимание на отработку умения составлять вопросы по тексту. Например, при изучении темы «Члены предложения: дополнение» предлагаю детям, разбившись на малые группы (2-3 человека), изучить тему самостоятельно. Вначале группа читает правило, затем по цепочке ребята задают вопрос – дают ответ. (Что такое дополнение?–– Это второстепенный член предложения.– На какие вопросы отвечает дополнение- на вопросы косвенных падежей. – Чем выражено дополнение? –и т.д.). По окончании работы с правилом дети совместно подбирают и записывают примеры из упражнения. Непременно обращаю внимание детей, что за результат отвечают в равной степени все участники группы. Это стимулирует детей в команде объяснять друг другу материал, совместно преодолевать трудности.
При другом варианте организации групповой работы каждая группа выполняет свою часть работы, а на следующем этапе ребята составляют общую картину изучаемого. Это может быть выборочная работа, которая применяется на этапе закрепления материала, формирования практических навыков и умений. Например, изучая тему «Словообразовательный разбор слова», делю детей на три группы и из ряда слов, обсудив ответы, группа должна выписать по заданию: 1)слова, образованные приставочным; 2)суффиксальным; 3)приставочно-суффиксальным способом. Затем каждая из групп представляет свой ответ, аргументирует его, корректирует ошибки. Как правило, такой вид работы проходит живо и интересно.
Интересна такая форма работы, как заранее подготовленные группами выступления по своим темам, которые можно преподнести творчески. Например, «Фестиваль членов предложения». Всего их пять, следовательно, делимся на 5 групп, продумываем задания: рассказать о члене предложения (мы называем это «составить досье»), подобрать интересные примеры, которые следует объединить тематически, можно творчески оформить работу в виде газеты, презентации, забавных картинок, коллажей. То же самое можно проделать и в ходе урока, только нужно позаботиться заранее о том, как дети оформят свои работы: приготовить бумагу, цветные карандаши, старые журналы, из которых можно вырезать картинки и т.п. Урок лучше делать спаренным, т.к. работа трудоемкая и очень увлекательная. В качестве предварительного задания можно попросить детей подобрать материал: картинки, высказывания — по указанной теме. Это воспитывает ответственность за общее дело. Целесообразно, чтобы задание было тематическим: «Осенние деньки», «День Матери», «Мои увлечения» и т.п. Так в полной мере можно использовать воспитательные возможности урока.
В старших классах предпочтительнее вариант групповой работы, когда при обобщении каждая группа работает над своей частью материала, а потом результаты сводятся в общую таблицу или схему. (Например, изучая тему «Синтаксический разбор простого предложения» в 8 классе, мы создаем кластер «Характеристика простого предложения»)
В плане повышения мотивации нельзя обойти вниманием следующий момент: организация распределения ролей в группе. Кто-то из них зачитывает другим вопрос, кто-то, после обсуждения, записывает ответ, кто-то контролирует время, кто-то выступает с сообщением от группы. Желательно, чтобы роль ребенка в группе периодически менялась, но при этом необходимо, чтобы ученик чувствовал себя комфортно.
Для контроля результатов работы при использовании групповых методов обучения подойдут и традиционные приёмы: контрольные тесты, которые можно провести как для одного члена из группы (когда один ученик выступает представителем всей группы), так и для всего класса. Если работа была творческой, то результат - готовый продукт: сочинение, изложение, стенгазета, информационный листок и т.д. В плане формирования мотивации важна также воспитательная роль самооценки и взаимооценки, поэтому для каждой группы готовлю оценочный лист-таблицу с графами: фамилия, оценка группы, самооценка, итоговая оценка.
В качестве еще одного примера продемонстрирую, как можно проводить коллективную работу на уроках развития речи. Тема урока «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»(5 класс) [Бакшаева, 2016: URL]. Работа в группах проводилась для создания рабочих материалов к сочинению. После коллективного составления плана ребята получили задание: наполнить рабочие материалы опорными словами. Для этого они разделились на 5 групп. Каждая группа готовила рабочие материалы по одному из пунктов плана. План сочинения:
I. Вступление. О художнике. О его картинах.
II. Основная часть. Описание картины
1. Сосны.
2. Небо и солнце.
3. Колорит картины. Запахи, звуки.
III. Заключение. Творческая манера художника. Что хотел донести до нас художник?
Следует отметить, что всем группам были розданы опорные тематические материалы: по биографии, некоторым эпитетам, терминам (например, «колорит»), а также каждому из детей была дана заготовка в виде таблицы с графами «План» и «Опорные материалы».
После работы в исходных группах производился переход, и образовались новые группы, в которых каждый из участников, теперь уже эксперт в определенной части сочинения, делился своей частью информации, ребята совместно обсуждали работу, записывали ключевые слова, удачные выражения. Итог урока — выступление каждой из групп с устным сочинением по картине.
Во время рефлексии ребята отмечали, что теперь им «легко будет написать сочинение», «работать над подготовкой к сочинению в группе гораздо интереснее», «хочется попробовать написать работу с опорой на записи урока».
Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть: работа в группах повышает не только уровень усвоения темы, но и уровень психологического комфорта на уроке, качество обучения и мотивацию к обучению, а также воспитывает ответственность перед товарищами.
Библиографический список
Петрова Ирина. Мастер-класс « Использование технологии обучения в сотрудничестве как средство формирования творческой активности учащихся» [Электронный ресурс]. URL: http://petrova09.rusedu.net/post/451/1881 (дата обращения:20.12.2018)
Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во внеурочное время // Современная педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/01/824 (дата обращения: 19.11.2019).
Бакшаева Ирина Валерьевна. Урок развития речи «Сочинение по картине "Сосны, освещенные солнцем" Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/urok-razvitiya-rechi-sochinenie-po-kartine-sosni-osveschennie-solncem-1445459.html (дата обращения:15.08.2021).
Елена Вениаминовна Чурина
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Бакшаева Ирина Валерьевна